Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мужество мысли

Геополитические видения Юрия Липы в контексте современности
15 октября, 2004 - 19:10
ОДНА ИЗ РАБОТ ЮРИЯ ЛИПЫ, НЕДАВНО ИЗДАННАЯ В УКРАИНЕ / ЮРИЙ ЛИПА В МОЛОДЫЕ ГОДЫ

Более шестидесяти лет назад, 20 августа 1944 года, пуля энкаведиста оборвала жизнь большого украинского патриота, врача, писателя и политического мыслителя Юрия Ивановича Липы (1900 — 1944). К сожалению, этот неординарный человек в нашей истории еще мало известен широкой украинской общественности и в мире, чего он, безусловно, заслуживает. В данной статье мы рассмотрим только одну грань его разносторонней деятельности, которая приобрела яркий блеск в последние годы его короткой жизни, а именно исследовательскую работу в области геополитики.

Коротко о жизненном пути Юрия Липы. Родился 5 мая 1900 г. в Одессе в семье известного общественного деятеля-патриота, врача по профессии — Ивана Липы. С детства чувствовал горячую любовь к родному краю и проникся идеями освободительной борьбы украинского народа. Когда вспыхнула революция 1917 года, он вместе с отцом был в рядах тех, кто взялся за построение украинского государства, служил ему в те бурные годы. На это время приходятся и его первые журналистские попытки — составлял листовки. По окончании гимназии поступил на юридическое отделение Каменец-Подольского украинского университета. Оказавшись после неудачи украинской освободительной борьбы в эмиграции в Польше, в 1922 году поступает на медицинский факультет Познанского университета, который и заканчивает в 1929 г. как специалист-терапевт. Прошел он и военно-медицинскую подготовку. Потом работает ассистентом в Варшавской клинике внутренних болезней, стажируется за границей, а затем открывает частную практику. В начале 30-х гг. выпустил несколько пособий по фитотерапии, в которой достиг значительных успехов. Книга «Лекарства под ногами!» о лечении травами и по сей день пользуется популярностью.

Отказавшись эвакуироваться на Запад в 1943 г., переезжает с семьей в Яворов, где занимается врачебной практикой. Не отказывал в помощи и раненым воинам УПА. И однажды ночью в августе 1944 г. его куда-то повел советский офицер и из того путешествия он живым не вернулся. До сих пор неизвестно, знали ли его убийцы, кого они замордовали до смерти.

Юрий Липа, занимаясь своими медицинскими делами — учебой, стажировкой, врачебной практикой, — рос и формировался как общественный деятель-патриот. Человек многогранный, он не оставлял литературного творчества. Писал рассказы, стихотворения, публицистические статьи, упорядочивал наследие своего отца Ивана Липы. Как указывают некоторые авторы, ходил на лекции в Варшавскую высшую школу политических наук.

Как человек интеллектуальный, он не мог не видеть, что делалось с начала 30-х гг. в Европе. Как украинца, неравнодушного к судьбе своей отчизны, его это тревожило и волновало. И действительно, межвоенная Европа стала свидетелем фундаментальных перемен в своем геополитическом пространстве и в мире в целом. В Италии постепенно выстраивался основанный на левой фразеологии фашизм с личным культом Муссолини и экспансионистскими поползновениями. Речь шла ни много ни мало о создании новой Великой Римской империи, завоевании всех берегов Средиземного моря.

В Центральной Европе, в промышленно высокоразвитой стране — Германии, власть оказалась в руках нацистов, не скрывавших свое желание утвердить «новый порядок в Европе», построить «тысячелетний Рейх», в котором не-немцам предназначалась роль дешевой рабочей силы. Немецкие нацисты взяли на вооружение две «теории» для оправдания своего тоталитарного режима произвола и международного разбоя. На первое место выдвигалось псевдонаучное утверждение о неравенстве человеческих рас — за исключением «расы господ» — арийцев, которыми они считали только германцев, все остальные провозглашались неполноценными, которые должны им служить. Кроме евреев и цыган к неполноценным причислялись также славяне. Славян Гитлер ненавидел за то, что, как он считал, по их вине распалась Австро-Венгерская империя и это обрекло немецко-австрийскую коалицию на поражение в Первой мировой войне.

