Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Скифы и киммерийцы в лабиринтах Клио

5 октября, 2002 - 00:00

Первым народом, населявшим Восточную Европу, Северное Причерноморье и Поднепровье, чье имя известно, считают киммерийцев. Их знали ассирийцы, иудеи, греки... О них говорил Гомер в «Одиссее»: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман». Скифов же считают более поздними пришельцами (VII в. до н.э.).

Однако есть сведения, противоречащие такому представлению. Во-первых, это предание самих скифов, по которому их предки пришли в Северное Причерноморье за тысячу лет до скифского похода Дария, то есть за 1500 лет до н.э. Во-вторых, Геродот сообщает о том, что египетский фараон Сесострис отождествляемый с Рамзесом II (1290—1224 гг. до н.э.), покорил скифов и установил на их территории вплоть до Фракии памятные стелы, которые сохранились там до времени ее посещения Геродотом в V веке до н.э. Дополнительным свидетельством покорения скифов Сесострисом является изложенная Геродотом беседа Дария с египетским жрецом, который сказал ему, что он не превзошел Сесостриса, так как в отличие от него не смог покорить скифов.

Вероятно, историки не придали должного значения этим сообщениям. Они не находили причин, по которым фараону Сесострису стоило бы идти на «край света», коим была Скифия даже для греков. Приход в Северное Причерноморье (VII в. до н.э.) скифов- номадов и изгнание ими киммерийцев является установленным историческим фактом. Однако они не обратили внимания на то, что Геродот сообщал не о приходе в VII веке до н.э. скифов вообще, которых было четыре племени (кочевники, оседлые, пахари и царские скифы, считавшие всех прочих своими подданными), а только скифов-кочевников.

Можно предположить, что египтян, скифов и киммерийцев еще до известных событий связывали некие непростые отношения, и их история развивалась по какому-то более сложному сценарию. Юстин утверждал: «Скифское племя всегда считалось древнейшим; впрочем, между скифами и египтянами долгое время происходил спор относительно древности племени». Скифы, которых персы и индусы называли саками, действительно были древним племенем. Саки упоминаются в древнем ведическом источнике, в Законах Ману, как кшатрии, пренебрегшие своими священными обязанностями (блюсти порядок внутри арийского общества и защищать его от внешних врагов) и ушедшие «на вольные хлеба». Зачем служить, подчиняясь браминам, если с помощью оружия можно добыть все, что пожелаешь? (На фарси саки означает беглецы, а в России, Украине и Беларуси саками или «сачками» называют людей, увиливающих от своих обязанностей).

Известно, что на рубеже XVII—XVIII вв. до н.э. Египет завоевали гиксосы, которых египтяне считали «царями пастухов». Возможно, гиксосы — это гиг саки, то есть «высшие саки» — прототип «царских скифов». Гиксосы поселились в Нижнем Египте, где основали свою столицу — Аварис. Наибольшего могущества они достигли при царе Хиане. Гиксосы впервые ввели в Египте коневодство и колесный транспорт, упростили египетскую письменность, создав алфавитное письмо. Возможно, они также ввели в Египте рыночные отношения (до ХVII в. до н.э. продукция между гражданами Египта распределялась). Но господство инородцев всегда тягостно для покоренных. Освободительная война египтян против гиксосов началась в XVI в. до н.э. при Камосе и завершилась при фараоне Яхмосе I. В 1535 г. до н.э. был взят Аварис. Гиксосы отступили на восток в Палестину.

Часть гиксосов, известная по арабским преданиям как амалекиты-шасу, осела в Палестине и впоследствии была ассимилирована арабами, сохранившими предание об их прошлом властвовании в Египте. В Библии они упоминаются как древнейший народ — амаликяне. Другая часть гиксосов, не обретшая своей земли, по- видимому, какое-то время скиталась по Ближнему Востоку, занимаясь торговлей, затем пошла дальше, в Восточную Европу, достигнув на рубеже XVI-XV вв. до н.э. Северного Причерноморья. Здесь они также занимались торговлей и вели скитальческий образ жизни, за что и были прозваны скитами, в греческой транскрипции — скифами. Но торговцы одновременно должны были быть и воинами, чтобы охранять свои товары. А как сказал Мао Цзэдун, «винтовка рождает власть». Деньги, впрочем, тоже. Скифы стали царствовать над прочими насельниками этой земли, создав, возможно, первую в Европе империю, которую греки назвали Скифией. Продвинулись скифы также в Среднюю Азию (там их называли саки).

Расцвет Египта после изгнания гиксосов наступил в XIII в. до н.э. при фараоне Сесострисе. Он подчинил своей власти царства Ближнего Востока, но на том не остановился. Геродот сообщает, что «...Сесострис прошел материк, пока не перешел из Азии в Европу и не разбил скифов и фракийцев. Я думаю, что дальше скифов и фракийцев египетское войско не заходило, ибо на их земле установлены те самые стелы, а дальше они не встречаются. Отсюда он повернул и пошел назад, а затем оказался на реке Фасис. Я не могу сказать точно, сам ли царь Сесострис, отделив часть своего войска, оставил ее тут для поселения в этой стране, или же некоторые из воинов, устав от скитаний, осели здесь по Фасису».

С учетом вышеизложенного становится понятным, зачем понадобилось фараону забираться за «тридевять земель» и покорять кочующих скифов, с которых из-за их образа жизни трудно было что-либо взять да еще и оставлять на далекой чужбине часть своего войска.

Фараон хотел обезопасить Египет от возможного повторного вторжения наследников гиксосов. Для этого недостаточно было одержать победу в сражении. Необходимо было установить в Скифии свою власть. С этой целью Сесострис и оставил часть своего войска, надо полагать, не только в Колхиде (современная Грузия), на выходе из Скифии, но и в ее центре, в Причерноморье. Таким образом, египетские воины лишили власти скифов, и сами стали править их полиэтничной страной. Часть скифов, не пожелавшая подчиниться египтянам, бежала с Среднюю Азию.

Окончание см. на следующей странице «История и «Я»

Виктор ЯНОВИЧ, историк, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