Сначала, понятно, нужно напомнить кто же такие эти фении и чем знаменит Парнелл. И почему именно ирландский опыт, возможно, может подходить нам сегодня.
Ирландия — страна древних кельтов, чья культура — одна из определяющих в европейской. Когда-то кельты занимали территорию от Атлантики до Карпат. И такие, как считаем, исконно украинские названия, как Волынь, Галич, Галичина — это напоминание кельтского присутствия на наших территориях.
Следовательно, первой связывающей нитью между нами является величественное прошлое кельтской и киево-русской цивилизации, которые стали началами современных Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Украины, России, Беларуси... Общим является и последовавший потом упадок, раздробленность и возникновение целого ряда европейских государств. Ирландия обрела полную независимость от Великобритании (точнее — британского Содружества) в 1949 году (с 1921 г. имела статус доминиона), Украина добилась этого еще через 42 года. В обеих странах ныне продолжается процесс утверждения в общественном сознании приоритетов политики самобытного развития, которая одна гарантирует достойное место в мировом сообществе.
Более детальный взгляд на историю обеих стран открывает значительные совпадения и отличия и в событиях, и в портретах лидеров.
Чарльз Стюарт Парнелл (1846—1891) — ирландский политик, который силой своего влияния трансформировал современное ему движение за самоуправление (автономию) в Ирландии в инструмент завоевания ее независимости.
А фении (историческое название легендарной военной дружины древних ирландцев) — добровольцы, которые во второй половине ХIХ века создали тайную организацию «Ирландское революционное братство», которое тоже поставило конечную цель — независимость Ирландии.
Парнелл и фении олицетворяют два пути в цивилизованное будущее: мирный — парламентский (следовательно, демократический, с разумными компромиссами с оппонентами, неразрывной связью с народом и едва ли не единственным оружием — общественным давлением на власть) и радикальный (через восстания, заговоры, а то и терроризм).
Достигнув вековечной цели, и Ирландия, и Украина понесли на пути к независимому будущему существенные потери. Часть ирландской территории до сих пор остается оторванной от родины (Северная Ирландия), острыми остаются в стране языковая (засилье английского языка и упадок ирландского), религиозная (католическая и протестантская церкви) и другие проблемы (например, активная вынужденная эмиграция). С основным богатством (точнее, контролем над его использованием) — землей — связаны ужасные голодоморы, которые пережили ирландцы.
Правда, вступив в европейское сообщество, Ирландская Республика резко улучшила свое экономическое положение. Принадлежность к общему дому «старого света» открыла ирландцам путь к успехам и в движении к взаимопониманию с Великобританией в отношении будущего Северной Ирландии.
«Где наши фении? Где наш Парнелл?» (борцы за независимость Ирландии)
Иван ДЗЮБА «Украинские усобицы как феномен мировой истории»
«ИРЛАНДИЯ НЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФРАГМЕНТ БРИТАНИИ, А НАЦИЯ»
Будущий политик Ч.С. Парнелл родился в семье, отец которой принадлежал к известным протестантским землевладельцам — выходцам из Англии, а мать была американкой (дочь адмирала Ч. Стюарта, который сыграл важную роль в англо-американской войне 1812—1814 годов).
Традиционно для европейских политиков будущий парламентский деятель получил блестящее образование: учился в одном из наиболее престижных университетов мира — Кембриджском.
После смерти отца Ч.С. Парнелл унаследовал значительные богатства, в частности, имение в Ратдраме, расположенное в графстве Виклоу.
Выход на самостоятельную жизненную дорогу наследника богатого лендлорда-протестанта совпал со значительным событием, которое произошло в Дублине: политики — преданные сторонники независимости родины решили, «что единственным лекарством от всех несчастий Ирландии является создание ирландского парламента с полным контролем над всеми внутренними делами». Для достижения этой цели была создана Партия Гоумрул как политическая сила, которая будет бороться за утверждение в Ирландии системы самоуправления — первый шаг к автономии в государственных рамках Великобритании.
Молодой Ч.С. Парнелл был равнодушным к политике.
