Год 2013-й. Знакомимся с выдающимся государственником Киевской Руси — Владимиром Мономахом.
Посоветовавшись с экспертами, проанализировав разнообразные предложения (а их, поверьте, было довольно много), газета "День" решила объявить 2013-й Годом Владимира Мономаха.
Этот выбор является полностью продуманным, и пусть он не удивит читателей. Владимир Всеволодович Мономах, внук Ярослава Мудрого, Великий Князь Киевский в 1113—1125 годах (именно 900-летие его вступления на «киевский стол» и является внешним поводом для Киевской Руси). В то же время выдающийся государственный деятель, непобедимый полководец, блестящий писатель (вспомним его удивительное «Поучение»), глубокий мыслитель, он оставил потомкам колоссальное политическое и духовное наследие, провел 900 лет тому назад коренные и, главное, успешные реформы в обществе. Годы его правления были последним временем расцвета и государственной целостности древнеукраинских земель — после смерти Мономаха (а затем его сына Мстислава) наступили тяжелые времена.
Более обстоятельно аргументацию на тему «Почему именно Владимир Мономах» развернет постоянный автор «Дня», лауреат премии Джеймса Мейса, историк, политолог и публицист Александр Палий. Предлагаем его рассуждения нашим читателям.
Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Это княженье стоило бы отметить по целому ряду причин:
1) Князь был чрезвычайно успешным. Его правление и правление его сына Мстислава Великого — фактический апогей могущества Киевского государства.
2) Деятельность Мономаха связана с остановкой и разгромом восточной (половецкой) угрозы, которая была чрезвычайно серьезной для Киева в конце XI ст. Закрепившись на Переяславском княжестве (которое считалось вторым по значению после Киевского и последней ступенькой на пути к великокняжеской власти), Владимир Мономах стал ожесточенным сторонником наступательной политики по отношению к Дикой Степи, поскольку именно оттуда в то время постоянно нависала угроза для Руси. В начале ХІІ ст. походами князей Владимира Мономаха и Святополка Изяславича половецкое наступление было остановлено, а половцы разгромлены в серии победных битв. С тех пор половцы уже не осуществляли самостоятельные походы в земли Киевской Руси, а только действовали как союзники какого-то из князей.
В частности, в 1103 г. киевское войско дошло до Хортицы и на р. Молочной (ныне Запорожская область) разбили большое половецкое войско.
В 1107 году произошел очередной разгром половцев под Лубнами. Половецкое войско разбежалось, их князья попали в плен, главный руководитель половецкого войска едва скрылся.
В честь этих побед в Киеве был построен Михайловский Златоверхий собор, который восстановлен и действует сегодня.
В 1109 г. войско воеводы Владимира Мономаха захватило тысячу половецких башен, то есть передвижных телег, пройдя через Дикую Степь к Дону.
В 1111 г. Святополк Изяславич и Владимир Мономах, который в это время был Черниговским князем, наголову разгромили половцев на реках Дегия и Сальница (ныне Харьковская область), разгромив города и станы половцев, сожгли их столицу и взяли дань с другого главного города.
Половцы терпели поражение за поражением. Население Руси наконец получило личную безопасность. Крепости русинов начали надвигаться каждый раз дальше в степь.
Под давлением киевского войска половецкий хан Атрак со своим племенем бежал от Киевского князя аж в Грузию, где стал тестем грузинского царя Давида Строителя. Только после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. Атрак вернулся на Донбасс. В украинском эпосе этот половецкий хан изображен в образе отрока, которому в плену дали понюхать полынь («евшан-зелье»), после чего он возвращается в родную степь.
Жизнь Владимира Мономаха прошла в постоянных битвах. Сам князь пишет: «А всех походов совершил я восемьдесят и три больших, а остальных не помню, меньших. И миров учинил я с половецкими князьями без одного двадцать».
Кроме того, войска Владимира Мономаха побеждают волжских болгар (предков нынешних казанских татар) и поляков.
3) По-сути, походы Святополка Изяславича и Владимира Мономаха положили начало присоединению юго-восточных земель к Украине. С длительными перерывами и многочисленными кровавыми битвами это присоединение продолжалось еще полтысячелетия и закончилось только в начале XVІ ст., с выходом украинских казацких поселений к Дону.
