Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Историческая биография в Украине: в поисках самодостаточности

13 декабря, 2003 - 00:00

В свое время выдающийся украинский писатель Улас Самчук, раздумывая в своих воспоминаниях «На белом коне» о судьбе и личности полковника Андрея Мельника, написал: «Немного жаль, что я не знал ближе эту контраверсийную личность, чтобы иметь полное о ней представление. Мы не очень хорошо знаем наших людей этого рода. Никаких дат, никаких конкретных более интимных зарисовок, ничего личного. Этим мы и отличаемся от европейцев вообще, которые любят биографии, и они у них имеются, и которые часто хорошо используют их для своего интеллектуального развития. Мы же не имеем биографий вообще. Иногда не знаем о людях абсолютно ничего, как будто это было во времена автора «Слова о полку Игореве». Что мы знаем о личной жизни Петлюры, Винниченко, Донцова, Маланюка? Ничего. Решительно ничего». Изменилось ли что-то за полстолетия, прошедшие со времени написания этих строк? К сожалению, нет. И к названным У. Самчуком фамилиям можно без колебаний добавить Михаила Грушевского, Дмитрия Чижевского, Сергея Ефремова и многих других украинских светочей духа.

Где же искать причины такого состояния национальной биографистики? Дмитрий Чижевский, рассуждая над проблемой нереализованности в отечественной литературе барокко «любимого жанра» этого стиля — автобиографии, объяснял его слабое распространение в Украине «чересчур заметной духовой окраской образованных кругов на Украине» и «слабостью сугубо литературных светских интересов». Не отрицая вывода известного ученого, попробуем глубже рассмотреть проблему биографистики именно через призму истории.

Вполне уместным в этом случае будет интересное наблюдение поэта и историософа Евгения Маланюка. Под впечатлением от стихотворения Шевченко «Бували войни й військовії свари...», он писал в своем дневнике: «Нам бракує тривання в рості. //«Жеруть і тлять старого дуба. //А од коріння тихо, любо //Зелені парости ростуть». Русь — Козацтво — Україна. «Слово» — Могилянська Академія — «Енеїда» — Шевченко. Звідціль — недокінченість, недовершеність («козак безверхий»), недосконалість, покаліченість, сплощеність і розклад (Гоголь) і т. д. Ніколи повної Людини». Поэт и культуролог довольно точно подметил драматическую прерванность нашей истории, сказавшуюся и на развитии культурного процесса. Ведь еще в эпоху Киевской Руси начиналась отечественная биографистика. Вспомним, например, проложное житие Кирилла Туровского или автобиографию Владимира Мономаха по его «Наставлению детям». Однако падение Киева в 1240 году под ударами татаро-монголов, а за ним упадок Киевской Руси прервали начатую традицию. И только запоздалое украинское возрождение XVII—XVIII веков, прежде всего связанное с Киево-Могилянской коллегией и академией, оживило жанровые формы биографистики. Стоит упомянуть, например, многоплановую и красочную портретную галерею украинской шляхты в летописи Самийла Величко, попытки автобиографического письма в «Диариуши Грешного Иеромонаха Димитрия, послушника Кириллового Киевского Монастыря» Дмитрия Туптало (Тупталенко), первые образцы казацко-старшинской агиографии, наконец популярные для указанного времени светские жития были прообразом жанра исторической биографии и так далее.

К сожалению, украинская трагедия героического освободительного движения Ивана Мазепы 1709 года опять прервала процесс украинского возрождения. Подготовленная Киево-Могилянской академией украинская духовная элита (Лазарь Баранович, Стефан Яворский, Дмитрий Туптало, Григорий Конисский и др.) усилиями Феофана Прокоповича была отнята у Украины и призвана творить Российскую империю. При этом и в бывшей империи, и в нынешней России личность и наследие, например Д. Туптало, считают своим духовным достоянием. Забывается, между тем, что свой самый значительный труд «Житие святых» Д. Туптало творил с благословения гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы. «С помощью Мазепы, — пишет профессор Валентина Соболь, — были преодолены большие препятствия, возникавшие со стороны Московского патриарха Якима. Москва упорно препятствовала по той причине, говорит Иван Огиенко, что таких книг не имела Московская церковь». Это не имеет значения — митрополит Ростовский Дмитрий полностью «приватизирован» нашими северными соседями. Не важно, что он был казацким сыном и себя не мыслил без Киева, что он писал свои произведения на украинском языке, что доказано Иваном Огиенко. А что же мы? Сподобились ли хоть на историко-биографический очерк, на литературный портрет земляка? Вот так отчетливо проступают проблемы, просчеты и задачи отечественной биографистики.

