710 лет назад, 18 мая 1291 года, пал последний бастион христианства на Святой Земле — цветущий и богатый сирийский город Акра (Аккон). Симптоматично то, что Папа Римский Иоанн Павел II именно в начале мая 2001 года почтил своим присутствием земли Сирии, где в знак примирения между христианами и мусульманами провел в мечети богослужение согласия и прощения. Вряд ли этот вояж римского первосвященника (человека исключительно образованного и хорошо знающего историю) не был связан с такой эпохальной датой, как конец эры Крестовых походов.
На волне Крестовых походов появляется целая группа государств, опоясывающих восточный берег Средиземного моря от Египта до Малой Армении (юг современной Турции). Кроме Иерусалимского королевства, наибольшими владениями крестоносцев были графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское. Борьба между христианами и мусульманами проходила с переменным успехом. Только Иерусалим четырежды переходил из рук в руки. В 1244 году город Мессии окончательно оказался в руках воинов Ислама; под ударами арабов Египта, турков-сельджуков и хорезмийцев находилась Антиохия, а крупные города-крепости у Средиземного моря (Акра, Триполи, Бейрут, Сидон, Тир, Яффа, Цезарея, Аскалон) были обречены, поскольку отсутствовала действенная помощь европейских держав.
Борьба за верховенство между крупнейшими феодалами Европы (среди них отметим наиболее яркие легендарные личности — императора Фридриха II Барбароссу и английского короля Ричарда Львиное Сердце), которые отправлялись в XI—XIII веках к берегам Палестины и Сирии, чтобы отвоевать у мусульман «Гроб Господень», в значительной мере отображала противоречия различных по ментальности народов и этносов — французов, немцев, провансальцев, итальянцев, норманнов, англичан... Поражение самой идеи Крестовых походов было таким образом запрограммировано.
К середине XIII века главным оплотом христианства на Ближнем Востоке стала Акра. Это был один из самых прекрасных и цветущих городов в мире. Развивался он благодаря оживленной торговле и с Западом, и с Востоком. «Наглая страсть к наслаждениям перемешивалась здесь с благочестивой ментальностью, высокий героизм с трусливым торгашеством, и эта смесь добра и зла, благородства и низости сделала то, что последний акт великой трагедии священной войны еще раз вполне выразил все добродетели, как и все ошибки и недостатки, которые когда-либо проявлялись у крестоносцев» (Бернгард Куглер «История Крестовых походов»).
Несмотря на надвигающуюся опасность (в 1271 году египтяне захватили Антиохию), последние потомки крестоносцев позволяли себе быть легкомысленными — они погрязли в безобразных распрях, подогреваемых мусульманами, и проводили дни в угаре наслаждений. А остановить египтян- мамлюков было уже невозможно. В 1287 году султан Килавун захватил Лиодикию, в 1289 году — Триполи. Его сын и наследник Альмелик Эль-Ашраф во главе громадной армии (до 150 тысяч пехотинцев и 60 тысяч всадников) в марте 1291 года решил атаковать Акру. Защищали город-крепость рыцари-крестоносцы — тамплиеры, госпитальеры; а также провансальцы, венецианцы, генуэзцы. Только гарнизон Акры насчитывал почти 20 тысяч человек, столько же вооруженных воинов могли выставить и горожане. Но все же войска султана имели громадное превосходство, и главное, в их арсенале были 92 осадные машины. Апрель 1291 года прошел в мелких стычках у стен города; переговоры, которые вели тамплиеры, закончились крахом из-за нежелания горожан идти на компромисс с мусульманами.
4 мая для защитников Акры блеснул было луч надежды — в крепость прибыл король Кипра и Иерусалима Генрих с небольшим отрядом. Второй титул Генриха был номинальным, так как «Гроб Господень» уже почти 50 лет находился в руках мусульман. Но уже 5 мая египтяне начали штурм укреплений Акры. Большие потери осаждавших не обрадовали христиан. Их силы были на исходе. Многие зажиточные граждане Акры отослали на Кипр жен, детей и свои сокровища; итальянцы, имевшие свой флот, также оставили Акру. В ночь на 16 мая к беглецам присоединился и сам Генрих с еще тремя тысячами горожан. Численность гарнизона крепости, принявшего последний бой, составляла лишь 13—14 тысяч воинов.
Утром того же 16 мая арабы вновь штурмовали стены Акры, но защитники ее, в первую очередь отважные госпитальеры и тамплиеры, сумели сбросить врагов с крепостных валов. 17 мая предводители крестоносцев на совещании решили сражаться до конца (кораблей было мало и спастись могла только незначительная часть христиан). Проповедь, молитва и причащение укрепили осажденных в своем решении.
Наконец, 18 мая начался последний штурм. Героизм защитников лишь на несколько часов оттянул страшную резню. Осаждавшие ворвались в Акру у северной «Проклятой башни». Мужчин, и не только с оружием в руках, мусульмане убивали, женщин и детей отводили в рабство. Доминиканские монахи приняли свою смерть с пением гимна «Veni, Creator Spiritus». Несколько сотен христиан хотели спастись, сев в гавани на корабли. Но море (разыгралась сильная буря) поглотило почти всех беглецов; лишь немногие христиане достигли берегов Кипра. Еще и годы спустя знатные дамы на Кипре носили черные плащи в знак траура «по смерти за морем».
Почти две тысячи жителей Акры нашли недолгое пристанище в замке тамплиеров, находившемся на полуострове, глубоко вклинивавшемся в Средиземное море. Несколько дней тамплиеры мужественно защищали свою цитадель; почти 100 обессиленных жителей и воинов забрал корабль, неожиданно прибывший с Кипра. На сей раз христианам повезло и через неделю они достигли спасительного берега острова.
Процветающий полис был разграблен и сожжен. У христиан еще находились в руках крупные города-крепости, но их воля к сопротивлению иссякла. В течение нескольких недель они сами оставили Тортосу, Бейрут, Сидон, Тир и, наконец, только в 1303 г. мощный «Замок пилигримов» — форпост тамплиеров в Восточном Средиземноморье — был очищен крестоносцами. Кипр, Малая Армения, Византия, Крит, Родос и Мальта дали пристанище беглецам.
Христианский мир горевал об участи Акры. Папа Николай IV призывал собирать силы для новых Крестовых походов. Но его проповеди не привели к ожидаемому результату. Европа ограничивалась тем, что «удовлетворяла свое пламенное стремление поклониться Святому Гробу невоенными паломничествами, как в века до Крестовых походов» (Б.Куглер).
Одной из главных причин Крестовых походов была разрядка внутреннего социального напряжения, существовавшего в европейском феодальном обществе. Конечно же, борьба за Святую землю (формальная причина — обеспечение безопасности мирных паломников) была и в интересах итальянских купцов, намеревавшихся создавать в Восточном Средиземноморье новые торговые базы.
Крестовые походы всегда будут волновать воображение людей, тем более что остается некая «тайна» этого явления мировой истории XI—XIII веков. В европейской истории мы найдем не так и много событий и явлений, давших название целой эпохе. Трагическим апофеозом Крестовых походов стала героическая оборона Акры. Но крестоносное движение породило множество учреждений, организовало многие силы, которые не могли исчезнуть с потерей Иерусалима.