(Окончание. Начало читайте в «Дне» № 130-131)
Факт вливания в среду Запорожской Сечи представителей адыгских народов отрицать трудно, ведь недаром россияне долгое время выходцев из Украины называли черкасами. Впервые упомянуты Черкассы в 1394 году, хотя сам город, конечно, был основан раньше. П. Клепатский считает, что поселить черкесов в этом городе мог Владимир Ольгердович. Исследователь так характеризует жизнь обитателей тогдашней Черкащины: «...была у черкащан еще одна статья прибылей, имевшая важное значение в их жизни. Это был отход в казачество. Черкасский уезд, будучи окраиной, стал прибежищем для всяческих беглецов, которые прибывали не только из Литвы и Польши, но и с юга — из Крыма и Турции — и здесь находили себе защиту среди местного люда... Питались эти отважные люди преимущественно за счет турков и татар, добывая себе т.н. «бутынки». Этот промысел даже находился под защитой власти и был обложен налогом: «...кгди козаки в земли неприятельской здобившися приходять, з добытку того старосте одно што лепшее»31.
Более категорично характеризовал ситуацию М. Любавский: «В Черкасском уезде Киевской земли в составе местного военного люда встречаем русьских казаков — класс, который возник и развился по всем признаками едва ли не из татарского средоточия»32. Чтобы полнее передать ситуацию в степях послеордынского периода, примем во внимание и мнение Н. Эрнста: «Когда мы представляем себе Золотую Орду как разрушающий организм недисциплинированными частями, то это вполне правильно только для XV века. Что же касается XIII в., то у нас есть рассказы путешественников, как, например, Плано Карпини и других, свидетельствующие об очень стройной и четкой организации Орды и ее частей, в результате чего была полная безопасность передвижения в степи для купеческих караванов. В XV ст. картина резко меняется. Уже с конца XIV ст. начались в Орде непрерывные и жестокие дрязги, среди них — династическая борьба между потомками Тохтамыша и Темир-Кутлука. Параллельно с ходом этой борьбы расшатывалась и организация Орды, и вся степь наполнилась татарскими ватагами, которые, слоняясь, не признавали никакой власти. Безопасное передвижение в степи, которое было раньше, сменилось грабежом, нападениями беспризорных ватаг на купеческие караваны. В те времена те татарские ватаги назывались казаками, которые не повиновались власти какого-то хана, а действовали независимо и только изредка шли к кому-то на службу. Свободные казаки-татары были на службе у генуэзского правительства в Кафе»33. Очевидно, идиллическая картина, которую приводит Эрнст относительно XIII ст., правдива только отчасти, ведь сам ученый сообщает о приписке на греческом Синаксаре в 1308 г., когда казаки закололи юношу Алмалчу. Да и историки той эпохи свидетельствуют, что разбой в Монголии в XII ст. был самым обычным делом, когда украсть тайно считалось делом недостойным, а забрать силой — победоносным подвигом: «Некоторые из них рассматривали разбой и насилие, аморальность и пьянство как подвиги мужества и чего-то высшего»34. Такую характеристику дает и Аннемари фон Габен тем разбойничьим ватагам тюрков, которые захватили земли ираноязычного населения: «для таджиков такое поведение было проявлением жестокости и безбожия, а для добытчиков признаком доблести»35.
Документы свидетельствуют, что при монгольском нашествии часть степного населения в противовес основной украинской людности легко достигла взаимопонимания с оккупантами. Плоскыня, воевода бродников, христианин, выдал монголам отряд земляков. Да и вообще князья Болоховской земли придерживались дипломатии в корне отличающейся от политики князей Руси-Украины. Их цель очень похожа на желание узбек-казаков отделиться от общего массива и защитить автономию. Болоховцы добровольно повинуются монголам, чтобы только не быть под властью Даниила Галицкого. Не признавали Даниловой власти, а покорились монголам и жители Южного Побужья — соседи болоховцев. Летописцы называли таких «седяще за татары» или и прямо «люди татарьскые». Когда Ольгерд захватил Подолье, часть тюркского населения, которая пришла с монголами, уже была украинизирована. Еще часть, убежав от войска Ольгерда на Черноморщину и в Крым, вскоре вернулась и поселилась за Дунаем, в Добрудже. Стрыйковский свидетельствует, что они говорили на славянском языке и вели хозяйство36.
Надо думать, что подобная ситуация была характерна для всех южных окраин Украины. Вот как описал жителей Азовщины венгерский монах, который побывал там в 1237 году: «Ее властитель и население называют себя христианами, книжки и священники у них греческие. Говорят, будто князь имеет сто женщин; все мужчины бреют головы, бороду же отпускают небольшую. Только благородные в знак своего благородства над левым ухом оставляют немного чуба»37.
