Недавно вышел в свет новый труд известного исследователя и публициста Юрия Шаповала «Доля як історія». Несколько перефразируя в заголовке данной рецензии название этого интересного и разностороннего научного издания, обратим внимание на направление как жизненного пути автора книги, так и ее героев. Профессиональный историк исследует определенные события прошлого, деятельность конкретных исторических личностей. Судьба автора выразительно прослеживается в его более чем 400 публикациях: он посвятил их проблемам политической истории Украины ХХ века, ее действующим лицам. А кроме публикаций, это и огромное количество докладов, выступлений, комментариев на многочисленных научных и различных общественных форумах, популярные циклы передач по радио, на телевидении, лекции, беседы в самых разнообразных аудиториях, консультации, обмен мнениями, дискуссии во время личного общения с самой широкой общественностью и тому подобное. И все они — исследования о судьбах людей, идей, институтов с попыткой объективно осветить и оценить прошлое, понять его, показать, почему произошло именно это и именно так, что и как происходило.
Избегая искушения писать о всем понемногу, автор сосредоточивается на тех темах и исторических явлениях, которые исследовал, которые резонируют и сегодня, а нередко и являются предметом острых дискуссий. Это и Голодомор 1932—1933 гг., и связанные с ним действия высшего политического руководства СССР и УССР, и незабываемая аббревиатура — НКВД и «судьбоносные» деяния этой структуры. Или непростые украинско-польские отношения времен Второй мировой войны, украинские акценты некоторых ее шокирующих явлений, Чернобыльская катастрофа как трагедия навсегда и т.д. и т.п.
Названные, как и другие проблемы, рассматриваются на основе изучения богатого, иногда уникального документального материала. Это позволяет автору раскрывать мало- или совсем неизвестные события, делать обобщения, давать оценки не в соответствии с какими-то старыми или новыми абстрактными схемами, а основываясь на объективных данных источников. Уже первое, пусть небольшое, эссе «Театральна історія» (о процессе т.наз. «Спілки визволення України»), например, основывается на анализе 259 томов архивных документов и плюс еще 20 т.наз. контрольно-надзорных дел. Рассказ о смерти С. Петлюры ведется на основе недавно найденных автором преинтересных, по его словам, и суперсекретных материалов, которые раскрывают, в частности, действия некоторых институтов УССР в отношении процесса над убийцей головного атамана — Шварцбардом — в Париже и тому подобное.
Такой подход позволяет Ю. Шаповалу доносить к современному читателю в этой, как и в его предыдущих книгах, большинство событий, фигур, обстоятельств прошлого такими, какими они были.
Немало места в книге отведено трагическим событиям в нашей истории. Речь идет о тех незажитых ранах, которые, по словам Тараса Шевченко, «хоч серце болить, а розказувать треба». Люди, которые забывают о страданиях и утратах своего народа, немогут быть сознательными строителями новой жизни, их ждет опасность подвергнуться новым тяжелым испытаниям и жертвам. Конечно, полнота раскрытия исторического процесса, объективность изложения обусловливают необходимость широкого показа всех фактов и явлений, которые составляют его содержание. Для понимания и оценки исторических явлений нередко недостаточно полярного подхода: черное — белое, а надо использовать всю гамму цветов.
Сложность, противоречивость исторических явлений сужает возможности раскрытия в сравнительно небольших статьях всех проявлений и граней прошлого. Но книга дает читателю полезную, иногда уникальную информацию, знакомит с современным уровнем ее анализа, побуждает к самостоятельным размышлениям.
Название одной из статей «Людина, яка зробила історію і стала її частиною» (речь в ней — об уроженце Киева кинорежиссере и драматурге Алексее Каплере) могла бы быть эпиграфом, который отражает ведущую тенденцию всей книги. Речь идет об очень трудном жанре: через судьбы конкретных личностей раскрывается ход явлений, целых исторических периодов. Так, рассказ о Голодоморе 1932—1933 гг. сочетается с описанием судьбы одного из выдающихся исследователей этой трагедии Джеймса Мейса. «Эпопея» строительства Беломорканала, течение «украинского коммунизма», в т.ч. боротьбистов, украинско-польские отношения, в частности, репатриации и другие события корреспондируются в книге с раскрытием «триумфов и трагедий» Иосифа Сталина, Никиты Хрущева, Генриха Ягоды, Владимира Балицкого, Андрея Вышинского, Лаврентия Берии, Леонида Брежнева, Петра Шелеста, Владимира Щербицкого и других. Будучи людьми своего времени и конкретной системы, они считали, что действуют в соответствии с их требованиями. Но поступки их нередко не были одинаковыми, обусловливались не всегда адекватным пониманием необходимости определенной политики, неглубоким проникновением в суть дела, а иногда — эмоциями или личными, не всегда чистыми и порядочными стремлениями.