Если будем искать ирландско-украинские параллели, то на одну ступень с Ч.С. Парнеллом имеет право стать, очевидно, только один наш выдающийся лидер движения за украинскую независимость начала ХХ века — профессор Михаил Грушевский. В первую очередь по уровню образования и культуры.
Ч.С. Парнелл, его борьба и народ, ради которого он вышел на политическую арену — это тесно связанные вещи или, иными словами, — прочный треугольник. На примере М. Грушевского встречаемся с феноменом (кстати, не единственным в отечественной истории) классического раздвоения личности, в которой таланты крупного ученого или общественного деятеля превосходят таланты политика и государственного деятеля. Безусловно, М. Грушевский был патриотом Украины, а вот был ли он решительным до конца в отстаивании права его народа на независимость? Профессор долгое время находился под влиянием своего учителя Михаила Драгоманова и разделял его преданность идеям автономизма и федерализма.
Сегодня, когда стал доступным значительный массив документов, можно только руками разводить, удивляясь пассивности и заидеологизированности, например, Украинской Центральной Рады, неистовой любви ее руководителей к непрерывным заседаниям (даже в дни, когда большевики очередной раз захватывали своими войсками Киев). Все это можно объяснить разве что вековой политической немотой отечественных лидеров и, наконец, предоставленной возможностью публично высказываться (все равно, слышит ли эти речи народ).
А разве не это наблюдается ныне?
16 лет внутриполитического противостояния под постоянным давлением внешних факторов, перманентные изменения правительств, а теперь и парламента, убеждают, что Украина, как и в 1917 году, вступила в эпоху государственно-созидательных постсоветских процессов без ярких авторитетных общенациональных лидеров и способной сплотиться вокруг них национальной интеллигенции. Тень Симона Петлюры витает над исполненными эгоистических устремлений последователями этого полтавца.
Как Ч.С. Парнелл, который поддерживал мысль об автономии Ирландии в составе Британской империи, так и М. Грушевский едва смог подняться над собой, и Центральная Рада в январе 1918 года IV-м Универсалом (скорее всего под давлением жестокой реальности — ультиматум ленинского Совета Народных Комиссаров и угроза начать войну, вслед за ним — вероломный переход северо-восточных границ Украинской Народной Республики и наступление большевистских войск на Киев) наконец провозгласила независимость Украины.
Роль украинских фениев в этот период досталась последователям Николая Михновского — членам военного клуба имени гетмана Павла Полуботко, которые еще в июле 1917 года вооруженно захватили Киев и требовали от Центральной Рады немедленного провозглашения независимой Украины (участников восстания военная прокуратура обвинила в «попытке отделения Украины от России» по статье 100 Уголовного кодекса. Арестованных освободили только в 1918 году).
Позже, когда М. Грушевский убедился в бесперспективности себя как политика и отошел (или был вытеснен) в тень, единомышленниками ирландских фениев можно считать участников многочисленных попыток устранить от власти другого политика от романтики — С. Петлюру (выступлений было несколько, но назовем в первую очередь те, в которых принимали участие полковники В. Оскилко и П. Болбочан и которые могли быть успешными при условии, что их инициаторы действовали бы решительно и последовательно). Методы борьбы фениев напоминают и Зимние походы армии УНР с территории Польши в уже советскую Украину, контролируемую московскими большевиками при помощи полторамиллионной армии, и подпольно-партизанская борьба Холодного Яра...
Когда брат аполитичного в молодости Ч.С. Парнелла предложил ему попробовать свои силы в общественной деятельности, тот согласился и был с готовностью принят в лигу Гоумрул. Первая попытка выиграть выборы в британскую палату в целом завершилась неудачно, зато вторая принесла уверенную победу.
22 апреля 1875 года Ч.С. Парнелл впервые вошел в британскую палату общин. Ему было 28 лет.
Молодой депутат-интеллектуал быстро сориентировался, что жизненно необходим обществу. В британском парламенте он отстаивал право родителей воспитывать детей в традициях их веры, выдвигал требования доступной арендной платы за землю, свободную ее продажу и гарантированные условия и сроки владения ею. Словом, он декларировал себя в качестве борца за национальные интересы ирландцев и патриота, преданного сторонника самобытного развития своего народа.
