Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Катастрофа отравленного сознания

Духовная «дезактивация» от тоталитаризма: пути и проблемы
13 мая, 2005 - 21:13
СТАЛИН, ГИТЛЕР... МАСКИ, ПОРТРЕТЫ МЕНЯЮТСЯ, ОСНОВА ТОТАЛИТАРИЗМА — ОТРАВЛЕННОЕ СОЗНАНИЕ — ОСТАЕТСЯ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

60 лет назад в Европе завершилась самая страшная из всех войн, которые когда-либо знало человечество. Разжигание любой войны — это «наиболее мерзкое преступление из всех, которые возможно совершить на Земле» (Э. Хемингуэй). Но Вторая мировая война стала явлением, которое не имеет и, будем верить, никогда не будет иметь аналогов во всемирной истории. Ни по несравнимому количеству жертв, ни по абсолютной, тотальной жестокости, ни по страшным ранам, которые она навсегда оставила в сознании сотен миллионов людей. Вот почему тот факт, что юбилейные торжества в честь нашей победы уже завершаются, ни в коем случае не может быть основанием для циничного «закрытия темы» или, тем более, сознательного привнесения в эту вечно актуальную, святую проблему элементов конъюнктурщины, политических спекуляций, дешевого формализма. Забвение здесь абсолютно непростительно; ведь, как напоминал выдающийся мыслитель ХХ века Джордж Сантаяна, «народы, которые не помнят своего прошлого, обречены заново его пережить». Есть все основания считать, что это мнение касается и Украины.

Иными словами, снова возникает главный, глобальный вопрос, крайне важный для перспектив всечеловеческого будущего: как подобное стало возможным? Коллективная мысль демократических стран человечества в общем виде уже дала ответ: сожженные, стертые с лица Земли города и села на всех континентах, концлагеря, газовые камеры, геноцид, надругательство над международным правом и еще сотни непростительных преступлений — все это стало возможным только благодаря массированному отравлению сознания целых народов (не только немецкого!), благодаря сознательному разрушению базовых, вечных основ человеческой морали. Начали со сжигания книг. 10 мая 1933 года в Берлине на площади перед университетом было устроено гигантское «аутодафе»: в костер были брошены произведения Гейне и Спинозы, Томаса Манна и Ремарка, Фейхтвангера и Эйнштейна... Доктор Йозеф Геббельс истерически провозгласил у пылающего огня: «Студенты и студентки, вы сделали великий символический поступок... Освещенные пламенем этого костра, мы даем клятву верности рейху, науке (именно так! Но не стоит удивляться, читатель, — перед нами Геббельс... — И.С. ) и нашему фюреру Адольфу Гитлеру». Томас Манн, нобелевский лауреат по литературе, который тогда уже эмигрировал из Германии, написал в одной из парижских эмигрантских газет пророческие слова (к превеликому несчастью, старая Европа не придала им должного значения): «Тот, кто сейчас сжигает книги, тот рано или поздно будет сжигать людей...» Это «рано или поздно» наступило уже через несколько лет.

Но уничтожить «плодоносное чрево, которое выносило гада» (Б. Брехт), гада тоталитаризма, можно только в том случае, если мы действительно в совершенстве будем знать механизм отравления сознания, механизм, который толкнул миллионы, казалось бы, «нормальных» обывателей на путь массового человекоубийства, агрессии, грабежей, других злодеяний. Причем полученные в итоге обобщения будут, очевидно, применимы к любой тоталитарной, диктаторской системе. Так что «фирменные» приемы пропаганды и политического стиля Гитлера (именно на них мы подробно остановимся в этих заметках) невольно будут напоминать характерные черты и Муссолини, и усатого «визави» фюрера, с которым он договорился в августе- сентябре 1939-го о «дружбе» и ненападении, и тоталитарных диктаторов наших дней. Ведь «зубы дракона» имеют типологически схожие признаки...

Еще в 1925 году Гитлер писал с редким цинизмом в «Майн кампф»: «Широкие массы состоят отнюдь не только из одних профессоров и дипломатов, и те незначительные знания, которые они, массы, имеют, направляют их скорее в сферу чувств. Их позитивные и негативные эмоции, вызванные чувством, благодаря этому чрезвычайно устойчивы. Веру труднее пошатнуть, нежели знание, любовь меньше поддается изменениям, чем уважение, ненависть продолжительнее, чем неприятие; движущей силой всех гигантских переворотов были не научные открытия — они не вдохновляли массы — а фанатизм, овладевавший массами, и иногда также овладевающая ими истерия». И далее, впридачу к этим людоедско-«философских» размышлениям Гитлера — вполне конкретные советы: «Восприимчивость масс — весьма ограничена, понимание — незначительно (всем диктаторам, по-видимому, присуще внутреннее циничное презрение к народу, несмотря на заигрывание с ним. — И.С. ), зато забывчивость велика... Только того, кто будет повторять тысячи раз простейшие понятия, масса захочет запомнить. А если уж лгать, то лгать без границ; большой лжи поверят быстрее и легче, нежели мелкой. Люди и сами иногда лгут в мелочах, но слишком большой лжи они стесняются. Поэтому им не придет в голову, что их так грубо обманывают».