4) Мономах написал «Поучение детям», которое и сегодня может быть образцом для формирования моральных добродетелей. В частности он выступал за немыслимую для европейского и азиатского Средневековья отмену смертной казни — «Ни правого, ни виновного не убивайте, не повелевайте убить его; если [кто] будет достоин смерти, то не губите никакой души христианской», — писал Мономах в своем «Поучении детям».
5) В своем Уставе, принятом в селе Берестове под Киевом, заложил 69 статей с радикальными уступками городским и сельским низам. Так, в частности, землевладельцу не позволялось бить закупа (то есть должника) без вины, об избиении же землевладельцами свободных людей («смердов» и мещан — то есть свыше 4/5 населения Киевского государства) и речь не шла. И это в то время, как в большинстве стран Западной Европы шли дебаты — такие же ли люди крестьяне, как остальные, или нет. Между тем в России еще до 1861 года большинство населения было рабами и продавалось как скот на базарах.
6) Князь был страхом для внешних врагов, но при этом не поднимал руку на своих во внутренних междоусобицах, постоянно уступал «ради мира», «чтобы не проливать кровь христианскую». Несмотря на такой «внутренний пацифизм», князь Владимир Мономах стал самым влиятельным среди остальных князей, а потомки Мономаха (по старшей киевской линии его сына Мстислава) правили территорией Украины полтысячелетия. В частности, князья Острожские XVI—XVII ст. считали себя потомками Мономаха. Его потомки на несколько веков унаследовали власть на большей части территории Украины и на многих окружающих землях.
7) Под контролем Киева во времена Мономаха — ключевые пункты Юга Украины: Крым (Тмутаракань), Низовье Днепра (Олешки), Низовье Дуная и т.п. Придушен сепаратизм. Великий Киевский князь распоряжается судьбой княжеств, зависимых от Киева, на свое усмотрение. Так Мономах отобрал Минское княжество. Владимир Мономах сажает своих наместников аж по Дунаю. В 1162 г. он отдал города по Дунаю внуку Мономаха Васильку. Мономах разбивает в двух походах племя вятичей (одних из предков современных россиян) и их руководителя Ходоту, которые стремились отделиться от Киева.
8) Мономах был крепко интегрирован в мировой контекст. Он был сыном родственницы (возможно, дочери) византийского императора Константина ІХ Мономаха, был женат на Гите Гарольдовне, дочери последнего англо-саксонского короля Англии Гарольда ІІ и имел с ней сыновей, которые заложили начало Киевской княжеской династии. Вместе с тем Юрий Долгорукий, который основал суздальскую ветвь, был сыном другой жены Владимира Мономаха (Евфимии), происхождение которой неизвестно.
9) Мономах отдает свою внучку Добродию замуж за византийского императора Алексея І Комнина, повышая и так высокий престиж Киевского государства. Семейные связи Мономаха с византийским императорским домом Романа IV Диогена втянули его в конфликт с другим императором Византии Алексеем І Комниным. Зять Мономаха Леон Диогенович с помощью Киева отвоевал себе Придунавье. Однако в городе Доростоле он был коварно убит сторонниками императора. Узнав о смерти зятя, Мономах снарядил на Дунай военную экспедицию во главе с воеводой Иваном Войтишичем.
10) Владимир Мономах впервые в истории Украины построил мост через Днепр.
11) У Мономаха была сестра Янка, которая заложила монастырь, основала женскую школу и т.п. Интересная тема с точки зрения женщины в истории, тем более что Янчин монастырь до сих пор археологи не нашли, он был где-то в районе нынешнего МИДа.
12) Семейные связи Владимира Мономаха с византийскими императорами обусловили особую заинтересованность к личности Киевского князя у молодого Московского государства, которое пыталось любыми средствами получить международный престиж. Через четыре века Московия, которая претендовала на наследство Византии, попробовала присвоить славу князя, мать которого была родственницей императора «Второго Рима» Константина ІХ Мономаха. В ХVI ст. в Московском государстве за шапку Византийского императора Мономаха и Киевского князя Владимира Мономаха был выдан фальсификат — шапка-монголка среднеазиатской работы XIV ст. времен хана Узбека. Эта шапка, которая до сих пор хранится в Кремле, якобы должна была предоставить право Московии претендовать на наследие и земли Руси, поскольку других веских оснований для таких претензий московские цари придумать не могли. Эта история, как мало что другое, делает смешными и анекдотическими претензии Москвы на наследие великокняжеского Киева.
