Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Казахстан: кровавые «достижения» империи

История Алаш-Орды — уроки для Украины
20 января, 2017 - 10:06
СОВРЕМЕННЫЙ ЦЕНТР НЫНЕШНЕЙ СТОЛИЦЫ КАЗАХСТАНА (С 1997 Г.) — ГОРОДА АСТАНЫ, С МОНУМЕНТОМ «БАЙТЕРЕК», КОТОРЫЙ ПОЧИТАЕТ НАРОДЕ. ПОРАЖАЕТ, КАКОЙ ТЯЖЕЛЫЙ ПУТЬ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ПРИШЛОСЬ ПРОЙТИ КАЗАХСКОЙ НАЦИИ / ФОТО РЕЙТЕР

Национально-освободительные революции в конце ХІХ и начале ХХ в. на территориях Российской империи имели немало общего, и в этой истории борьбы порабощенных царизмом народов есть много примечательного, присущего лишь тому или иному этносу, и прежде всего это касается прошлого украинского и казахского народов.  К сожалению, история борьбы казахов за волю и до сих пор не нашла надлежащего отображения, а тем более оценки как в трудах украинских историков, так и — что очень странно — в наработке научных работников Турции, которая якобы позиционирует себя как модератор идеи единого тюркского мира. Еще сравнительно недавно в «Турецкой Энциклопедии» издания 1974 года в статье, посвященной казахскому этносу, термин Алаш-Орда даже не вспоминается. Да и одно из самых современных украинских справочных изданий, «Энциклопедия истории Украины», которое действительно является ценным достижением отечественной науки, в статье «Казахстан» передает хронику упомянутых событий таким образом: «В начале 1870-х гг. Казахское ханство перестало существовать как независимое государство. После Октябрьского переворота 1917 г. в Петрограде в Казахстане установлена советская власть, в 1920 г. образована Киргизская, а в 1925 г. — Казахская автономная республика в составе РСФСР.

Как говорил один историк: «Ну, это было немного не так», так как возникает вопрос — а что происходило между 1870 и 1925 годами? Как востоковед-тюрколог напомню: а было то, что и в Украине — большая национально-освободительная борьба, со своими Грушевским, Петлюрой, Винниченко, Болбочаном, Холодным Яром, (масштабы, очевидно, не очень сопоставимые) а в 30-х гг. ХХ в. наступило тотальное истребление участников национальной революции  и количественно небольшого круга интеллигенции, а еще страшный голодомор (собственно геноцид) в те же самые годы, что и у нас — вот здесь все очень даже соразмерно: умер каждый четвертый казах. Президент Казахстана обнародовал этот факт всему человечеству только недавно. Конечно же, статья о казахской революции — это лишь фрагмент из истории Туркестана, самобытного региона Центральной Азии. К сожалению, Центральная (или как раньше нас учили, Средняя) Азия, уникальное явление в геополитике и экономике, до сих пор остается на периферии внимания украинской науки и власти. А вскоре может случиться, что учитывая внимание к этому огромному региону со стороны двух мощных соседей с Запада и Востока — Украина не успеет вскочить даже в последний вагон того поезда, который помчит от Зауралья и до океана. Разве не достаточно того, что мы смалодушничали в недавнем прошлом и не уделили пристального внимания взаимоотношениям с Туркменистаном, собственниками энергоносителей.    

Известно, что в отличие от татар, а особенно узбеков, которые  имели уже достаточно большую многовековой урожай в области писательства, что и готовило их к повседневной битве за суверенность отцовских территорий, казахи подали свой голос достаточно поздно: только в ХІХ веке предстал перед своим народом Абай, поэт, который положил начало письменной литературе. Этот поэт — личность образца Шевченко и Франко. На почве его мировоззренческой позиции вспыхнул огонь национальной революции в Казахстане.

Но вернемся коротко к истории.  В ХVI—ХVII вв. возникает и развивается первое Казахское ханство с тремя жузами (улусами): от Алтая на востоке до реки Урал на западе, от реки Ишим на севере до современного Ташкента на юге — огромная, но мало заселенная территория: лакомый кусочек для «царата»! В 1731 году самобытное казахское государство наконец разгромило войско джунгаров (сегодня — калмыки), которые длительное время своими набегами мешали объединению казахского этноса. В середине ХVІІІ в. взошла заря большого казахского политического деятеля Абилай-хана, который сумел дипломатически держать баланс между посягательствами Российской империи и Китая и не соглашался на любое подчинение. Сегодня Казахский университет международных отношений и мировых языков носит имя Абилай-хана.

