Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Год Святого Павла

8 августа, 2008 - 18:56
ПЕТР И ПАВЕЛ

Иудей Савл, яростный гонитель христиан, встретив на пути в Дамаск самого Христа (уже после Его смерти и Воскресения), стал ревностным проповедником христианской религии и превратился в Апостола Павла. В 65 году он был, по приказу императора Нерона, мученически умерщвлен в Риме. Сегодня Апостол Павел почитаем всеми христианами мира. Отметим также, что св. Павел и св. Петр — наиболее почитаемые среди двенадцати апостолов. (На Украине весьма почитается также святой Андрей Первозванный).

Этим летом в Риме начались торжества, посвященные 2000-летию со дня рождения святого апостола Павла, который, по разным данным, родился или в 6 или 10 году после Рождества Христова. Дни Павла, по распоряжению Папы Римского Бенедикта XVI, продлятся с 28 июня 2008 года по 29 июня 2009 года — из-за отсутствия точной дата рождения апостола. В течение года не только в Риме и Италии, но и во многих других странах мира, где присутствуют католики, пройдут сотни различных религиозных церемоний и светских мероприятий, связанных с этой датой. Многие из них будут носить экуменический характер — вовлекут в себя христиан других конфессий.

Уже сегодня паломники многих стран мира прибывают в Рим, чтобы поклониться гробнице апостола Павла, которая в 2006 году была вторично найдена в церкви «Базилика святого Павла вне стен» в Риме. Торжества открылись многочасовым богослужением в Базилике, на которое прибыли гости из многих стран мира.

ПУТИ АПОСТОЛА

Как считают исследователи, Апостол родился в местечке Тарсе Киликийском (Малая Азия), в иудейской семье, имевшей римское гражданство. Носил иудейское имя Савл и римское — Павел. Учился в Иерусалиме, прекрасно знал Ветхий Завет, владел греческим языком. Был не только ревностным приверженцем иудаизма, но и безжалостным гонителем христиан. Но в возрасте примерно 25 лет Павел обратился в христианство. Это случилось на пути в Дамаск, куда он был послан для того, чтобы преследовать христиан. Когда Савл приближался к Дамаску, он услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Павел упал на землю и ответил: «Кто Ты, Господи?». И получил ответ: «Я — Иисус, которого ты гонишь, но трудно идти против рожна — встань, иди в город и будет сказано тебе, что тебе надобно сделать...».

Павел принял крещение и несколько лет провел в уединении и молитвах. А затем вел неусыпную апостольскую деятельность, путешествуя и основывая новые христианские общины во многих местах Римской империи. За это был заключен в Иерусалиме в тюрьму; однако он как римский гражданин обратился к цезарю и был выслан для разбирательства в Рим. Мученическую смерть принял, вероятно, в 67 году — во время казней Нерона (об этом в «Деяниях апостолов» не упоминается.). Причиной казни апостола Павла якобы послужило обращения им в христианство главного виночерпия императора.

ПОРТРЕТ АПОСТОЛА

Древнее предание сохранило память о внешности апостола — апостол Павел был небольшого роста и выглядел скорее невзрачно. Но то же предание утверждает, что облик его был весьма привлекателен — особенно во время проповедей. Исследователи «Деяний Святых Апостолов» и «Посланий» считают, что он был человеком энергичным, неутомимым, способным выносить тяжелые физические и нравственные испытания. Некоторые историки (современные) считают, что Павел страдал приступами падучей болезни, хотя никаких убедительных доказательств этому нет.

В отношениях с паствой Павел иногда бывал суров и резок, особенно в полемике. Отличался также смелостью, что проявлялось в критические моменты, во время длительных путешествий. Так, однажды, когда корабль, на котором он плыл, попал в шторм, Павел сохранял хладнокровие и тем спас от гибели попутчиков.

В ОЖИДАНИИ ПАРУСИИ

Св. Павлу было присуще чувство ответственности за своих учеников и за основанные им общины. Более того — он считал себя «должником» тех городов и стран, где жители еще не слышали о Христе, не ожидали Его прихода «во славе». Как и у всех верующих христиан того времени, чувство близости Прихода Христа принимало у Павла форму ожидания скорой Парусии («Явления Господа во Славе в конце времен»). Поэтому он стремился привлечь как можно больше душ на спасительный путь — до того, как Господь снова явится миру для «Своей последней жатвы». Ради этой цели св. Павел не щадил себя, был суров с верующими и постоянно стремился их просвещать. Апостол Павел считается автором 13 сохранившихся посланий; исследователи уверены также в том, что некоторые (многие?) его послания утрачены. Писал Павел чаще всего на «койне» — всеобщем диалекте эллинистической эпохи, но пользовался также литературным языком и употреблял цитаты из сочинений греческих поэтов.

НЕУДАЧА В АФИНАХ

Павел постоянно путешествовал, пешком и на суднах, достигая самых отдаленных уголков ойкумены того времени. Он преследовал всегда одну и ту же цель — проповедь христианства всем народам. Иногда это было сопряжено с большой опасностью, иногда красноречие апостола не достигало цели, как это было, например, в столице эллинской культуры — Афинах.

Как сообщается в «Деяниях апостолов», придя в Афины, Апостол был поражен количеством «идолов» (теперь мы называем эти идолы «античной скульптурой»), украшающих этот город. Во время пребывания там Павла несколько философов-эпикурейцев вступили с ним в дискуссию и в результате оценили христианскую философию весьма пренебрежительно. А было так — любопытные греки привели Павла в ареопаг и сказали: «Можем ли мы знать, какое новое учение ты проповедуешь? Потому что мы слышим от тебя что-то неслыханное!». (Как сообщает Евангелие, афиняне более всего любили «обсуждать и слушать что-то новое».) Апостол Павел изложил им учение Иисуса Христа и, в частности, рассказал о Воскресении Сына Божьего из мертвых. Однако, когда эллины услышали о «Воскресении из мертвых», то одни из них стали насмехаться над Павлом, а другие, более вежливые, говорили: «Послушаем об этом тебя в следующий раз!». И отходили от христианского оратора.

Никто из них и подозревать не мог, что пройдет время, и именно греки создадут первую в истории земли христианскую империю — Греко-Византийскую, которая просуществует около 1000 лет.

Несколько цитат из «Посланий святого Павла»:

«Не извинителен всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же».

«Нет здесь различия между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его...»

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими ...»

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».

«Никто не ищи своего, но каждый — пользы другого!»

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