Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Свобода последнего слова

Положение женщины в Крымском ханстве
17 июля, 2015 - 11:39
ТАТАРСКИЕ МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА. КАРТИНА ХVІІІ в.

(Окончание. Начало читайте в «Дне» №120-121)

Правой рукой анабеим была казнадар-бекеч. Эту ответственную должность — казначея гарема — занимала уважаемая женщина ханского дома. Известна еще одна должность при ханском гареме, по иерархии сразу за анабеим — это улу-хани. Она так же, как и валиде, имела свой доход со своих земель и, в сущности, могла при необходимости заменять анабеим.

Жительницы гарема имели право по своему желанию присутствовать на торжествах, проходивших в «Диван-хане» (Зале Совета). Над верхними дверями главного Зала и сегодня можно увидеть зарешеченный навесной балкончик со стрельчатыми арками. Именно сюда часто наведывались жительницы гарема. Они следили за тем, что происходит, но сами оставались невидимыми для посторонних глаз. Женская половина ханской семьи полюбила и знаменитую Соколиную башню. С ее смотровой площадки они наблюдали за мероприятиями, происходившими на главной площади перед дворцом. Специально для них приглашали комедиантов и скоморохов, которые развлекали дам своими репризами. Они имели право наблюдать за военными учениями, которые проходили во дворе дворца. Жены ханов по своему желанию могли в любое время покинуть Бахчисарай и выехать в свои загородные резиденции.

Представительницы дома Гераев активно занимались благотворительностью. На свои средства строили фонтаны-чешме, постоялые дворы, бани, мектебы и, конечно, мечети. Так, во второй половине XVII века дочь крымского хана Мурада Герая I Хатидже-ханым построила в Керчи мечеть. Заказчиком Тахталы-Джами, сооруженной в 1707 году, была дочь крымского хана Селима Герая I Бек-султан ханым, а на средства всеми уважаемой дамы времен Крыма Герая хана — Диляры Бикеч — был возведен Ешиль-Джами. Их примеру следовали и другие знатные и богатые женщины ханства.

КРЫМСКОТАТАРСКАЯ СЕМЬЯ В ХVІІІ в.

Ханские дети (принцы и принцессы, их принято было называть султаны) жили вместе с матерями на женской половине. И если принцессы оставались рядом с матерью до замужества, то принцы уже в возрасте семи лет оставляли матерей и нянь, чтобы по старой традиции начать учебу. Иногда они получали образование в семье, но чаще всего их посылали в Кабарду, где они жили в доме своего аталыка (наставника). Возвращались они в лоно своей семьи уже взрослыми мужчинами.

Важно отметить, что мужчины из ханского рода Гераев не вступали в брак с простолюдинками. В ханской семье это считалось мезальянсом, унизительным для крымского правителя и тем более для его детей, рожденных в таком браке. Поэтому женами хана становились девушки из знатных крымскотатарских династий, равных по происхождению ханскому роду. Чаще это были дочери ширинских беев. Не редкостью были браки и со знатными черкесками, но исключительно из рода Бесленей. Принцам доставались невесты из лучших домов ханства, воспитанные в традиционном духе, владеющие чувством собственного достоинства.

Не были редкостью случаи, когда ханы брали в жены своих далеких родственниц. Так, жена хана Бахадыра Герая Ханзаде-ханым была дочерью хана Бора Гаге Герая. Она имела тонкую натуру и, как отец, писала стихотворения. О трепетной любви между ней и ханом слагали легенды.

Кроме того, существовал тюркский брачный обычай — левират, согласно которому вдова умершего хана или принца могла вступить в брак повторно с родственником своего покойного мужа. Например, жена погибшего принца Ахмеда Герая Ширин-Бек стала женой его младшего брата Саадета Герая, когда тот стал ханом, а жена принца Мубарека Герая во второй раз вступила в брак с Мухаммедом Гераем ханом, а после его смерти — с Саадетом Гераем ханом. И такие случаи были неодиночными. Что же касается принцесс из рода Гераев, то их выдавали замуж исключительно за беев и высокопоставленных лиц государства, а иногда и за султанов Османской империи. Известно, что дочь Менгли Герая хана Айше Хафса ханым выдали замуж за будущего султана Селима I Явуза.

Представительницы дома Гераев имели значительную свободу в жилище своего мужа, кстати, последнему отныне приходилось забыть о второй жене. Расставаться с принцессами сурово запрещалось. А вот ханские дочки имели полное право с разрешения отца разойтись с мужем, который не устраивал их, и во второй раз выйти замуж. За ханскую дочь давали большое приданое и устраивали пышный праздник по случаю ее свадьбы. Город украшали арками, флагами, ночью в небе загорались фейерверки, а в гареме проходили празднования в честь невесты. Возможно, самой яркой частью свадьбы был вечер хны. Такой была традиция наносить узоры хной на ногти и пальцы невесты. После того, как вечер хны заканчивался, гостей провожали во дворец, чтобы они могли принять участие в праздничной и торжественной процессии, сопровождавшей невесту к дому жениха. Там ее встречал будущий муж. Здесь гостей угощали, и после вечерней молитвы они покидали жилище жениха, взяв с собой полученные от него подарки.

Говорят, что миром правят женщины. Добавим к этому: мудрая женщина легко могла подчинить себе мужчину и стать серым кардиналом, прибрав к своим нежным рукам бразды правления, даже если она при этом всю жизнь находилась за ажурным балконом ханского гарема.

К сожалению, историки мало обращают внимание на роль представительниц дома Гераев в политической и общественной жизни ханства. А зря, без участия этих уважаемых дам ничего не происходило даже в патриархальной семье Гераев.

Женщины из рода Гераев активно принимали участие в жизни своей страны, именно от их настроения порой зависели дипломатические отношения Крымского государства с соседними державами. Ссылаясь на источники по истории Крымского ханства, где фигурируют имена женщин ханского рода: кадиаскерские книги, документы крымско-российских отношений, Литовской Метрики, — можно воспроизвести картину тех далеких лет и сделать вывод, что сегодня жены крымских ханов незаслуженно забыты, и им отведена роль второго плана.

Первой на страницах посольских книг вспоминали Бараш-султан — жену одного из сыновей основателя Крымского ханства Хадже Герая, который убежал в Московию, Айдера. Из переписки хана Менгли Герая с Иваном III заметно, что в 1483 году московский князь выступает как посредник между родными братьями Айдером и Менгли и просит последнего отпустить в Московию «Айдерову царицу» с сыном, которая осталась в Крыму. Неизвестно, выполнил бы хан эту просьбу или нет, но вскоре пришла весть, что сам Айдер умер в Вологде. И невестке пришлось остаться при крымском дворе.

Вскоре к ней присоединилась жена старшего сына Хаджи Герая Нур-Девлета. Последний, как и Айдер, вел борьбу с Менгли Гераем за ханский трон. Потерпев поражение, он пошел к московскому князю, потом занял престол в Касымове. В 1503 году Нур-Девлет умер, и в этот раз Менгли Герай хан приказывает московскому князю послать ему прах старшего брата, чтобы похоронить в дюрбе отца. И вскоре, сопровождая останки мужа, в Крым прибыла Юмадикова дочь (так ее называют источники) вместе со своим сыном Сатылганом.

С 1486 года в посольских книгах в связи с передачей подарков от московского двора крымскому упоминаются жены самого хана Менгли Герая: царица Заян-султан из знатного татарского рода Седжеутов, Махдум-султан, вероятно, из черкесского рода Бесленей, и самая известная в истории Крыма старшая жена Менгли Герая Нур-султан. Прежде чем стать старшей женой крымского хана, Нур-султан, дочь ордынского бея Тимура из рода Мангитов, по очереди была женой двух казанских ханов Халиля и Ибрагима. В конце 1486 года вдова отправилась в Крым, где в то время жили ее отец и братья, которые занимали при дворе крымского хана высокие должности. Именно под заступничеством отца она должна была провести остаток своих дней. Но судьба распорядилась иначе. Сам крымский хан сделал ее своей женой, возведя в ранг первой женщины ханства. Так началась новая жизнь ногайской княжны в роскошном ханском дворце. От предыдущего брака у Нур-султан было двое сыновей. Они — претенденты на казанский престол — оставались на попечении московского царя, что вынуждало крымскую ханшу вести с Иваном III переписку, преисполненную беспокойства о своих детях и уверений в том, что она заботится о дружбе между московским князем и крымским ханом.

После смерти мужа в 1515 году и прихода к власти враждебного Москве Мухаммеда Герая хана Нур-султан прекращает какие-либо отношения с Москвой. Она отходит от дел и передает в интересах младшего ханского сына Алпа Герая часть своих доходов, а почетное место первой дамы в государстве уступает жене своего пасынка Мухаммеда Герая Нурум-султан.

Мухаммед Герай хан был не первым мужем Нурум-султан, она уже была замужем за его младшим братом, принцем Мубареком Гераем, который погиб, очевидно, еще до того, как Мухаммед стал ханом. От этого брака у Нурум-султан был сын Девлет Герай. Нурум-султан становится тронной женой Мухаммеда Герая или главной женщиной ханского двора. Именно она пресекает все попытки Московии сблизиться через нее с крымским ханом. Напротив, ее взгляды направлены на Запад. Но ее «ханство» продолжалось не так долго, как у свекрови. Через семь лет Мухаммед Герай хан трагически погибает в походе под Хаджи Тарханом, и ханский престол занимает его брат Саадет Герай. Примечательно, что младший брат ее двух покойных мужей — Саадет Герай, верный тюркским обычаям, официально берет в жены ту же Нурум-султан. Некоторое время ее имя упоминается только в официальных источниках. Возможно, эта властная женщина посвятила себя воспитанию своего сына и лелеяла надежду, что в один прекрасный день он займет трон великого хакана. И, очевидно, не только лелеяла, но и прилагала к этому все усилия, поэтому на определенное время отошла в тень политики, уступив лидерство другой невестке, вдове принца Ахмеда Герая, одного из многочисленных сыновей Менгли Герая хана Ширин-Бек султан, на которой также женился Саадет Герай хан. Именно Ширин-Бек султан, завоевав сердце хана, становится его тронной женой. И все было бы хорошо, если бы ее сын от первого брака Бучкак Герай не принял участие в заговоре против хана и не поплатился за это головой. Предательство сына отразилось и на его матери. Она, очевидно, встала на защиту сына и, несмотря на свое влияние на Саадета Герая, оказалась в заточении, где, вероятно, и закончились ее дни.

В 1532 году Саадет Герай хан оставил крымский престол в интересах своего родного брата Сахиба Герая. Но первый год ханства Сахиба Герая был омрачен смертью его любимой жены Фатьмы Султан. Остались сведения, что в следующем году летом хан едет в Керчь, чтобы заключить там брак с какой-то черкеской из знатного рода. Позже в документах она упоминается под именем Ханыке-султан. Возможно, именно от этого брака у хана родилась дочь Нури-султан Ханым, которая впоследствии уполномочит придворного историка и писателя Раммаля Хаджи написать хронику, посвященную времени правления ее отца Сахиба Герая хана.

Очевидно, усилия Нурум-султан не остались бесполезными, и уже в 1551 году, после гибели Сахиба Герая, трон предков занимает ее сын Девлет Герай хан.

Девлет Герай хан оказался самым любвеобильным из всех Гераев. За долгие годы его правления в посольских книгах Литовской Метрики встречаются имена пяти его жен: Айше-Фатьма Султан, Хан-Сугра, Ханыке, Ферхан, а немного позже упоминается еще одна жена по имени Джамал. Известно, что из всех пяти жен влияние на Девлета Герая имела старшая — Айше-Фатьма Султан, мать ханского наследника Мухаммеда Герая. Девлет Герай ничего не делал, не посоветовавшись с женой, и всегда прислушивался к ее мнению. Вот как об этом сообщается в посольских книгах: «Хан уважает свою великую царицу Аиша Фатма салтану... думает... с царицей и слушает ее». Симпатии этой мудрой женщины всегда были на стороне Великого княжества Литовского. По-видимому, она имела влияние не только на своего мужа, но и на остальных его жен, поскольку сохранилась переписка этих дам с польским королем. Ну и, конечно, особое место в ханском гареме занимала пожилая, властная Нурум-султан, мнение которой всегда учитывал сын Девлет Герай хан.

Начиная с XVI века в доме Гераев утверждается титул анабеим или ханши-валиде, который официально входит в протокол ханского двора. Первой анабеим еще в 1524 году стала мать Саадета Герая Махдум-султан, вторая жена Менгли Герая хана. То, что титул — не просто дань уважения матери, видно из событий того периода, ведь Махдум-султан приложила немало усилий, чтобы утвердить своего сына на ханском престоле. Более того, она объединила усилия с другой женой своего мужа, и обе уважаемые дамы не позволили Саадету Гераю и его брату Сахибу Гераю, назначенному в сан калги, развязать между собой кровную вражду. Обеим матерям удалось еще в самом начале 1525 года примирить своих сыновей. С тех пор вдовы покойного хана Менгли Герая занимали одинаково почетное место при дворе Саадета, а после — и Сахиба Герая.

Бора Гаге Герай хан удостоил титула анабеим свою старшую сестру Кутлуг-Султан-хани, жену Хаджи бея ширинского. Хан советовался с ней относительно всех вопросов и даже настойчиво требовал от своих сановников сначала обсуждать все дела с ней, прежде чем выносить их на обсуждение в Диване. А поверенный в делах Крыма и Москвы дервиш-бей настойчиво советовал московскому царю чествовать сначала сестру хана, говоря ему, что «она тебе человек нужный и у крымского хана вместо матери». Вместе с Кутлуг-Султан-хани у хана была еще одна анабеим — ханша Ферхан, жена Девлета Герая, которая была Гаге Гераю мачехой. К этой даме относились с особенным уважением, но от государственных дел она была далека.

В московском Посольском приказе внимательно следили за иерархией дворов иностранцев во время составления дипломатических документов. Так, при правлении Гаге Герая за анабеим идут четыре жены хана: ханша Фатьма-султан, Карим-шах, Мехривах, Зейнаб, дальше — жены калги и других султанов, а уже потом ханские дочери. Таки образом, можно было сделать вывод, что по своему положению анабеим стояли выше остальных женщин семьи Гераев.

Особый интерес вызывают семейные связи дома Гераев с Черкесией и знатными ногайскими родами. Во второй половине XVI века среди жен все чаще появляются уроженки Северного Кавказа. Из знатной адыгской семьи были две жены Девлет Герая: Айше-Фатьма-султан и Хан-Сугра. Черкеской была и невестка Девлет Герая — жена хана Ислама Герая I. А вот другая невестка Девлета Герая из черкесского рода Бесленей была по очереди женой сразу трех его сыновей: сначала принца Мубарека Герая, который погиб в египетском походе, потом — женой хана Фетха Герая и наконец — женой Селямета Герая хана. Благодаря участию этой дамы ее сын Джанибек Герай занял ханский трон сразу после смерти хана Селямета Герая. Однако анабеим при правлении сына ей не удалось стать. Очевидно, она умерла, а ее место заняли две старшие сестры хана Халиме Султан Ханым — жена бея Азамата Ширинского и Фатьма Султан Ханым.

Внук хана Девлет Герая — Саадет Герай — был женат на Ертуган, дочери правителя Малой Ногайской орды. После смерти мужа Ертуган вступила в брак с его младшим братом, принцем Мурада Гераем. В тесных семейных отношениях находились ханы с высшей крымской знатью. Ханских дочерей чаще всего выдавали за представителей влиятельных крымскотатарских родов Ширин, Седжеут. Так, дочь Менгли Герая Махдум-шах вступила в брак с ширинским беем Девлетеком, другая дочь Магим — с Хусейном, братом ханши Нур-султан, еще одна дочь хана, Кутлуг-султан, впоследствии вышла замуж за сына Девлетека Бахтияра, а Айше Хафса ханым в 1493 году стала женой будущего султана Османа Селима I Явуза и первой султаншей-валиде Османской империи. Еще одна дочь Менгли Герая, Мехри-Султан-ханыке, была женой Мамыш-бея Седжеута — ханского шурина. Дочь Мухаммеда Герая I вышла замуж за сына Ширин-бея — Агыш-бея. Сын Мамыш-бея Кочкар-мурза позже женился на дочери Саадета Герая хана, а сестра Кочкар-мурзы стала женой племянника Саадета Герая Ислама Герая. Однако уже во второй половине XVI века брачные связи Гераев с ногайской знатью прекращаются.

Лица крымских женщин ханского дома Гераев выразительно просматриваются сквозь четыре века. Источники, дошедшие до наших дней, рисуют в нашем воображении не робкие силуэты за окнами ханского дворца, а образы властных и независимых правительниц, решительно вмешивающихся в дела своих мужей, братьев и сыновей. И эти образы придают истории дому Гераев больше красок и полноты.

Гульнара АБДУЛАЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