Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На пути к пониманию

Полтавская битва глазами шведских экспертов
16 ноября, 2007 - 18:44
ПОРТРЕТ КОРОЛЯ ШВЕЦИИ КАРЛА ХII. С ГРАВЮРЫ ВИНДА

За последнее время интерес общественности к Великой Северной войне и ее решающей битве, произошедшей возле Полтавы 27 июня 1709 г., вырос значительно. Решающую роль в этом сыграли национальные и зарубежные средства массовой информации. Так, во время визита президента Российской Федерации в Киев среди вопросов, которые он обсуждал со своим украинским коллегой, был и вопрос о праздновании 300-летия битвы. Для Полтавы это имеет особенное значение, поскольку городу предстоит принимать много гостей, которые наверняка захотят посетить место, где произошло событие, ставшее поворотной точкой в европейской истории XVIII столетия. Это непростая миссия, если принять во внимание, насколько противоречивые оценки вызывает как сама битва, так и деятельность отдельных ее участников. Достаточно вспомнить нашумевшие в свое время фильмы Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу» и Олега Ряскова «Слуга государев», массу статей в газетах и интернет-изданиях, посвященных этой теме. В таких непростых условиях только взвешенный и деликатный подход к организации всего, что будет связано с 300-летием Полтавской битвы, позволит оставить дату 27 июня 2009 года в нашей истории не залитою краской (неважно, какого цвета) и не запятнанною конфликтами любого рода.

Автор этих строк, отдавая полный отчет в том, насколько отличаются оценки как самой битвы, так и ее последствий в российской, украинской, шведской и польской историографии, хотел бы просто рассказать читателям о точках зрения на приближающееся событие, высказанных его друзьями-историками из скандинавских стран. Кстати, очень часто именно непонимание (или нежелание понимать) скандинавскую ментальность значительно затрудняло реализацию совместных культурных и коммерческих проектов. Отличительной особенностью этой самой скандинавской ментальности является абсолютное уважение партнера и желание избежать возникновения какой бы то ни было конфликтной ситуации. Шведы не любят грандиозные проекты, в которых ничего не понятно, но любят шаг за шагом планировать и выполнять пусть небольшие, но конкретные обязательства. Сотрудник посольства Швеции в Москве Константин Иванов написал очень полезную для понимания психологии скандинавов книгу «Все, что вам надо знать про Швецию», которую можно посоветовать всем, желающим наладить плодотворное сотрудничество с потомками бесстрашных викингов, обитающих ныне на севере Европы.

Первым моим собеседником был генерал шведской армии в отставке Эйнар Лит (Einar Lyth). Он получил образование в нескольких военных академиях европейских стран, занимал высокие посты в шведской армии, принимал активное участие в формировании внешней политики Швеции во времена холодной войны. Большой любитель военной истории, Эйнар Лит активно участвует в работе шведского общества военной истории (Svenskt Militarhistoriskt Bibliotek — SMB), печатает статьи по вопросам военной истории. На вопрос о том, как ему видится дата 27 июня 2009 года, он сказал, что, прежде всего, он категорически против пышного торжества и костюмированного представления на поле битвы, где все еще лежат около 6000 шведских воинов, над местом упокоения которых нет могильного кургана с крестом. Он активный сторонник проведения международной научной конференции, где вместо уже ставших популярными пустых докладов, представляющих собой компиляцию давно известных фактов, были бы приведены новые данные, найденные в архивах России, Украины и других стран Европы, а также их интерпретация. Швеция могла бы принять участие в издании книг о Великой Северной войне, дневников непосредственных участников битвы, старинных архивных документов с переводом на несколько языков, карт и т.д. Сам генерал, кстати, уже много раз посещал Полтаву, хорошо знает поле битвы и его памятники. Одна из проблем, о которой постоянно говорит Эйнар Лит, — это низкий уровень знания иностранных языков в Украине, что сильно ограничивает возможности живого, непосредственного общения не только с историками, но и с официальными лицами. Определенный дискомфорт ощущают иностранные гости Полтавы, когда они видят в музеях пояснения только на украинском или русском языках. Да и сама военная история как в Украине, так и в Скандинавии интересна преимущественно тем, кому за пятьдесят. С горечью и досадой говорил шведский генерал о нашем бессилии победить мусорные свалки даже в национальном историко- культурном заповеднике «Поле Полтавской битвы», куда едут гости из разных стран мира. Еще в 1911 году несколько шведских офицеров после посещения Полтавы подали рапорт в Генеральный штаб с предложением нанять несколько местных жителей, чтобы присматривать за памятником погибшим шведам в Полтаве, поскольку городские власти не могут решить эту проблему самостоятельно…