Ассимиляцию татар на Подолье отмечал и И Житецкий38. Именно на Подолье в первый раз (в 1363 г.) появляется упоминание об украинских казаках, с помощью которых Ольгерд добывал Подолье39. Одновременно удостоверяется и слово «атаман» — один из самых употребляемых ранговых терминов в казацком войске, а также административный термин в древней Украине — в обеих сферах нашей истории слово «атаман» является заимствованием из двух течений общественной жизни тюрков Юга Украины XIII—XIV веков: «Ольгерд с Литвой получил... Каменец и Червоногородок при содействии подольских казаков... Ольгерд... победил на Синих Водах трех братьев: князей Кочубея, Кутлубуга и Дмитрия — те три брата, татарские князья — отчичи и дидычи Подольской земли. От них пошли атаманы, с них, атаманов, брали, выезжая, дань с Подольских земель баскаки»40. Как видим, один из татарских князей, Дмитрий, имел христианское имя. Распространение терминов «атаман» и «есаул» в языке тогдашней Украины должно свидетельствовать, что прослойка тюркского населения на наших землях была достаточно большой не только на границе с Диким Полем. Рассматривая этнографический состав населения Киевской земли в XV ст., П. Клепатский отметил, что после украинцев самый большой процент занимают татары, а уже потом белорусы и поляки. Примечательно, что второе место занимали татары и в кругу боярства Киевщины41.
При достаточно заметной ассимиляции (украинизации) тюрков как в городских и сельских общинах, так и в Запорожском войске и украиноязычные, и тюркоязычные документы вплоть до XVII ст. удостоверяют четкое противопоставление украинских казаков (христиан казаклары, Барабаш казаклары, Умань казаклары) и тюркских казаков (татар казаклары, бизим казаклары). Каковы же причины такого противопоставления? Этническая принадлежность, кажется, не имела существенного значения, большую роль играл религиозный фактор, но решающий фактор был другой. В отличие от тюркских казаков, для которых заработок за счет грабежа или военной службы был основным, украинское казачество наряду с военной деятельностью (преимущественно с целью защиты) развивает хозяйство: земледелие, рыболовство, пчеловодство, ремесла — все то, что способствовало образованию на Запорожье не только военного лагеря, но и казацкой республики.
ХОТЯ ЭТОТ РЕЕСТРОВЫЙ КАЗАК ИМЕЛ ВПОЛНЕ ЕВРОПЕЙСКИЙ ВИД, ВСЕ-ТАКИ ЭТО — СУГУБО УКРАИНСКИЙ ВОИН
В письменных памятниках украинского языка термин «казак» подтверждают достаточно поздно, впервые в 1499 году: «Который козаки в верху Дніпра.. рыбы привозят... тогды мает осмьник воєводин то осмотрети й обмытити»42. Подтверждается употребление термина «казак» и относительно представителей крымскотатарских и ногайских казацких ватаг: «(1551 р.) Козаки Белгородскіе двадцати и чотыри чоловіки хочуть до земли Московское ити... То есть имена тых козаков: Ясе-ходжа, Бокайчик, Карача-акгай»43.
Украинской исторической науке надо, наконец, систематизировать и осуществить анализ всех данных о казачестве. Ведь нельзя не учитывать и на такое свидетельство, которое находим, например, в компилятивном труде Степана Лукомского: «1299 года, за князя литовського Витена козаков литовских 600 чоловік, впадши в Прусію, великие шкоди... поділали»44. И этот, и подобные компилятивные исторические труды настойчиво подтверждают, что в XII веке, а возможно, и раньше, казаки уже заняли свое место в отечественной истории. Ведь и собственное имя половецкого князя Гзак/Гза/Кза в «Слове о полку Игореве» и «Галицко-Волынской летописи» является не чем иным, как «казак», потому что в некоторых тюркских языках, в частности огузских, на месте q- выступает вариант звонкого g-, а оконечный -q звучит как легкий -h, собственно, такой, что его иногда не слышно, сравн. топоним Gazah в Азербайджане или тур. Alla<Allah. В дополнительном исследовании нуждается достаточно древний топоним: название столицы Южного Азербайджана ГАЗАКА, где огнепоклонники имели свой главный храм, разрушенный византийцами45.