13) В Киеве после него правил старший сын Мономаха (Мстислав Великий) и его потомки, а младший его сын — Юрий Долгорукий был отправлен в Суздаль. Это четко указывает на роль Суздаля в тогдашней феодальной иерархии.
14) Как и у остальных князей с именем Владимир, имя Мономаха во всех без исключения летописях фигурирует под украинскими фонетическими нормами — «Володымер».
ЦИТАТЫ
«Напустил же Бог на нас плохих, не их милуя, а нас карая, чтоб удержались мы от злых дел. Из-за этого мучают народ: тех ведут пленными, а вторых рубят, других отдают на месть, и горькую они принимают смерть, иные дрожат, глядя на тех, которых убивают, других морят голодом и жаждой. Тех вяжут, и ногами пихают, и на морозе держат, и издеваются, и сие наихудшее и самое страшное, что в христианском роде страх, и беспокойство, и беда распространились. Справедливо это есть. Пусть нас так накажут, и тогда мы веру в себе будем иметь, наказаны будучи, потому что надлежит нам «в руки отданными быть народу чужому, и беззаконному, и самому лукавому изо всех на земле... Половцы опустошили много и вернулись в Торчское. И изнемогли люди в городе от голода, и показались врагам. Половцы же, взяв город, зажгли его огнем, а людей разделили и повели их в башни к ближним своим и родственникам своим. Мучаемые холодом и истощенные, в голоде, и в жажде, и в беде, побледневшие лицами и почерневшие телами, ходя по неизвестной земле голые и босые, ноги имея поколотые терниями, они воспаленным языком, со слезами отвечали друг другу, говоря: «Я был из сего города», а другой: «Я из сего села». И так расспрашивали они со слезами, род свой называя, а глаза вознося к небу к Всевышнему, который ведает все тайное. Но пусть не посмеет никто сказать, что мы ненавидимы Богом! Ведь кого Бог так любит, как вот нас возлюбил? Кого так он чествовал, как вот нас, прославил и вознес? А никого!.. (1096 г.) Пришел во второй раз Боняк, безбожный, шелудивый, в Киев, тайком, хищник, врасплох, и чуть в город не вошли половцы. И зажгли они села по песку вокруг города, и повернули на монастыри, и сожгли монастырь Стефанов и деревянный Германов. И пришли они на монастырь Печерский, когда мы были по кельям, отдыхая после заутрени, и подняли крик вокруг монастыря, и поставили два стяга перед воротами монастырскими. Мы тогда стали убегать задворками монастыря, а другие выбежали на хоры. Безбожные же сыновья Измаиловы вырубили ворота монастыря и ринулись по кельям, вырубая двери, и выносили [все], если что находили в келье. Тогда же зажгли они и двор Красный, что его поставил благоверный князь Всеволод Ярославич на том холме, который есть над урочищем Видубичи. Все то окаянные половцы зажгли огнем... Убили из братии нашей нескольких оружием безбожные сыны Измаиловы, посланные в наказание христианам... Владимир Мономах, услышав, что схвачен Василько и ослеплен, ужаснулся, и заплакал сильно, и сказал: «Сего же не было в Русьской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших, такого зла. Если сегодня мы не поправим — больше зло встанет между нас. И начнет брат брата закалывать, и погибнет земля Русьская, а враги наши, половцы, придя, возьмут землю Русьскую... (1103 г.) И пошли полки половецкие, как боры, и не окинуть было глазом их, а русы пошли против них. И великий Бог вложил боязнь большую в половцев. И страх напал на них и трепет перед лицом русьских воинов. И млели они сами, и коням их не было спеха в ногах, а русы весело на конях и пешими побежали к ним. Половцы же, увидев, как русы ринулись на них, побежали, не остановившись, перед русьскими князьями, а наши погнали, рубя их, в четвертый [день] месяца апреля. И великое спасение совершил Бог в тот день благоверным князьям русьским и всем христианам, а над врагами нашими дал победу великую. И убили здесь в бою двадцать князей: Урусобу, Кочия, Яросланопу, Китанопу, Кумана, Асупа, Куртка, Ченегрепа, Сурбаря и других князей их, а Белдуза схватили. И привели Белдуза к Святополку, и стал Белдуз давать за себя злато, и