Для оправдания политики агрессии и аннексий в отношении соседних государств использовали законы новой науки — геополитики, представители которой доказывали, что внешнюю политику государств определяют их природные условия, географические факторы. В неабсолютизированном виде эта наука, на наш взгляд, вполне пригодна для определения и анализа внешнеполитического курса любого государства: ее законы, как они были определены ее классиками, имеют вполне объективный характер. Зря советские идеологи, назвав геополитику «фашистской наукой», отвергли и ее наработки, а взяли на вооружение одни идеологические марксистские стереотипы. Нацистские верховоды схватились за так называемую теорию «Lebensraum», то есть «жизненного пространства», которого якобы не хватает немецкому народу, поскольку победители — страны Антанты — отобрали у него все колонии. А это, дескать, дает Германии право захватывать территории других народов, в первую очередь, славян. На Запад давить нацисты сначала боялись.

На Востоке Европы постепенно усиливался еще один тоталитарный монстр — СССР, выползший из большевистского переворота 1917 года. Под его властью находилась большая часть украинского народа, который стал жертвой голодомора, раскулачивания, чисток, истребления национальной интеллигенции. Тоталитарный режим Москвы, как и нацистский, не предвещал ничего хорошего украинцам — ослабленной, разорванной на куски между четырьмя чужими странами, бездержавной нации.

Юрий Липа не мог не задумываться над судьбой Украины, которая оказалась на историческом раздорожье, и не было видно пути, который бы ее вывел на широкое поле свободы и прогресса. Бесспорно, он знал о деятельности ОУН и, по- видимому, видел, как человек аналитического ума, всю беспочвенность надежд на помощь Украине со стороны Рейха, хотя тот и вел подрывную деятельность против Польши и в то время якобы противостоял большевистской России. Забегая наперед, скажем, что Ю. Липа не ошибался: события вокруг Карпатской Украины, а затем и печальноизвестный «пакт Молотова — Риббентропа» развеяли последние иллюзии у многих украинцев. Дополнила картину, но уже позже, реакция нацистской Германии на факт вполне лояльного провозглашения самостийной Украины во Львове 30 июня 1941 г.

А в середине 30-х гг. Ю. Липе стало ясно, что столкновение двух тоталитарных гегемонистских режимов при чьей-либо победе свободы Украине не принесет, она может стать только ареной разрушений и человеческих трагедий. Чужой помощи ждать бесполезно.

Спасение может прийти только изнутри, от самих себя, от мобилизации всех сил, в первую очередь, духовных, чтобы выжить и победить. Для этого нужно, считал он, познать самих себя, свое «Я», свое прошлое, глубины духовности, чтобы встать с колен и сбросить комплекс неполноценности. Наверное, ему вспоминались слова И. Франко из «Пролога» к поэме «Моисей»:

Невже тобі на таблицях
залізних
Записано в сусідів бути гноєм,
Тяглом у поїздах їх
бистроїзних?
........................................................
Та прийде час, і ти огнистим
видом
Засяєш у народів вольних колі,
Труснеш Кавказ, впережешся
Бескидом,
Покотиш Чорним морем гомін
волі
І глянеш, як хазяїн
домовитий,
По своїй хаті і по своїм полі.

Во всяком случае таким духом пронизана его книга, названная «Предназначение Украины», вышедшей в 1938 году во Львове. Эпиграфом к первой части он взял слова английского писателя Редьярда Киплинга: «Нации проходят, и после них нет и следа, но история дает нам нагую причину этого, простую и единственную разгадку во всех случаях: пали народы потому, что не были приготовлены».