В то же время, приведенный пример отражает и общественно-исторический фон, на котором развивалась украинская биографистика в XVIII—XIX столетиях, и причины, препятствовавшие ее полноценному развитию:

— утрата Украиной остатков автономии и превращение ее в колонию России с одновременной ликвидацией института казацко-старшинской аристократии;

— интенсивное создание на украинских землях унифицированной по имперскому принципу административной, культурной и бытовой среды;

— мощный процесс втягивания митрополией национальных элит и создание человека имперского типа;

— почти полный переход украинской сословной и духовной аристократии на русский язык и, соответственно, чрезвычайно узкий круг национальной украиноязычной элиты;

— запрет печати на украинском языке, открытое и тайное преследование собственно украинской аристократии.

Итак, измельчал предмет биографистики — ее герой. Ведь в большинстве своем украинское панство нового времени, пришедшее на смену старшинской элите, не годилось в герои. Вспомним для примера украинскую сатиру XVIII в. «Доказательства Хама Данілея Куси потомственні». Ее герой трудом и потом достиг богатства, скупил земли, дочерей отдал «в майорские дома», сыновей вывел в коллежские асессоры. Мало того, даже на герб свой сподобился, даром, что центральное место в нем отведено лопате, «написанной ручкой вверх». И невдомек этому «новому украинцу» образца конца XVIII века, почему же и до сих пор именуют его хамом.

Блестящий собирательный художественный портрет украинской сословной элиты второй половины XVIII — начала XIX в. дает Григорий Квитка-Основьяненко. Вспомним для примера героев его комедии «Шельменко-денщик»: господина Шпака, который читает газеты один раз в год, а делом дворянской «чести» своей жизни считает судебную тяжбу с соседом-помещиком; или господина Лопуцковского, который «вояжировал» из Воронежа аж в Чернигов, или «специалиста» по внешней политике господина Опецковского и его жену Агафену Семеновну с ее исчерпывающей репликой-самохарактеристикой «у нас в Петербурге» (это наша тогдашняя диаспора). К ним добавьте сотника Забреху из «Конотопской ведьмы», который по российскому уже закону унаследовал от отца должность сотника и первое, чем должен был отметить свое вступление в должность, так это... жениться и перегородить хату, чтобы была горница (примитивное «обезьянничание» обычаев русского дворянства). А в военный поход идти — так нет, лучше топить ведьм. А еще целая семья Халявских из романа-хроники «Пан Халявский». Нашу казацкую шляхту, которая обретала и отстаивала свое право рыцарской аристократии в военной и державной борьбе, сменило «жалованное» дворянство российского образца. Предку Шпака дворянство было даровано за то, что его «родоначальник из усердия, приходил к темнице и под окошком пел шпаком», теша слух своего хозяина в тюрьме, а предок Халявского был жалован дворянской грамотой за... убийство мыши, которая могла нарушить сон господина. Не важно, что речь идет о литературных героях. Предку процитированного выше Дмитрия Чижевского дворянство было даровано также за пение, правда в придворной капелле царицы Елизаветы Петровны.

Е. Маланюк по этому поводу писал: «...Екатерина II делает одно из самых гибельных и далекоидущих своих дел: она дает нашей шляхте т. н. жалованую грамоту дворянству, которой наша казацкая шляхта, имевшая западноевропейский по своему рыцарскому происхождению характер, во-первых, раскалывается как целость, во-вторых. вливается в безликие ряды не рыцарского, а чисто «служилого дворянства» московского, которое, в силу обстоятельств, никакой «шляхтой» не могло быть, будучи дополнением к административной машине».

К счастью, мощный ген национального самосохранения сберегла уничтожавшаяся, но не уничтоженная, меньшая часть украинской аристократии в лице анонимного автора «Истории Русов», историков Дмитрия Бантыша-Каменского, Николая Костомарова, Михаила Грушевского; поэтов-романтиков — Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша и др. В сложных условиях подколониального существования, искалеченная империей национальная элита осознавала свой долг — дать современникам и потомкам биографические портреты духовых лидеров нации. Так появляется работа Николая Костомарова «История Украины в жизнеописаниях выдающихся ее деятелей» с биографиями Владимира Великого, Ярослава Мудрого, Феодосия Печерского, Владимира Мономаха, Данилы Галицкого, Константина (Василия) Острожского, Петра Могилы, Богдана Хмельницкого, Лазаря Барановича, Дмитрия Туптало, Ивана Мазепы и других. Нарабатывается определенный опыт в области историко-биографических и историко-генеалогических исследований (В. Модзалевский, В. Антонович, А. Лазаревский). Появляются биографы у наших выдающихся писателей. М. Ковалинский создает биографию Г. Сковороды, С. Стеблин-Каминский — И. Котляревского, А. Конисский — Т. Шевченко и другие. Таким образом, несмотря на открытое сопротивление имперской власти украинская биографистика делала существенные шаги, чтобы заявить свое право на существование.

