Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Скифы и киммерийцы в лабиринтах Клио

12 октября, 2002 - 00:00

Окончание. Начало см. № 181 от 5.10.2002 г.

Геродот сообщает о том, что часть скифов, не пожелавших покориться гнету «царствующих», поселилась далеко на Востоке, по-видимому, в предгорьях Тянь-Шаня или Алтая, что подтверждают соответствующие археологические находки. В результате скифы расширили ареал своей деятельности вплоть до Монголии и Китая, частично смешались с туземцами и дали начало новому этносу — туркменам и другим тюркским народам.

Часть же скифов и другие народы, населявшие территорию Украины, остались жить под властью киммерийцев. Некоторые из них, в первую очередь те,кто тяготился прежней властью скифов, стали сотрудничать с новой властью. Скорее всего, это были потомки «трипольцев». Связь египетского гарнизона с далекой метрополией была минимальной и, вероятно, совсем прервалась после того, как разделявшие их страны вышли из-под египетского подчинения. В результате, египетские воины стали брать в жены местных женщин, переняли некоторые местные обычаи и образ жизни; одним словом, натурализовались. Но при этом и они, и их потомки сохранили убеждение, что являются «голубой кровью» — т.е. элитой, которую остальной народ обязан содержать. Вот их-то, очевидно, и назвали киммерийцами (или химерийцами; химера — помесь разнородных существ, химия — наука о смешении разнородных веществ). Египтяне называли словом «кемет» плодородную смесь водорослей и земли, которую приносил на их поля Нил, а свою страну называли «Кеме». Поэтому, возможно, название киммерийцы (кемерийцы) означало — египтяне. На древнегреческой вазе киммерийцы изображены в высоких египетских шапках, в виде всадников, сопровождаемых южными короткошерстными собаками (см № 181). Кстати, слово собака египетское, славянское — пес.

Со временем киммерийцев становилось все больше, а народу — все труднее содержать эту элиту. По сравнению с ней власть скифов, которые сами занимались нужным для их подданных трудом (торговлей), была благом. Для уменьшения гнета над подданными киммерийцы стали совершать грабительские набеги на соседние народы, что зафиксировано в исторических анналах. Так, согласно восточным текстам в 722-715 гг. до н.э. они нанесли тяжелое поражение урартскому царю Русе I. А Геродот сообщает, что «поход киммерийцев, пришедших в Ионию, который был раньше правления Креза, имел целью не покорение городов, но набег ради грабежа» (Геродот, «История»). Но это не устранило их антагонизма с подданными. И поэтому, когда скифы, ушедшие на восток, стали сильнее и решили вернуться на родину, возможно, по призыву ее населения, то последнее не стало поддерживать киммерийцев, и те, не дожидаясь скифов, в панике бежали. Значительная их часть бежала в Западную Европу. Как раз к этому времени относится появление в Европе кельтов. Многое говорит о том, что они были потомками киммерийцев. Этого мнения придерживался ряд исследователей (Потоцкий, Раулингсон, Боннель, Карпентер). При этом Боннель причислял к киммерийцам-кельтам также тавров, будинов, невров, скифов-земледельцев, скифов-пахарей, амазонок и др.

От египетских воинов кельты унаследовали агрессивность, от «трипольцев» — демократичность, высокий статус женщины, характерный орнамент, которым они украшали свои щиты, одежду и тела. Древние авторы (Посидоний из Апамеи, Стабон, Диодор, Плутарх) отождествляли с киммерийцами кимвров. Кимры и кимвры были одними из предков ирландцев, португальцев и валлийцев — уэльцев. Гарольд Бейли в издании «Архаическая Британия» сообщает: «...Джон Морис подметил поразительную близость синтаксиса валлийцев и древних египтян; Джеральд Масси в своей «Книге Начал» приводит список из 3000 случаев близкого сходства между английскими и египетскими словами...» Это говорит одновременно о том, что одними из предков валлийцев были киммерийцы и о том, что одними из предков киммерийцев были также и египтяне. В всей Европе, вплоть до Ирландии, имеются топонимы, связанные с киммерийцами (г. Кеммерих в Германии, Кембрийские горы и река Кэм в Уэльсе, г. Кембридж). Часть киммерийцев, вероятно, осела в Крыму, где осталось множество связанных с ними топонимов. Возможно, какая-то их часть бежала на север, где отметила свое присутствие такими топонимами как г. Кеми, река Кемийоки, озеро Кемиярви в Финляндии, г. Кемери в Латвии, река и город Кемь в Карелии, река Кема в Вологодской обл., г. Кимры на Волге, река Кама — приток Волги, названиями народов коми и черемисы (ныне марийцы).

Однако вернемся к скифам и киммерийцам. Их поведение в этом конфликте находит логическое объяснение, только с учетом вышеуказанной предыстории их отношений. Скифы вместо того, чтобы спокойно занять освобожденную страну, погнались за той частью киммерийцев, что бежала через Кавказ на Ближний Восток в сторону Египта, будучи обуреваемы жаждой мести. Направление бегства киммерийцев было не случайным. Наверное, они надеялись, что государство, некогда наделившее их властью, теперь возьмет под свою защиту. Однако Египет не принял киммерийцев и откупился от преследовавших их скифов, избежав тем самым их вторжения (Геродот, «История»). После этого скифы гонялись за киммерийцами по Малой Азии еще 28 лет, прежде чем вернуться к своим семьям. Окончательно киммерийцы были изгнаны из Малой Азии Алиаттом. Куда они делись после этого, достоверно неизвестно. Возможно, какая-то их часть ушла в Индокитай, где стала известна под именем кхмеры. В их облике заметны индоевропейские черты, а в их преданиях присутствует странная легенда о происхождении от змееногой женщины (богини), такая же, как и у жителей Поднепровья.

Скифы, отправляя свое возмездие по древнему принципу справедливости — «око за око, зуб за зуб» (но при этом забыв о прегрешениях своих предков, захвативших в свое время Египет), — положили начало новой несправедливости своими бесчинствами на Ближнем Востоке и захватом Мидии. Мидийцы, которых «с древнейших времен все называли ариями» (Геродот, «История»), были родственны персам. Полтора века спустя (в 512 г. до н.э.) персидский царь Дарий решился на акцию, подобную проведенной Сесострисом. Он вторгся в Скифию с объединенным 700-тысячным войком народов Ближнего Востока, назвав причиной своего похода, необходимость наказать скифов за разбой, учиненный в Малой Азии в 7-ом в. до н.э. (Геродот, «История»).

Виктор ЯНОВИЧ, историк, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