Широкое распространение, особенно в средствах массовой информации, получило выражение «История ничему не учит». Это категорически противоречит всему — и опыту истории, и ее осмыслению в сознании крупнейших деятелей науки и культуры. В свое время Цицерон высказал формулу, которую повторяли во всех учебных заведениях: «История — учительница жизни есть». Дело в том, что история создает биографии людей; она вписывается в судьбы людей, создает социальные роли, которые выполняет человек. И поэтому она разворачивается не только на международной социально- экономической или военной арене. Она «сворачивается» и в личности людей. История имеет не только геополитический и экономический аспект, но и персоналистический, личностный аспект. Она имеет значение того внутреннего опыта, который откладывается в человеческих судьбах, в жизни каждого отдельного человека.
Поэтому история есть не только в виде всемирной истории, но и в виде жизненной траектории каждой личности, в виде того личностного восприятия истории, которое позволяет человеку найти свое место в историческом процессе. Вот если подойти к истории с позиции того личностного опыта и личностного восприятия, то мы должны сказать, что существует столько форм «разворачивания» истории, сколько существует людей. И поэтому чрезвычайно важно показать (в этом направлении работала очень известная французская группа «Анналов»), как история воспринимается отдельным человеком; показать те параметры персонального, личностного опыта, которые и составляют, в сущности, многогранную мозаику исторического процесса.
Именно в этом смысле очень важно показать возможность не только официозного системно-всеобщего изложения истории, но изложения ее с точки зрения личностного восприятия людей. Вот такая история и будет той, так сказать, живой панорамой, тем «театром человеческой жизни», которой она, в сущности, выступает.
В советское время было 3-4 тысячи социальных ролей, на Западе сейчас 70 тысяч ролей, которые человек может исполнять (отец, мать, учитель, журналист, токарь, менеджер...) Все это — социальные роли. Их создает, подчеркиваю, история. И скажем, в Средние века было совсем небольшое количество ролей (ремесленники, купцы, полководцы, кондотьеры, духовный клир...); может быть, несколько десятков.
Почему неистребимо тяготение историков к манифестации исторического процесса военно-политических событий? Да, они действительно на переднем плане истории. Но только лишь к ним история не сводится. История есть и биография человеческого духа, она есть и суд над человечеством, она есть и способ спасения человечества, она же — и форма воспроизводства человека в его утилитарной, экономической деятельности, форма связи с Универсумом. Если мы сведем историю только к военно- политическим событиям, то с этой стороны она действительно мало чему учит. Войны, как правило, непрерывны, потому и кровь никого не волнует. Это верно. Видимо, отсюда источник этого, неверного по сути, мнения, что «история ничему не учит».