В книге речь идет не только о тех, кто находился в различные времена на политическом олимпе, но и о тех, кто становился жертвой системы и обстоятельств. Среди них — 45 обвиняемых по т.наз. делу СВУ («Спілки визволення України»), которые составляли цвет украинской интеллигенции, а также Симон Петлюра, Михаил Слабченко, Григорий Гринько, Василий Блакитный, Панас Любченко, Александр Шумский, Мыкола Кулиш, Мыкола Хвылевой, Валерьян Полищук, Евгений Плужник, Дмитрий Соловей и другие. Все это в связи — человеческие судьбы и деятельность определенных личностей, вне которых не бывает истории. Порядочность, романтизм, жертвенность, гуманизм одних нередко наталкивались на невежество, подлость, жестокость, приспособленчество других.
Читатель найдет в книге немало новых документальных материалов о малоизвестных или совсем неизвестных событиях, явлениях, исторических лицах. И это очень важно не только для знания и понимания определенных фактов, но и для преодоления распространенной в последнее время тенденции, когда за описание и трактовку исторических событий берутся даже те, кто не хочет обременять себя изучением архивов, других исторических источников. Они начинают трактовать все и вся в истории, как вздумается, прикрываясь правом на собственную точку зрения. Но любая точка зрения должна основываться на изучении соответствующих документальных данных, чтобы правдиво воспроизводить то, что было в действительности. Иначе не избежать элементарного невежества, пресловутого подхода к истории, как к «политике, направленной в прошлое». И вместо правдивого воссоздания прошлых событий в таких случаях предлагается заидеологизированный суррогат, который меняется с изменением «линии», политики партий тех или иных кланов, отдельных властных и невластных лиц.
Интересно в книге представлены жизнеописания тех, кто независимо от политического строя и от того, кто получал власть в разные времена, своим талантом, трудом, достижениями всегда служили народу. Один из них — Иван Дзюба, чей памфлет «Інтернаціоналізм чи русифікація?» стал общеизвестным, сделал его автора одним из тех, кто «запалював досвітні вогні».
В короткой рецензии невозможно даже бегло вспомнить всех, чьи фигуры так красноречиво и рельефно встают в представлении после прочтения книги Ю. Шаповала. Хотя с каждой из личностей, о которой он рассказывает, благодарный читатель может познакомиться, прочитав книгу.
Не со всеми авторскими оценками можно согласиться. В частности, преобладание «темных» цветов в изображении страдальческой жизни и деятельности Владимира Винниченко не воспринимается достаточно мотивированным. Ведь вывод, что «едва ли не во всех общественно-значимых начинаниях Винниченко испытал неудачи» (с. 121) не корреспондируется с приведенными в статье фактами, а также документами и материалами, книгами об этой исторической фигуре. При рассмотрении деятельности того или иного деятеля следует, по нашему мнению, выходить из того, чего он достиг, а не только из его ошибок и неудач. Владимир Винниченко — классик украинской литературы (многотомные издания его произведений, огромный интерес к ним и сегодня тому свидетельство), выдающийся драматург, талантливый художник (несколько лет назад в Киеве экспонировалась большая выставка его картин). Только этого уже достаточно для благодарной памяти народа. А еще он был выдающимся общественным деятелем: один из основателей украинской Социал-демократической рабочей партии, руководителей Украинской Центральной Рады и первого правительства — Генерального секретариата, первый генеральный секретарь (министр) внутренних дел, соинициатор и соавтор незабываемых четырех Универсалов УНР и Конституции УНР, которые знаменовали собой новую эпоху новейшей истории украинства. Винниченко стоял у истоков восстановления в ХХ веке украинской государственности — Украинской Народной Республики. И все это в условиях мировой войны, общей нестабильности, откровенного и грубого вмешательства иностранных государств. Он относился к тем главным деятелям, которые не лукавили, они просто шли, у них не было ни зерна неправды за собой. Ни тогда, ни сейчас не нашлось людей, которые за такое короткое время (немногим более года) и в таких нечеловеческих условиях сумели бы сделать больше, чем сделали в 1917—1918 гг. М. Грушевский, В. Винниченко и их соратники по Центральной Раде.
В целом, собранные в рецензированной книге историко- научные публицистические труды раскрывают читателям судьбы конкретных исторических лиц, ход многих важных событий ХХ века. Написанная высокопрофессионально, с тактом, не навязывая читателю мнения автора, а скорее всего приглашая к дискуссии, книга Ю. Шаповала представляет значительный интерес для широкой общественности. Она помогает в познании и осмыслении исторических событий, являющихся важным условием становления гражданского общества.