Питер Энглунд (Peter Englund), наверное, — один из наиболее популярных шведских историков и писателей, почти все книги которого становятся бестселлерами. Его книга «Полтава. История гибели одной армии» уже переведена на английский и русский языки. Сейчас, при активной поддержке Шведского института (Svenska Institutet) завершается подготовка к изданию украинского перевода этой книги. В отличие от других версий, в украинской будет представлено много графического материала, что сделает книгу привлекательной для многочисленной читательской аудитории. Автор собирается посетить Украину и присутствовать на презентации книги. Кроме того, Питер Энглунд оказывает большую поддержку группе шведских военных археологов во главе с Бу Кнаррстремом (Bo Knarrstrom), которые в рамках проекта «Полтава-300» в течение 2007—2009 гг. будут проводить комплексное археологическое обследование поля Полтавской битвы с применением современных технологий. Это позволит установить точное расположение на местности редутов и укрепленного лагеря русской армии, основных мест захоронений воинов Карла XII. Питер Энглунд считает, что такое исследование позволит также ответить на многие вопросы относительно состояния шведской армии во время битвы, характера ранений, полученных от огнестрельного и холодного оружия, и т.д. Документы раскопок 1911 года, хранящиеся в военном архиве Стокгольма, позволят точно идентифицировать главные места массовых захоронений шведских воинов на поле Полтавской битвы. Потом, считает Питер Энглунд, можно подумать о привлечении шведских бизнесменов для возведения памятника на этом месте.

Пер-Андерс Лундстрем (Per- Anders Lundstrom) — директор общества военной истории Швеции (SMB), которое объединяет в своих рядах около 40000 членов. Для страны, население которой едва превышает восемь миллионов, эта цифра достаточно большая. Почетным членом общества является король Швеции Карл XVI Густав. Общество ставит своей целью популяризацию военной истории в Швеции, издание книг исторической тематики, проведение книжных ярмарок и презентаций. Сам директор общества имеет три высших образования: в области менеджмента, истории и юриспруденции. Он, в отличие от предыдущего собеседника, прежде всего бизнесмен, причем типичный шведский бизнесмен. Он никогда не пускается в авантюры, старается все просчитать наперед и предусмотреть все возможные препятствия и проблемы. Все идеи, связанные с созданием туристической инфраструктуры на поле битвы с привлечением шведского капитала, он называет утопическими. Это, считает Пер-Андерс Лундстрем, должно быть полностью делом органов местного самоуправления, которые, в свою очередь, должны привлекать к посильному участию в таких проектах местных бизнесменов. Как человек, хорошо знающий историю Украины и Полтавской битвы, он считает, что надо уделить большое внимание вопросам обустройства могильного кургана на том месте, где во время раскопок 1911 года было обнаружена наибольшая братская могила воинов Карла XII. При этом он считает, что шведский мемориал должен быть спроектирован с учетом национальных традиций. На территории самой Швеции есть много братских могил воинов, которые, как правило, очень скромные, но всегда хорошо ухожены. Шведы не любят помпезных памятников, отдавая предпочтение курганам с гранитными обелисками или крестами, где много диких цветов и всегда аккуратно пострижена трава. Пер-Андерс Лундстрем придерживается той точки зрения, что такой мемориал надо открывать достаточно скромно, без торжественных церемоний. Несколько лет назад шведская компания «Tetra Pak Ukraine» выполнила ремонт памятника погибшим шведам у деревни Побыванка и прилегающей к нему аллеи. Все было сделано аккуратно и быстро, без пышных презентаций и пресс-конференций. Так работают шведы: меньше слов, больше дела. Общество военной истории Швеции передало в подарок музею Полтавской битвы много интересных экспонатов и сейчас готовит к изданию две книги российского и украинского историков, посвященные Полтавской битве и битве при Лесной. Кроме того, совместно с издательством «Efron och Dotter» общество военной истории Швеции финансирует проект «Полтава-300», который должен пролить свет на многие спорные вопросы, связанные с Полтавской битвой.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все, связанное с 300-летием Полтавской битвы, будет восприниматься как своего рода лакмусовая бумажка, которая отражает, насколько Украина готова к цивилизованному вхождению в большую семью европейских народов. Здесь важно придерживаться принципов «не навреди» и «семь раз отмерь — один раз отрежь». В этой связи знание и уважение точки зрения наших скандинавских друзей может оказаться далеко не лишним.

Олег БЕЗВЕРХНИЙ, преподаватель Полтавской аграрной академии
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