Эта работа Ю. Липы вышла в книжной форме в Нью-Йорке (1953) и перепечатана во Львове в 1992 году, но, как кажется, нашла немного ценителей и вдумчивых последователей высказанных в ней идей. Ибо, действительно, в период «создания нации» и «создания государства», который мы якобы все переживаем, такая лектура при всех ее вполне понятных, учитывая время ее написания, недостатках, должна быть обязательной для всех политиков и политологов, да и высшего руководства государства.

Причина такого отсутствия внимания к этому действительно уникальному произведению Ю. Липы заключалась, по нашему мнению, у одних — в неприятии его идей, у других, возможно, в сложности положений, выдвинутых автором, а у некоторых — в необыкновенности употребляемой им терминологии. Ведь не стоит забывать о годах, когда он писал эту книгу и другие, позднейшие, трактаты. Например, он оперирует словом «раса» — пишет: «украинская раса». Увидишь и сразу становится не по себе! Но он имеет в виду не расу в антропологическом понимании, а привычное нам сегодня слово «этнос» или «нация», в зависимости от исторической эпохи, к которой оно относилось. Не меньшее удивление может вызвать слово «империя», которое употреблял Ю. Липа и еще некоторые украинские авторы того периода в отношении Украины или Киевской Руси. Действительно, такая терминология может сбить с толку непривычного читателя. Кажется иногда, если бы можно было «транспонировать» его текст с использованием нынешней терминологии, все стало бы на свои места. И само название книги «Предназначение Украины» для нас, нынешних, звучит словно мессианский трактат. Мы, сегодняшние украинцы, так далеко не заходим в своих построениях. А он пошел... Ибо увидел пропасть, перед которой стояла Украина.

Он указывает, что украинцы, в первую очередь, должны самоидентифицироваться как народ, причем великий народ, который по праву занимает свое место на земле, имеет свою собственную славную историю. Только после этого другие народы смогут идентифицировать украинцев и не путать их с другими народами, что имеет место, к сожалению, и доныне.

Из его работы следует, что украинцы должны ориентироваться на свои собственные силы и ресурсы, для чего нужно самим для себя открыть свои возможности — как материальные, так и духовные. Все это, считает Ю. Липа, поможет преодолеть комплекс неполноценности. Автор верит в это, поскольку убежден, что в глубинах украинского этноса таится великая сила. При этом он ссылается и на трипольскую культуру, и на проявления эллинизма, и на «апостольские традиции Киева». Важное значение для него имеет то, и он это неоднократно подчеркивает, что украинцы являются нацией «органичной», которая возникла и укоренилась на своей собственной территории, а не является «советской мешаниной» или «американским конгломератом». Она имеет традиции и «відпорність».

Следует отметить, что Ю. Липа выступает критиком тоталитаризма, для него это — «принижение чужого», «стиль маршевых колонн», «диктат» (как характер и средство управления в СССР), развенчивает как раз тогда восхваляемую конъюнктурную яфетическую «теорию» академика Марра. Об этом он пишет: «... «нова совітська мова» зістанеться не більше як зразком тюремної говірки (арго) велетенської тюрми СРСР. І більш, мабуть, нічого не залишить совітський чудодій Марр по своїй розпачливій і нахабній спробі (то есть попытке создать советский язык. — Ю. К. ). І це буде ще одним доказом безсилості совітської механічності».

Рассматривает он и географическое положение Украины с точки зрения учения классической геополитики, отмечает роль морских путей, рек, путей сообщения по суше и по морю, а также воздушных путей. При этом отмечает важность территории Украины как транзита для развития торговых связей с Ближним и Средним Востоком. «Українські землі не є ніякою закутиною. Під оглядом торговельним і геополітичним — це одна з найвагоміших земель світу. Це значіння України тільки зросте в сучасному. Бачимо, що Україна від початку існування осілого в ній населення аж донині була краєм, завжди зв’язаним з великими торговельними магістралями. В будучині треба сподіватися скорше збільшення її значіння серед видатних геополітичних одностей світу», — так завершает Ю. Липа второй раздел своей книги.

