Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Из рода Сулим

23 декабря, 2010 - 20:13

Мы росли в те годы ХХ столетия, когда были еще живы «осколки разбитого вдребезги». Но рассказы о прошлом были очень кратки и скупы — старшие боялись, что «непролетарское» происхождение может создать большие трудности в жизни следующих поколений — примеры такие были известны. Позже, когда стало возможным не бояться, было уже некого расспросить о прошлом.

Из семейного архива дедушкиной сестры, который, кроме меня, оказался более никому не интересен, я привезла из Москвы несколько альбомов с фотографиями и настольный альбом со стихами и рисунками. Некоторые были подписаны Павлом, Дмитрием и Екатериной Сулима, а подарен альбом был П. Викулиной в 1866 году. Эти фамилии подтолкнули меня заняться поисками связи Сулим, Викулиных и семьи моего деда, Кирсанова.

ГЕТМАН ИВАН СУЛИМА

В истории Украины до широко известного и постоянно упоминаемого гетмана Богдана Хмельницкого был имевший европейскую славу гетман Иван Сулима, чье имя незаслуженно забыто. Его многочисленные потомки разных ветвей рода хотели бы вернуть Украине память о нем, жестоко наказанном властью Речи Посполитой за разрушение крепости Кодак, которую поляки построили для усмирения Запорожской Сечи. Возможно, предательство его своими же украинцами не украшает историческую память государства, но это не уменьшает героические деяния гетмана, о которых я собрала из разных источников документальные сведения.

Неординарная личность в реестре гетманов украинского казацтва — Иван Сулима — родился в летописном, времен Киевской Руси, городе Рогоща (Городище). К сожалению, биографические сведения о нем достаточно скупы, год рождения неизвестен. В Сулимовском архиве есть запись о том, что «Иоанн Сулима з Чарней шляхтич, зашедший з немецкой земли, был за короля Зигмунда III в чине Великого канцлера коронного». Очевидно, в ХV или ХVI столетии была признана принадлежность Сулим к украинской шляхте, а вместе с тем и получены владения в Кременецкой волости на Волыни.

Иван Сулима в 1615 году поступил на службу к коронному гетману Станиславу Жолкевскому, канцлеру Речи Посполитой, главнокомандующему польских войск, которого современники справедливо называли «первой саблей Польши». От Жолкевского из его владений Сулима получил в награду за службу села Лебедин, Сулимовку, Кучаков. В 1620 году войско Жолкевского в сражении под Цецорой потерпело поражение от турок, гетман погиб, отказавшись от предложения своих офицеров покинуть поле боя.

Позже, то ли из-за ущемления поляками прав украинской шляхты, то ли в поисках приключений, Иван оказывается в Запорожской Сечи. Благодаря природным способностям Сулима вскоре приобретает авторитет у запорожцев... Вместе с Сагайдачным он и раньше покорял турецкую Кафу (Феодосию) в Крыму, Трапезунд за Черным морем, дважды разрушал окраины Царьграда (Константинополя); талантливый стратег и безумный рубака, для врагов он стал настоящей карой Божьей.

Однажды Иван Сулима попал в турецкий плен и несколько лет, прикованный к турецкой галере, провел в неволе, но в бою турок против итальянцев у греческих берегов сумел расковать свои оковы, освободил товарищей-невольников, взял в плен 300 турок и уплыл на турецких галерах. Сулима организовал несколько походов на чайках по Днепру и Черному морю, захватил Азов, Килию, Белгород, его казаки вызволили из плена тысячи невольников, взяли большие трофеи. Осенью 1628 года запорожцы на своей Раде вручили гетманскую булаву Ивану Сулиме. По всей Украине слагали песни и думы о гетмане-характернике, защитнике и освободителе христиан. Слава о гетмане Сулиме гремела тогда по всей Европе — подтверждением тому служит золотая медаль, которой за активную борьбу с турками наградил Сулиму римский папа Павел V Боргезе.

Но, естественно, Сулима имел и могучих врагов. Для турецкого султана и короля Речи Посполитой Иван Сулима был разбойником, бунтарем, который нарушает покой и порядок, поэтому турецкий султан пригрозил Польше войной, если она не укротит казаков. Чтобы избежать этой войны, не давать возможности запорожцам выходить из Сечи и прекратить приток людей из Украины на Сечь, в Польше решили возвести неприступную крепость над Кодацким порогом Днепра, на землях Сечи. Строили ее украинские крестьяне под надзором польского войска и под руководством Гийома Левассера де Боплана, известного фортификатора.

Крепость возвели к лету 1635 года. Она представляла собой четырехугольник с выступающими бастионами, оснащенными тяжелыми орудиями. В окружности крепость достигала 1800 метров. С юга и востока подход к крепости был защищен скалами, которые спускались в Днепр, с севера — глубоким яром, а с запада, со стороны степи, были выкопаны глубокие рвы и насыпаны почти двадцатиметровые валы. На валах поставили дубовый частокол с бойницами. Ворота охраняли две большие дубовые башни и подъемный мост.

В августе 1635 года нереестровые (т.е. не состоящие у поляков на королевской службе) казаки под командованием Ивана Сулимы внезапным нападением захватили эту крепость. Это было начало восстания против польского угнетения украинцев.

Польский король Владислав IV, разъяренный уничтожением Кодака, отправил в Украину коронного гетмана Станислава Конецпольского с войском, чтобы не допустить развертывания антипольского восстания.

У М. Грушевского в «Ілюстрованій історії України» 1913 года сказано об этих событиях: «...на Україні ...козаки сподівалися, що Польша вплутається в тяжку війну (со Швецией. — И. М.) й не буде мати змоги дуже пильнувати козаччини. Отже задумали саме тепер визволити ся від ненависного Кодака. Тодішній гетман козацький Іван Сулима здобув його, вхопив коменданта і казав розстріляти, інших вояків порубано й сам замок до решти знищено. Се наробило великого гніву в Польщі. Конецпольский, що вже вертав ся з шведської війни на Україну, грозив кривавим погромом козакам за таку обиду. Реєстрові козаки, щоб не допустить до війни, постановили видати тяжкому ворогові провідників того нападу на Кодак, Сулиму і його близших товаришів-старшину... Відсилаючи Сулиму і його товаришів на смерть, реєстровці просили у короля ріжних пільг: аби їх старости не кривдили, та й гроші за службу давно вже не плачені, аби раз уже їм заплатили».

Это изложение событий несколько отличается в деталях от Аркаса и архивных материалов, но зато ясен мотив предательства, совершенного реестровыми казаками.

Канцлер помиловал Павла Бута за молодость, о чем поляки потом очень пожалели, так как он позже стал казацким предводителем и в 1637 году поднял большое восстание. Остальных казнили на месте. В других источниках сказано, что под давлением турок «решением Сейма запорожских казаков осудили на казнь. 12 декабря 1635 года на центральной площади Варшавы они были обезглавлены, затем четвертованы и останки их выставлены по городу».

Погребен был Иван Сулима в селе Стевки, а не в своем храме в Сулимовке. Знаменитое нападение на Кодак стоило Сулиме жизни, но покрыло его имя бессмертной славой.

Ирина МАЛАКОВА, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