После смерти Абилай-хана «царату» удалось с большим успехом посеять раздор между тремя составными частями казахского этноса, и уже в 1740 г. Младшие и Средние жузы оказались в подданстве России. Царское правительство ликвидировало ханскую власть и внедрило общеимперскую систему управления. В  1846 г. к России был присоединен и Старший Жуз, чтобы образовать между Башкирией и Казахстаном «русскую область» — читайте: «русский мир». Империя отняла у казахов их земли к востоку от реки Яик (Урал) и выселила оттуда все тюркское население, переселив на их место в процессе столыпинской аграрной реформы полмиллиона украинских и русских крестьян, которым было отведено свыше 17 млн десятин земли. Кстати, туда было отправлено и борцов Колиивщины, да и Шевченко, а уже в ХХ в. героев УПА, а еще и крымских татар, чеченцев, ингушей, балкарцев, немцев Поволжья — терпите, казахи! Кремлевское  Политбюро по накатанной режимом схеме  создавало  на казахских землях, высказываясь словами Солженицина, «подбрюшье России». Таким образом началось разрушение традиционного, присущего степному населению, строя и национальной культуры. Но флаг борьбы за независимость родины подхватил внук хана Абилая, самый выдающийся лидер казахского освободительного движения в ХІХ в. Кенесары Касымулы (в историографии времени СССР  — Кенесары Касымов (1802—1847). Повстанческое движение на казахских территориях сначала начали Саржан, старший брат Кенесары, и их отец Касым. Восстание имело непримиримое отношение к колонизации казахских территорий Россией, которая все сильнее и сильнее проникала вглубь степи, распространяя пограничные черты и возводя военные крепости. Но после того, как отец и брат Кенесары были коварно убиты, освободительную борьбу возглавил сам Кенесары, который сначала хотел уладить дело мирным путем: направил обращение к Николаю І, писал письма губернаторам — он предлагал, чтобы страна казахов развивалась на принципах политики хана Абилая. Не тут-то было! И в российской, и в советской историографии Кенесары называли либо разбойником, либо самовольным лидером реакционного феодально-монархического движения. Зато сегодня Кенесары на государственном уровне признан лидером национально-освободительного движения казахов в 1837—1847 гг. за независимость от Российской империи, а на правительственной площади в Астане построен величественный памятник — кажется, будто фигура батыра Кенесары на коне возвышается над  городом.

Борьбу с империей Кенесары начал с разрушения военных крепостей, и когда его войско насчитывало уже около 20 тысяч батыров, вооруженных, правда, луками и саблями еще с дедовского наследства, «царат» прибегнул к унаследованным от Золотой Орды методам: сеять зерна раздора и раздавать обещания перебежчикам и изменникам. А их было немало, ведь в сентябре 1841 г. представители трех жузов избрали Кенесары общим ханом всех казахов, а это раздражало глав некоторых родовых объединений. После многолетней изнурительной борьбы с российской армией, оснащенной огнестрельным оружием, повстанцы перешли на просторы киргизов: У Кенесары была надежда поднять на борьбу и этот народ. Но в час решающего боя султан Рустем и Сатпай, глава одного из родов, предали повстанцев, выведя свои отряды из рядов народных мстителей. Чем не картина Полтавской битвы? В 1847 г. окруженный войском киргизских феодалов-манапов небольшой отряд Кенесары потерпел поражение, а сам лидер был захвачен в плен и казнен самым отвратительным образом: отрубленную голову Кенесары изменники наперегонки повезли как трофей в Омск царским начальникам — позже какому-то из варваров царь послал орден.

Но за два года до казни Кенесары в деревне около Чингизских гор в семье феодала Кунанбая родился мальчик, которому суждено было еще раз разбудить родной народ и направить на путь самосознания казахскую нацию. Это Абай. Это он повлиял на эволюционные процессы культурно-духовной жизни народов Центральной Азии, способствовал развертыванию освободительной борьбы с имперскими амбициями царизма. На почве творчества и общественной деятельности Абая появилась первая казахская политическая партия Алаш и развилось национально-освободительное движение.

В водовороте событий 1905 г. группа этнических казахов создала в сердцевине российской партии кадетов почву для формирования своей национальной партии. На Первом Всеказахском съезде в Оренбурге 21—28 июля 1917р. состоялось организационное оформление партии «Алаш» (1917—1920), основной целью которой было требование автономии Казахстана. Председателем партии стал Алихан Букейханов (Alihan Bokeyhan, 1872—1937), известный общественный деятель, журналист, этнограф. Официальный орган партии получил название «Казак», то есть самоназвание народа.  На этом же съезде было принято решение по 14 вопросам, в частности ключевым: форма государственного строя России (парламентская федеральная республика с президентом и законодательной Думой), равенство республик в составе России, равенство языков, республика казахских территорий с проблемой территориально земельного благоустройство казахского населения, подготовка к выборам в Учредительное собрание и тому подобное. Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами, первоочередным заданием видел общее избирательное право и пропорциональное национальное представительство.

В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных в процессе выборов (262404 голоса), «Алаш» заняла восьмое место среди полсотни партий, которые действовали в России перед Октябрьским переворотом. Современное состояние информации позволяет установить лишь приблизительно количественный состав членов партии. Ее активом были 12 алашевцев — юристы, журналисты, писатели, врачи, преподаватели, научные работники, в частности: Миржакип Дулатули (1885—1935) — поэт, один из лидеров национально-освободительного движения и Народного Совета «Алаш-орда», Алпинбай Калменов (1888—1938) — депутат Госдумы ІІ созыв от Уральской области,  Ильяс Джансугиров (1894—1938) — классик казахской литературы, первый председатель Союза писателей Казахстана, Мухаметджан Тинишпайули (1879—1937) — депутат Второй Госдумы России, премьер-министр  Туркестанской автономии, Мустафа Шокай (1890—1941) — идеолог борьбы за независимость Единственного Туркестана. Всех их уничтожили если не в 1937 году, то годом раньше или позже. Что касается других 24 членов этой партии, то сегодня известны лишь их фамилии.

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Григорий ХАЛИМОНЕНКО, доктор филологических наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