Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Где искать город Фуллы и фулльский народ

28 октября, 2000 - 00:00

Украинское прошлое имеет немало проблем, которые уже не
одно поколение историков бралось решить. Одной из таких проблем являются
поиски города Фуллы и фулльского народа, которые находились в Крыму. Впервые
эту проблему попробовал решить еще в 1784 году шведский историк Иоганн
Тунманн, который написал труд о Крымском ханстве. Он, в частности, писал,
что город Фуллы — скорее всего это древнее название Кирки или Чуфут-Кале
(находится около Бахчисарая или где-то рядом), возможно, пещерный город
Мангуп-Кале. «Последнюю» попытку найти Фуллы в 1994 году осуществил Валерий
Бушаков в сборнике научных статей «Украина в прошлом», Выпуск V, Киев-Львов.
Статья называется: «О Фулльском народе и его священном дубе в жизни Константина
Философа и локализации города Фуллы и Фулльской епархии» стр. 9-31. Бушаков
выдвигает достаточно аргументированную гипотезу о том, что древний город
Фуллы «мог располагаться» на месте современного городка Старый Крым неподалеку
от Феодосии, а само слово «Фуллы» выводит из восточноиранских языков.

Что известно о Фуллах? Первое упоминание об этом городе
есть в отрывках из произведений византийского историка VI ст. Менандра
Протектора и относится до 576-579 гг. Второе упоминание есть в «Житие Иоанна
Готского». В 780 году епископ Иоанн поднял восстание против хазаров, но
позже был схвачен и заключен в Фуллах. С этого века известно, что Готской
епархии, которая была в ранге митрополии и имела кафедру в Доросе, подчинялись
семь епископий. Одна из них, Ходзирская, находилась около Фулл и реки Харасиу
(Черной). На рубеже IX и X вв. в списке епархий византийской церкви известна
уже и Фулльская епархия. До 1156 года эта епархия была присоединена к Сугдейской
(г. Судак), а с 1616 года Сугдо-Фулльскую епархию объединяют с Кафской,
которая получает название Кафско-Фульской епархии. В 1678 году снова реорганизация:
к Готской митрополии присоединяют Кафско-Фулльскую епархию, при этом в
новом образовании исчезает название «Фулльская» — Готско-Кафская епархия.
А в конце XVIII в. Российская империя захватывает Крым и значительная часть
тогда разноязычного, разноконфессийного населения была если не убита, то
выселена за пределы Крыма. Последний митрополит Готский и Кафский Игнатий
в 1778 году вместе с паствой был изгнан из Крыма и поселен на берегах Азовского
моря. В 1796 году Игнатий умирает в Мариуполе. Речь идет о теперешних азовских
греках. Вот каким образом и когда происходила русификация Крыма...

Следующее упоминание о городе Фуллы связано с деятельностью
Константина Философа. Многолетнее соперничество между Византией и Хазарией
в июне 860 года приобрело новые формы. Когда Византия на востоке воевала
с арабами и с внутренними распрями, неизвестно откуда на ее столицу напал
какой-то «новый народ Русь» и чуть было ее не захватил. Это нападение,
скорее всего, был задумано и руководилось хазарской верхушкой. Хазарское
посольство, наверное, побывало в 859 году в Византии и передало пожелание
своего кагана, чтобы приехал представитель христиан для участия в диспуте
между религиями: иудаизмом, мусульманством и христианством. Если бы кто
взял верх в этом диспуте — эту религию пообещал принять сам каган. Но главной
целью хазарского посольства была последняя рекогносцировка перед нападением
Руси на Константинополь. Это нападение было очень опасным, и не тратя попусту
времени в тот же год (860) Византия отправляет свое посольство во главе
с Константином Философом в Хазарию на религиозный диспут с заданием узнать
все о народе Руси. По «Житию» Констатин победил в диспуте, а по арабскими
источниками все было наоборот, это подтверждает и то, что каган не принял
христианства. Возвращался Константин через Херсонес, но на то время началась
зима и тогдашнее судоходство останавливалось, и византийскому посольству
пришлось зимовать в этом крымском городе. За этот период Константин находит
мощи Климента Римского (январь месяц), знакомится с Евангелием и Псалтырем,
написанными росскими-русскими письменами и еще рубит священный дуб, который
принадлежал языческому фулльскому народу. Последнее деяние Кирилла-Константина
вызывает сомнение. Очень сомнительно, чтобы посольство наводило порядок
в другой стране, причем в стране-сопернице. Следует еще учесть, что хазарская
верхушка была очень толерантна к верованиям своих подчиненных народов:
христиан, иудеев, мусульман или язычников. Кроме того, фулльский народ
был еще издавна христианским! Хотя не исключено, что какой-то дубок возле
города Фуллы была таки срублен Константином для будущих биографов. Но несмотря
на все, Фуллы и фулльский народ попали в «Житие» Константина.

Жаль, что те, кто ищет город Фуллы, не обратили внимания
на достаточно выразительную зацепку, которая бы их направила в нужном направлении.
Это то, что Ходзирская епархия находилась возле Фулл и Черной реки (Харасиу).
А река с таким названием есть и сегодня, действительно черного цвета (автор
— Т.Д.). В 1997 году я имел случай в этом убедиться, когда переходил мост
через Черную реку в городе Инкермане. Известны Инкерманские каменоломни
и пещеры церкви, которые находятся вверх по течению Черной реки. Здесь
есть скальный массив из известняка, весь покрытый выдолбленными кельями-каморками.
Много из тех каморок позже были использованы для откалывания каменных глыб.
И от келий осталось только по одной стенке, и поэтому скальная стена имеет
вид, как высокий речной берег, заселенный стрижами — речными ласточками,
которые гнездятся в земляных норках. Тогда название Фуллы, если взять с
румейского (новогреческий) — значит «гнездо, норы», которое целиком отвечает
внешнему виду этой местности. Именно здесь отбывал наказание сосланый римским
императором Траяном — Климент Римский в конце І ст. н.э. Именно здесь Климент
организовал первую христианскую общину, а в Херсонесе- Корсуне христианство
было внедрено Византией только в середине IV ст. Конечно, между этими христианскими
общинами на то время уже была достаточно ощутимая разница, которая позже
вылилась в присоединение Фулльской епарии к Сугдейской, а не к ближней
Херсонеской.

По «Житию» Климента Римского — Фуллы фактически стали первым
полностью христианским городом на земном шаре. Инкерманские каменоломни
были тем местом, куда римские императоры высылали первых христиан. Инкерманский
известняк использовался для перестройки самого Херсонеса и его многочисленных
укреплений и зданий. В общем можно сказать, что современный Инкерман является
давним городом Фуллы!

Кроме этого вывода, напрашивается еще один вопрос: если
Константин видел богослужебные книги Евангелие и Псалтырь, писаные росскими-русскими
письменами — то какой епархии принадлежали эти книги? Очень маловероятно,
что пользовался ими какой-то одинокий христианин славянского происхождения.
Действительно ли славянское письмо создал Константин? Из списка VIII в.
Готской митрополии больше всего подходит сюда епархия Гуннов, которая идет
следом за епархиями Готов, Ходзиров, Астильской, Оногурской и Ретезской,
но после Тиматархской. А это еще один плюс к теории о местном, славянском
происхождении гуннов...

Следует заметить, что Крым является ключом к решению многих
исторических проблем Украины.

Тарас ДЫШКАНТ ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД МАНГУП-КАЛЕ  Украинское прошлое имеет немало проблем, которые уже не одно поколение историков бралось решить. Одной из таких проблем являются поиски города Фуллы и фулльского народа, которые нах
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