Когда один из его коллег назвал Ирландию «географическим фрагментом Британии», Ч.С. Парнелл ответил ему:
— Ирландия не географический фрагмент, а нация!
Каждое выступление политика запоминалось парламентариями. Он быстро стал руководителем фракции. Члены Гоумрула убедились, что у него достойный лидер в своей борьбе.
Фрагменты громких речей Ч.С. Парнелла тут же становились крылатыми выражениями, которые повторяли его соотечественники. «Пусть никто не определяет предел ирландской независимости. Пусть никто не ограничивает ход нации, устанавливая уровень наших требований», — бросал с трибуны парламентарий, отвечая тем, кто призывал идти к цели постепенно, осторожно ступая и все время оборачиваясь на северную соседку.
Ч.С. Парнелл был решительным в защите отечественных фермеров-арендаторов земли — для разрешения назревших проблем в 1879 году была создана Земельная лига, президентом которой он стал. Закон о земле (которую в течение веков захватывали британские колонизаторы, оставив ирландцам только право тяжело работать на ней), принятый британским парламентом в 1870 году, только декларировал право фермера на землю. Не фиксированный законом размер ренты позволял лендлордам постоянно повышать арендную плату, что приводило к уничтожению фермерских хозяйств. Лидеры Земельной лиги призывали фермеров к отказу от выплат арендных сумм, за что Ч.С. Парнелл попал за решетку.
Вместе с тем политик был реалистом и понимал, что земельный вопрос слишком сложный, чтобы его решить в короткий срок. Ведь свои земельные владения ирландцы потеряли несколько веков назад, и нужно время для возвращения ее законным владельцам.
Между прочим, к жестоким методам колонизации Ирландии приложил свою руку (точнее оружие) и известный нам из мировой истории Оливер Кромвель, который в свое время поздравлял гетмана Богдана Хмельницкого с его ратными победами.
Ч.С. Парнелл решил идти на компромисс с ведущими парламентскими партиями: Либеральной и Консервативной. Получив гарантию, что либеральное правительство Великобритании внесет существенные поправки в земельное законодательство Ирландии, Ч.С. Парнелл вынужден был распустить Земельную и Национальные ирландские лиги.
Эти и другие шаги укрепили позиции сторонников ирландской независимости в британском парламенте, создав благоприятные условия для мирного решения вопроса предоставления самоуправления (автономии) Ирландии, что в будущем и произошло, хотя иначе, чем это понимал Ч.С. Парнелл (после Ирландского восстания в 1916 году и выхода на политическую арену более радикальных общественных сил английское правительство было вынуждено в 1921 году согласиться с образованием Ирландского свободного государства).
Но сторонник переговоров и компромиссов до этого дня не дожил.
В силу обстоятельств личной жизни (романтическое увлечение и брак с коллегой по партии), безумного давления и обвинения оппонентов Ч.С. Парнелл оставил лидерство в парламенте, но не отошел от политической жизни. Он боролся до последнего: истощенный физически и морально, он покинул этот мир 6 октября 1891 года (в 45-летнем возрасте).
Примеры строительства нашего государства периода тех же 1917— 1920 годов совсем другие: М. Грушевский отошел от политики, В. Винниченко оставил председательство в Директории и эмигрировал, С. Петлюра...
Ч.С. Парнелл, будучи сам крупным землевладельцем, положил свою жизнь, чтобы землей — наибольшим национальным богатством Ирландии — владели те, кто на ней работает. Лидеры же Центральной Рады, как огня, боялись земельной проблемы. Будучи социалистами, они не могли допустить, чтобы земля стала собственностью тех, кто ее обрабатывает. В противовес этому В. Ленин (сегодня стали известны тайные тесные контакты с красным Кремлем киевских социалистов), перехватив лозунги социалистов-революционеров («эсеров»), легко сагитировал на свою сторону и российских, и украинских земледельцев (солдаты на фронте в массе своей были из крестьян).
То же самое происходило и с формированием регулярной украинской армии. Наивные киевские лидеры-социалисты верили, что российские пролетарии не будут воевать с украинскими братьями по классу. Они видели вооруженные силы только в форме народного ополчения, резко выступали против любых попыток создания боеспособной украинской армии, а тем более привлечения к ней бывших царских офицеров, генералов и адмиралов, украинцев по происхождению. И это в то время, когда три киевские военные съезды представляли около трех миллионов солдат-фронтовиков, которые были готовы стать на защиту родины под командованием опытных военных.
ЧЕТВЕРО НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ-ИРЛАНДЦЕВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ СОЗДАЮТ СВОИ ШЕДЕВРЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Итак, одно различие между ирландскими и украинскими лидерами, кажется, найдено: первые действовали решительно и результативно (как сегодня говорят — прагматически), а вторые медлили, боясь и поэтому игнорируя проблемы, которыми жила их страна. Парнелловского треугольника (лидер, его самоотверженная борьба, народ) здесь не было. Отечественных «отцов нации» больше тревожили попытки местных фениев подталкивать события или радикализировать их развитие.
Знакомая картина?
Поневоле из прошлого бросаешь взгляд в настоящее.
Кроме эмоциональных отчаянных вопросов: «Где наши фении и Парнеллы?» изменений не видно. Тем более, что ставят их те, кто и призван отвечать на них.
Иногда создается впечатление, что вся сила наших патриотически настроенных лидеров и их единомышленников в том, чтобы глубоко проанализировать вызовы времени, дать им оценку и.., сложив руки, выжидать.
И все.
Ч.С. Парнелл и ему подобные дают конкретный урок: «Нужно действовать!»
Нынешние украинские проблемы (и внешнеполитические, и экономические, и гуманитарные: в первую очередь языковые и религиозные) не являются уникальными или исключительными. Подобным ныне живет весь мир.
В той же Франции, где недавно побывал наш Президент, только в 1982 году признали, что их страна — полиэтнична, что в ней живут эльзасцы, корсиканцы, бретонцы... И что их никак не удастся далее рассматривать только как «пограничное население», а тем более ассимилировать. Сегодня во французских школах изучаются наряду с французским языком корсиканский, каталонский, басский, бретонский, фламандский, эльзасский и другие языки. Корсика сначала достигла ограниченной автономии (в образовании, культуре, радиовещании), а позже широкой.
Но все это произошло только после решительных действий корсиканских фениев — Фронта национального освобождения Корсики.
Похожими проблемами живут Испания, Британия, Бельгия, на американском континенте — Канада, США...
Из-за пассивности и нерешительности отечественных эпигонов Парнелла и Кавура не такая уже и давняя восточнотерриториальная спонтанная эгоистическая вспышка невежественного регионализма (некая провинциальная трагикомедия хуторянских Гаркунов-Задунайских) потрясла официальный Киев, который воспринял политический фарс неудачников от политики как конец украинской независимости.
Слава Богу, это было минутное умопомрачение. Нынешний истерический крик-шантаж о наличии раскола в государстве уже никого не удивляет (раскол-то и другие процессы, конечно, есть, но в первую очередь в головах определенной части «политиков»).
Кто раскроет биографию Ч.С. Парнелла и углубится в ход жизни этого политика и государственника, тот иначе увидит отечественную политику, ее шестнадцатилетнее топтание на месте и легко определит злых гениев нашего сегодняшнего дня.
Понятно, что и Ч.С. Парнелл и его последователи не могли не ошибаться. Последствия этого известны.
Если у Ирландии сегодня есть разительные изменения в экономической жизни, то в образовательно-культурной нынешняя ситуация, очевидно, хуже нашей.
С 1801 года, когда Ирландия стала частью (или как утвердждал оппонент Ч.С. Парнелла — фрагментом) Соединенного королевства Великобритании, ирландский язык интенсивно вытеснялся английским. Наступление протестантства на католическую страну наступило еще раньше.
Колонизаторы использовали экономическое давление для достижения нужных им результатов в ассимиляции коренного населения. Манипулируя законами развития аграрного сектора, империя принесла ирландцам голод: только в 1845—1849 годах от нехватки хлеба умерло около миллиона ирландцев.
В результате резко возросла эмиграция: в 1846—1851 годах родину оставили полтора миллиона ирландцев. И если в 1841 году численность населения страны была равна восьми миллионам 178 тысячам человек, то уже в 1901 — всего четырем миллионам 459 тысяч (ныне — три миллиона 917 тысяч).
Став британским доминионом, Ирландия пережила типичные для молодых государств прошлого века периоды раздора в лагере вчерашних борцов за независимость, даже гражданскую войну. В 1937 году, приняв Конституцию, ирландцы добились ликвидации некоторых морских военных баз на своей территории.
В 1949 году Ирландия стала полностью независимой. Но борьба продолжается, ведь не решена проблема Северной Ирландии...
Еще более сложной остается внутренняя ситуация. Возрождением ирландского языка непосредственно занимается правительство республики. Принимаются соответствующие законы. Например, в 2005 году решено на западном побережье страны заменить на ирландскоязычные все англоязычные вывески. Информационная сфера становится здесь полностью гельскоязычной (вариант ирландского языка). В целом же по стране, несмотря на усилия государства, только около половины населения владеет ирландским языком.
Как результат, четверо ирландцев- лауреатов Нобелевской премии по литературе писали или пишут свои произведения на английском языке: поэты Уильям Батлер Йейтс и Симус Хини, драматурги Бернард Шоу и Семюэл Беккет (последний писал еще и на французском языке, поскольку жил во Франции).
Мировую славу принесли Великобритании и общеизвестные англоязычные мэтры литературы, ирландцы по происхождению: Джеймс Джойс (знаменитый роман «Улисс»), Оскар Уайльд (роман «Портрет Дориана Грея», пьеса «Саломея» — на французском языке), Джонатан Свифт (классическое произведение «Путешествие Гулливера», памфлеты).
НЕЗАВИСИМОСТЬ — НЕ САМОЦЕЛЬ, А КАТАЛИЗАТОР ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
Идея и непременное воплощение ее в жизнь — именно так понимал Ч.С. Парнелл содержание своей борьбы за Ирландию.
Наблюдая за имитацией патриотической политической деятельности наших современных лидеров и фениев, ощущаешь, что пережитое шестнадцатилетие ничему их не научило. Они, как говорится, любят себя в Украине, а не Украину в себе.
Но не только о них речь.
Сегодня, если идти по Ч.С. Парнеллу, для нас самое важное вывести общество из состояния, скажем так, летаргического сна, куда загнали его прошлые годы пессимизма и разочарования. Идеалом в политике должен стать — как говорил Иван Франко — целый человек, личность, преданная идее независимости и интеллектуально готовая к своей миссии.
Это именно тот, о котором скажут в будущем слова, которые звучат от благодарных потомков в адрес Парнелла и Кавура.
Украине очень нужен высокий диалог Власти и Интеллектуалов. Не взаимные обвинения, свидетелями которых мы стали в ходе избирательной кампании, а заинтересованный конструктивный разговор о путях выхода из духовного кризиса. Потому что поскольку власть легко нашла общий язык с бизнесом, капиталом, ей, возможно, следует добиться взаимопонимания с лучшими умами Украины.
Время пришло!
Иначе метастазы руины парализуют молодой государственный механизм. Симптомы этого налицо.
Ведь если вопреки здравому смыслу в городе с миллионным населением стайка невежд средь бела дня сооружает монумент — символ жестокой колонизации (или захвата) Украины, а из Киева не слышат адекватной реакции — это означает одно: государство и его народ неспособны защитить себя и свои святыни.
Глухота и немота столицы побуждает обнаглевших гайдамаков к последующим шагам: не случайно раздаются призывы к клонированию вышеупомянутых монументов.
Это только один пример.
Подобное легко заметить в отношении власти ко всей нашей духовной жизни: похожего на нынешнее наступление на украинский язык не было даже во времена российского царизма и тоталитарного коммунистического правления, в упадке книгоиздательское дело, через средства массовой информации молодежи навязывается аморальность и нигилизм...
Словом, диагноз понятен — наше общество больное.
Тяжело, но излечимо.
Поэтому не время звучать вопросам «Где наши фении, где Парнеллы?»
Лозунг дня другой (перефразировка известных слов) — «Не жди, что для тебя сделает Украина, а подумай, что ты сделаешь для нее».