Хотя он и выступает, отталкиваясь от разработанной на Западе геополитической теории, все же украинский мыслитель не слепо идет за западными авторитетами. Третью часть книги он начинает словами (внимание к терминам!): «Дивно було б і небезпечно трактувати призначення краю як витвір виключно землі й географічних умовин. Багато може вплинути оточення на поводження якоїсь людської збірноти, але все ж людина не рослина, що її формує земля й підсоння. Шляхи комунікаційні і торговельні шляхи багато значать для розвою народу чи раси, але це ще не все. Самою географічною конечністю не можна окреслити перспектив історії. Історичні напрямні не випливають безпосередньо з середовища».

Далее он исследует то, что мы сегодня назвали бы «ментальностью», пытается определить этнопсихологию украинцев, показать, как она складывалась, из каких элементов («первнів» — у него) и в какой мере. Конечно, не все его замечания выдержали бы сопоставление с современной наукой, но важно то, что он высоко оценивает характер украинцев, их связанность с землей, понимание «дома», «хаты» как родины, наконец, здоровый консерватизм. По его мнению, «бацилла пораженчества» проникла в украинскую духовность совсем недавно, автор призывает как можно скорее от нее избавиться. Ю. Липа осуждает и отвергает все, как он считает, навязанные украинцам идеи: славянофильство, русский социализм, коммунизм, евразийство и др.; необходимо, по его мнению, порождать свои, украинские «генеральные идеи», для чего нужно достигать глубин украинского духа. Это касается и идей истории. Он пишет: «...коли для здобуття одності з недавньою історією не треба посередників, то для одності з давніми віками треба істориків із суцільними переживаннями історії. Тоді виросте велика історія. Лишень треба визволитись. Треба визволитися від змови істориків. Легко на війні вогнем бити в позиції ворога, тяжче вгадувати чужі пропагандистські й провокаторські посуви в українському житті, але річ незмірно тяжча дослідити, хто і як, чому і де затроїв українців чужим історизмом». Он считал уничтожение самобытности украинцев, в частности Москвой, уничтожением народа. Призывал к единству, солидарности, становиться самими собой, отвергать всякое «обезличение», поскольку у нас одна «будущность».

Нигде в его трудах, в «Предназначении...» также, нет никаких проявлений религиозной нетерпимости, разделения на «папіжників» и православных, он воздавал должное митрополиту Андрею Шептицкому.

Уже в этой, во многом историософской работе в завершение он высказывает свои геополитические взгляды. Заявляет, что ось Восток — Запад наиболее вредна для украинцев, поскольку двигаясь на Восток через Россию, мы отрываемся от своей базы и станем только «мальчиками на побегушках» для более сильных. Он считает, что «только ось Юг — Север является осью украинских земель» и тому «геополітично беручи, для української державності потрібні є принаймні Чорне море і верхів’я Дніпра, в усякому разі, завжди південно-північна вісь». Это ни что иное как «Путь из варяг в греки». Значение его хорошо понимают в Москве, и потому попытки украинской дипломатии выстроить Черноморско-Балтийскую структуру сотрудничества все никак не могут реализоваться. Зато Россия уже разрабатывает явно конкурентный проект использования транзитных путей через Волгу и Каспий. В 2002 г. в Москве был проведен российско-иранский Международный научный симпозиум «Диалог цивилизаций: исторический опыт и перспективы ХХI века», который, среди прочего, призывал сформировать Международный транспортный коридор Север — Юг, возродить «Великий волжский путь», создать новое туристическое направление «Путь из варягов в персы».

Окончание читайте на следующей странице «История и «Я»

Юрий КОЧУБЕЙ, преподаватель Дипломатической академии Украины при МИД Украины. Иллюстрации предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