Правда, выделиться в самостоятельное и самодостаточное направление науки национальной биографистике удалось только в конце ХХ века. Ведь рожденная революцией новая имперская власть, уже советская, видела личность (историка, ученого, писателя) общественным продуктом, которого создает социальная среда, умаляя при этом роль индивидуальности. Так, например, в литературоведении биографический метод был признан «буржуазным». Советская биографистика была под мощным прессом политики и идеологических догм. Не стоит теперь останавливаться на механизме его влияния на развитие биографистики — он известен и еще памятен. Широко обобщая, проблемы современной украинской биографистики можно свести к преодолению последствий заидеологизированности биографических исследований прошлого и переориентирование ее на решение сугубо национальных задач.

В то же время, несмотря на все недостатки украинской советской биографистики, в ней в целом реализовались все ответвления этой области научных исследований: создание собственно жизнеописаний, автобиографий и биобиблиографий, включая их вспомогательные сегменты (справочники, воспоминания и др.). Была определенная система, был наработан опыт (вспомним хотя бы серии «Жизнь знаменитых» в «Молоді», «Литературный портрет» в «Дніпрі» и др.), были новаторские поиски (например, проект «Шевченковского словаря»). Катастрофа национального книгоиздания в независимой Украине наиболее болезненно отозвалась именно в сфере биографистики и прежде всего в области жизнеописаний. Иногда имеется несколько диссертационных исследований поэтики, например О. Лятуринской, но до сих пор белым пятном остается ее жизнеописание. И это, как уже говорилось, касается и И. Мазепы, и М. Грушевского, и Д. Чижевского.

Нас не спасут спорадически рождающиеся издательские проекты наподобие «100 выдающихся украинцев» и тому подобное. Нужна как раз определенная система. Здесь могли бы хорошо помочь и диссертационные исследования портретного типа, ведь есть целый поток возвращенных имен. Вспомним, кстати, подвижнический труд в этой области покойного уже профессора Петра Хропко, который в течение нескольких десятилетий практиковал такие темы для своих аспирантов, кстати, несмотря на сопротивление академической науки. Как следствие, часто эти работы являются чуть ли не единственными исследованиями жизни и творчества целого ряда украинских писателей.

Очевидно, предметом именно государственного финансирования должны стать проекты серий жизнеописаний, например, «Знаменитые украинцы», а самое главное и важное, что государство должно взять на себя осуществление проекта Украинского биографического словаря. О нем уже почти десятилетия ведутся разговоры, есть даже определены наработки в Институте биографических исследований Национальной библиотеки Украины имени В. Вернадского, но, как говорится, воз и ныне там. Тем временем, в этой области биографистики есть колоссальный мировой опыт, в частности и наших соседей поляков («Польский словарь биографический») и россиян. Стоит даже сравнить потребность в проекте Украинского биографического словаря с написанием академической истории Украины.

Свидетельством того, что издание Украинского биографического словаря необходимо и своевременно, являются, так сказать, инициативы «снизу». Речь идет об отраслевых словарях и справочниках, вышедших в свет уже в независимой Украине, например, «Украинская журналистика в именах» (1994— 1998), «Биографический словарь деятелей культуры» (1994), Лысенко И.М. «Словарь певцов Украины» (1997), Огородник И.В., Русин М.Ю. «Украинская философия в именах» (1997), «Медицина в Украине. Выдающиеся врачи: Конец XVII — первая половина ХIХ веков. Библиографический словарь» (1997), Туркевич В.Д. «Хореографическое искусство Украины в персоналиях» (1999), «Украинские архивисты: Биобиблиографический справочник» (1999) и много других. Соответствующая работа проведена и на областных уровнях.

Внимание к отечественной биографистике вызвано не только и не в первую очередь тем, что сегодня мировая биографистика переживает период бурного подъема. Украинскую биографистику мы видим мощным фактором строительства национального государства.

Леонид КУЦЕНКО, доктор филологических наук, профессор Кировоградского педагогического университета им. В. Винниченко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