Откровения не только циничные. По сути, на таких именно «рецептах» были построены (и сейчас строятся!) практические пропагандистские приемы всех этих сталиных, пол потов, трухильйо, чаушеску, саддамов хусейнов и многих других диктаторов ХХ века — имя им легион! Однако справедливость требует обязательно отметить, что еще неизвестно, кто у кого «учился», Сталин у Гитлера или фюрер у большевистских идеологов: многих, кто внимательно сопоставит, например сценарии немецких (эпохи господства нацизма) и советских массовых праздников 30-х годов ХХ века, не может не поразить их удивительное сходство. Впрочем, это уже тема для отдельного и очень важного разговора...

Обратите внимание на слова фюрера о «слабой памяти» масс. Вот на что очень часто делают ставку тираны большого и мелкого калибра, мощных и небольших стран: на паралич памяти народа, на забвение людьми прошлого, в котором — преступления, ложь, коварство и демагогия политиков. Итак, вывод для всех сторонников демократии, очевидно, следующий: наоборот, нужно помнить все — и насилие, и циничные речи в «узком кругу» преданных сатрапов, и еще многое... Это особенно тяжело сейчас, в эпоху безумных скоростей исторического времени, когда нередко можно прочитать что-то наподобие: «в далеком уже 2000-м году...» Но это исключительно важно.

Юридические приемы, с помощью которых диктаторы утверждаются во власти, могут быть разнообразными. Так, Гитлер формально не отменял демократическую Веймарскую конституцию Германии 1919 года, он только «дополнил» ее «чрезвычайными» законами (март 1933 года; главный из них демагогически именовался «закон о ликвидации катастрофического состояния народа и государства»), которыми «временно» — на самом деле вплоть до 1945 года! — отменялись конституционные гарантии свободы личности, слова и собраний; за правительством было закреплено право принимать законы без санкции парламента, причем такие законы могли и не соответствовать конституции, а Гитлер как канцлер получил право сам разрабатывать и вносить в правительство такие законы, и они вступали в силу немедленно. А Сталин, в свою очередь, украсил фасад своей империи «самой демократической в мире» конституцией 1936 года, которая также содержала широкие обещания всяческих свобод. Следующим был 1937 год... Но вот что характерно: Гитлера, например (и, по-видимому, не его одного!) отличала зоологическая ненависть к юристам, добросовестным правоведам, которые отстаивали священные принципы законности и человеческих прав. Таких он уничтожал особо жестоко.

Зная, что безликая «диктатура толпы» долго не продержится, «фюрер» (дуче, «вождь всех народов» и так далее) тщательно готовит почву для диктатуры «спасителя нации» («вождя трудящихся всего мира товарища Сталина» и так далее; дело тут, собственно, в соединении национальной и классовой ненависти, создающего ужасный «образ врага», без которого тоталитаризм немыслим!). И вот такой вождь-демагог обещает буквально всем и каждому (по очереди) все то, что они хотят услышать. Характерна в этом плане следующая тирада Геббельса (1932 год): «К сожалению, сейчас мы еще вынуждены защищать священные идеи Гете силой... Но придет время, когда мы и каждый немец прижмем Гете и его духовное достояние к своему сердцу!» Комментарии излишни... Или взять речь Гитлера от 6 октября 1939 года, в момент, когда Польша была захвачена и изнасилована агрессорами. Именно тогда Гитлер патетически предложил западным государствам, вступившим в войну, выполняя гарантии, данные полякам, «прекратить бойню и кровопролитие», «молил» их «одуматься» и «не жертвовать жизнью сотен тысяч молодых людей — цветом нации ради бессмысленной войны» и так далее. Заметим, что в конце сентября 1939 года Гитлер дал указание приступить к разработке конкретного плана захвата Франции, которой были адресованы его «мирные» предложения...

Весьма показательно, что почти сразу после прихода к власти нацистский вождь начал на многочисленных совещаниях подчеркивать необходимость создания адекватного разбойничьим задачам Третьего рейха «нового господствующего класса» и «новой прослойки руководителей» (причем опорой и того, и другого должна быть исключительно «сильная личность», которая одна может быть и гарантией экономического развития). И такой «господствующий класс» был создан. Причем важно иметь в виду вот что: этот «господствующий класс», который и «мобилизовал» духовно немецкое общество на участие в неслыханных преступлениях, вербовался в значительной степени из представителей бывшего «среднего класса» (мелкие предприниматели, владельцы магазинов и так далее), хотя были там и аристократы, и даже бывшие рабочие. Сам этот факт, который подтверждается историческими данными, опровергает стопроцентную истинность известного тезиса о том, что «средний класс» в любой стране и в любые времена является опорой и носителем демократии. Очевидно, нет правил без исключений...

Так и была создана на гигантских просторах востока Европы террористическая по своему духу тоталитарная империя, «фюрер» которой, руководствуясь дьявольским принципом «победителя никогда не спрашивают, были ли его методы законными или нет», принес невиданные беды человечеству. Помнить об этом — наш долг перед погибшими во Второй мировой, которые имеют право судить нас высшим судом.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