серебро, и кони, и скот. Святополк же послал его [к] Владимиру, и когда он пришел, спросил его Владимир: «Сие, знай, схватила вас клятва! Потому что многократно, дав клятву, разоряли вы Русьскую землю! То почему ты не учил сыновей своих и род свой не преступать клятвы, и вы проливаете кровь христианскую? Пусть теперь будет кровь твоя на голове твоей!». И повелел он убить его, и тогда рассекли его на куски. А после этого собрались братья все, и сказал Владимир: «Сие день, что сотворил его Господь. Возрадуемся и возвеселимся в день сей, потому что Бог избавил нас от врагов наших и покорил врагов наших, и сокрушил головы змеиные... В том же году (1107) пришел Боняк, и Шарукань Старый, и других князей много, и стали они вокруг Лубна. Святополк же и Владимир, и Олег, и сын его Святослав, Мстислав, Вячеслав и Ярополк Владимировичи пошли на половцев в Лубны, в шесть часов дня перебрели через Сулу и подняли клик на них. Половцы же испугались и от страха не смогли даже стяга поставить, а побежали, хватая коней, и другие, пешие, побежали. Наши же стали сечь их, а других руками хватать, и гнали их к [реке] Хоролу. Убили же они Тааза, брата Боняка, а хана Сугра схватили и братьев его, а Шарукань едва убежал. Покинули они и обоз свой, и взяли его русьские воины месяца августа в двенадцатый день, и вернулись к себе с победой великой».
Летопись Русьская, ХІ—ХІІ вв.
«Всего же паче — убогих не забывайте, но, насколько возможно, по силе кормите и подавайте сироте, и за вдову вступитесь сами, а не давайте сильным погубить человека. На войну, выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод. Ни питью, ни еде не потакайте, ни сну. И сторожей сами наряжайте, и [на] ночь лишь со всех сторон расставив вокруг [себя] воинов, лягте, а рано встаньте. А оружия не снимайте с себя, не рассмотрев [все] из лености, потому что нагло человек погибает. Жену свою любите, но не дайте женщинам над собой власти. Лжи берегись, и пьянства, и блуда, потому что в сим душа погибает и тело. Если забываете сие все, то часто перечитывайте: и мне будет без стыда, и вам будет хорошо... А сие я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать, живых коней, а кроме того, еще по реке Роси ездя, ловил я своими руками тех же коней диких. Два тура на рогах подбрасывали меня с конем, олень меня один бил и два лося — один ногами топтал, а второй рогами бил. Вепрь мне на бедре меч оторвал, медведь мне около колена потник укусил, свирепый зверь вскакивал ко мне на бедра и коня со мной бросил [на землю], и Бог меня уцелевшим сохранил. И с коня много я падал, голову себе разбил дважды, и руки и ноги свои покалечил, в юности своей покалечил, не храня живота своего, ни щадя головы своей... А куда вы ходите в путь за данью по своим землям — не дайте отрокам вреда делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в хлебах, а не то проклинать вас начнут. А куда пойдете и где станете — напоите, накормите лучше постороннего; а еще больше уважьте гостя, откуда он к вам ни придет — простой ли, знатный ли, посол ли — если не можете подарком, то едой и питьем. Они ведь, мимоходом, прославят человека по всем землям — добрым ли, лихим ли... Смерти же, дети, не боясь ни рати, ни от зверя, дело мужественное делайте, как вам Бог даст. Ведь когда я от войны, и от зверя, и от воды, и с коня падая, не умер, то и никто из вас не сможет покалечиться и убиться, пока не будет сие Богом велено. А если от Бога будет смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не смогут отнять, потому что хотя хорошо сие — беречься, но Божье обережение лучше человеческого... Град свой (Киев) сохрани, Дева-мать чистая, который под [покровительством] твоим неизменно царствует! Пусть тобой он укрепляется и на тебя надеется, побеждает во всех бранях, повергает противников и заставляет [их] повиноваться».
Владимир Мономах, «Поучение детям», начало ХІІ в.
Ведущий страницы «История и «Я» — Игорь СЮНДЮКОВ. Телефон: 303-96-13.
Адрес электронной почты (e-mail): [email protected]