Исследовать происхождение слова «казак» целесообразно только в комплексе с изучением всей тюркской терминологии, которую употребляло украинское казачество: байдак, барабан, безбаш, булава, бунчук, каюк, китайка, кош, курень, майдан, есаул, атаман, сал, сакма, сурма, табор, чайка, как и профессионально-производственной лексики (гард, кабица, кармак, катран, кирея, кобеняк, кирган, сага, тахва, тузлук, ятка и т.п.). Есть основания утверждать, что большинство таких слов были заимствованы украинцами приблизительно в одно время и именно в связи с исторической необходимостью формирования украинского казачества как военно-социального сословия. Если некоторые термины, скажем, «есаул» или «атаман» подтверждаются в староукраинских документах уже в XIV ст., то надо думать, что по времени более позднее засвидетельствование термина «казак» объясняется только спецификой его семантики, а не поздним усвоением.
В итоге можно сказать: основу тюркского казачества составили кыпчакские племена. Идея казачества и определенный этап развития этого военного ордена заметны уже в среде черноклобукского союза племен, который выполнял роль пограничных отрядов в войске украинских князей. Таким образом, формирование казацкого братства могло состояться еще до монгольской инвазии, завершалось же оно синхронно с упадком Золотой Орды. Целостная система военной терминологии, употребляемой в Войске Запорожском, не находит аналогии ни в одном тюркском языке, а это свидетельствует, что такая система или была в мало документированных тюркских языках (печенежский, половецкий, койне Черных Клобуков), или же длительное время создавалась в среде смешанного украинско-тюркского военного ордена. Об этом отчасти свидетельствует и развитие значений термина «казак» в тюркских и украинском языках — от первобытного «лицо, которое отделилось от общества и стало воином» до всем известного значения в украинском языке.
Вполне реалистичный взгляд на проблему происхождения казачества в последнее время высказал известный военный историк, доктор исторических наук Иван Стороженко, отметивший, что не надо преувеличивать вражду казаков и татар. Само казачество сформировалось на степном пограничье как результат взаимовлияния славянского и тюркского миров. Вероятнее всего, немало казаков — это потомки тюрков, которые приняли православие. Их поселения в Украине известны еще со времен Киевской Руси. В целом казаки — это субэтнос, который из-за смешивания крови имел повышенную пассионарность и (как фермент) влиял на формирование украинской нации. Татар и казаков роднил сам образ жизни — они не только воевали, но и торговали для взаимной выгоды46. Желание уладить взаимоотношения с Крымом мирным путем просматривается и в дипломатической переписке князей Литовского княжества: «Коли которому царю або царевичу Орды Перекопьское пригода пригоживалася, нигде коня потного не розседлалъ, только у отчине нашой у великом княжьстве Литовскомъ, и хлеба и соли имъ не боронено»47. Слова современного историка перекликаются с популярными высказываниями известного знатока казацких традиций Ивана Попки: «Запорожцы одевались, ополчались, седлали коней и даже брили головы как крымские татары. Чтобы стать барсами для крымских гиен, они подходили к ним хамелеонами»48.
31 Клепатский П. Цит. труд. — С. 413; 384
32 Любавский М. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания Первого Литовского статута. — М., 1892. — С. 531.
33 Эрнст Н. Л. Конфликт Ивана III с генуэзской Кафой // Изв. Таврического общ-ва истории, археологии и этнографии. — Т. I. — Одесса, 1927. — С. 167.
34 Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. — М., 1973. — С. 35.
35 Gabain A. Kozakentum, eine soziologisch-philologische Studie. — Acta orientalia Hungarica. — Bd. XI. — Budapest. — 1960. — S. 161.
36 Дашкевич M. Болоховская земля и ее значение в русской истории. — К., 1876. — С. 36.
37 Голубовский П. Цит. труд. — С. 189.
38 Житецкий И. Смена народностей в Южной России // Киевская старина. — К., 1884. — С. 574.
39 Дашкевич М. Цит. труд. — С. 41.
40 Там же. — С. 36; 40.
41 Клепатский П. Цит. труд. — С. 446; 451.
42 Акты, относящиеся к истории Западной России. — Т. I. — СПб., 1848. — С. 194.
43 Там же. — Т. II. — СПб., 1848. — С. 157.
44 Летопись самовидца // Собрание историческое... Лукомским сочиненное. — К., 1878. -С. 326.
45 Ardzruni Th. X-e S. Yistoire des Ardzrouni. — Tr. par. M. Brosset. — Col lection Histoirens Armeniens. — Т. I. — St.-P., 1874. — S. 3.
46 Стороженко I. C. Богдан Хмельницький і Запорозька Січ кінця XVI — середини XVII ст. Кн. 2: генезис, еволюція та реформування організаційної структури Січі. Монографія. — Дніпродзержинськ, 2007. — 418 с.
47 Акты, относящиеся к истории Западной России. — Т. I. — СПб., 1848. — С. 119.
48 Попка И. Черноморские козаки в их гражданском и военном быту. — СПб., 1858. — С. 46; 66; 196.