Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Святослав Киевский: дипломатия в кольчуге

13 июля, 2002 - 00:00

Я поведу речь о том периоде нашей истории, когда, опираясь на предшествующий дипломатический опыт, Киевская Русь предпринимает значительные усилия для выхода на внешнеполитическую арену (60 — начало 70-х годов Х в.). Дипломатия древних руссов использовала, с одной стороны, традиции и обычаи восточнославянских племен, осуществлявших контакты как между собой, так и с соседними этносами, с другой — международный опыт, в первую очередь, славянских государственных образований, Византийской империи, государств Восточной и Северной Европы.

С течением веков руссы шаг за шагом освоили процедуру заключения устных соглашений о прекращении военных действий и обмене пленными, научились заключать мирные договоры и перемирия, стали направлять посольства в соседние государства, а в IX веке вступили в прямые дипломатические контакты с византийским правительством, с государством франков, Хазарией и другими странами.

В 860 году Русь после успешного нападения на Константинополь заключила первый известный нам договор «мира и любви» с Византией, который представлял собой стереотипное соглашение такого рода, нередко заключавшееся империей с окружающими варварскими государствами и народами. Это соглашение, ставшее своеобразным дипломатическим признанием древней Руси, заключенное русским посольством в Константинополе, предусматривало установление между государствами мирных отношений, уплату империей дани Руси, допущение на Русь христианской миссии, крещение части руссов, а также военную помощь империи со стороны Руси.

По-видимому, устный клятвенный мир был дополнен письменным соглашением — императорским хрисовулом, где были перечислены конкретные обязательства греческой стороны, как это было принято в византийской дипломатической практике. Следует отметить — уже в это время руссы (русичи) выработали свой чисто славянский подход к утверждению межгосударственных договоров — «роту», клятву, которая соответствовала дипломатическим обычаям древней Руси. От этого времени берут начало упоминания о первых русских послах, представлявших на переговорах Киевскую Русь как суверенное государство.

ДОГОВОРА КИЕВСКОЙ РУСИ С 911 ГОДА

Руссо-византийский договор 911 года стал ярким свидетельством того, что в начале Х века Киевская Русь подошла к освоению вершин тогдашней дипломатии — письменным, двусторонним, равноправным межгосударственным соглашениям, охватывающим политические, экономические, военные и юридические вопросы. Работа над текстом договоров велась в Константинополе во время встречи представителей Киевской Руси и Византии. С византийской стороны переговоры возглавлял сам император Лев VI. Киевское посольство принимали в соответствии с установившимися правилами, распространявшимися и на другие иностранные миссии.

Представительство посольства впервые отразило идеологию древнерусского государства: дипломаты выступали от лица князя, всех «светлых» бояр и князей, и от имени всего русского народа. Этот договор стал новой ступенью в истории древнерусской дипломатии — он включал не только основную общеполитическую идею предыдущего соглашения «мира и любви» 907 года, но и «ряд» — конкретные статьи, посвященные всему спектру решаемых проблем. Соглашение не только указывало на растущее международное значение древнерусского государства, но и отражало его возросшую экономическую и военную мощь — следствие усилившейся внутренней централизации.


Рассмотрим более подробно то, как заключались такие документы. Они были зафиксированы в аутентичных грамотах, идущих от обеих сторон на их родном языке, и написанных в копиях на языке другой стороны. С нескрываемой гордостью нужно отметить, что Киевская Русь преуспела в использовании опыта предшествующих веков. Обмен оригиналами и копиями, порядок подписания грамот византийским императором и русскими послами и сама процедура их клятвенного утверждения — тому свидетельство.

Теперь обратимся к разгадке наиболее важного вопроса. Какой же была ситуация вокруг Киевской Руси? Почему был выбран путь военного решения конфликта с Хазарией и Византией? Зачем молодому славянскому государству понадобился сбор ежегодной дани с Византийской империи, приведший к этому конфликту? Можно ли было избежать военной конфронтации? Да, скорее, можно, чем нельзя, ведь после гибели Святослава дипломатия избрала именно такой путь. Но тогда, в середине 60-х годов Х в., Киевская Русь вступила в полосу долгих и кровопролитных войн, и дипломатия молодого князя Святослава Игоревича развивалась в основном в условиях военного времени. Войны Руси с Волжской Булгарией, буртасами (мордва), Хазарией, северокавказскими народами — ясами и касогами, два военных похода в Задунайскую Болгарию, а в промежутке между ними — отражение печенежского набега на Киев и, наконец, смертельная схватка Киевской Руси с Византией.

СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

В 965 году Святослав Игоревич стал Киевским князем. С этого момента политика Киева была направлена на утверждение позиций Руси на международной арене. Перед политической элитой князя Святослава встала давняя проблема, связанная с преодолением враждебных отношений со стороны некоторых соседних стран. Волжская Булгария соперничала с Русью в торговле с Востоком. Хазария, хотя и поддерживала с Русью тесные отношения, часто грабила купеческие караваны, шедшие из Киева на восток и юго-восток. К тому же данниками Хазарии продолжали оставаться некоторые восточнославянские племена, в частности вятичи. Ухудшились также отношения с Византией, противодействовавшей росту русского могущества.

Хазария выступила против централизующей политики Киевской Руси относительно государственного объединения восточных славян. Чтобы консолидировать все восточнославянские земли в едином государстве, Русь была вынуждена силой избавиться от назойливого политического противника и конкурента.

Первым шагом молодого 22- летнего князя было возвращение под власть Киевской Руси вятичей. С этой целью он осуществил поход на Оку и Волгу. «...Нальзе ваятичи и рече вятичемь: «Кому дань даете?» Они же реиса: «Казаромь по изьлягу от рала даемь», читаем в «Повести временных лет». После ожесточенного сопротивления пала хазарская крепость Саркел (Белая Вежа), затем молниеносным ударом Святослав разгромил и рассеял ясов и касогов (предков осетин и черкесов) и наложил на них дань.

Современник Святослава арабский географ Ибн-Каукаль дополняет сведения летописи о походах Святослава на Волгу. По его свидетельству, войско Святослава достигло города Булгар и земли буртасов. Кроме крепости Белая Вежа, занимавшей ключевую позицию Хазарского каганата на Дону, на Волге после длительной осады была взята столица Хазарии Итиль и множество городов на Каспийском побережье. От этих городов, отмечал Ибн-Каукаль, — «не осталось и следа», русы «отняли у них все эти области и присвоили их себе». В результате походов Святослава Игоревича Хазарское государство пришло в упадок, навсегда сойдя с исторической авансцены. К сожалению, с той поры хозяевами южнорусских степей стали печенежские орды; опасность стала угрожать городам Поднепровья и непосредственно Киеву.

КИЕВСКАЯ РУСЬ И БОЛГАРО- ВИЗАНТИЙСКАЯ ВОЙНА

Теперь вернемся к русско-византийским отношениям. События, происходившие на Балканах, втянули Киевскую Русь в войну между Болгарским царством и с Византией, угрожая Константинополю. Правитель болгар Борис получил от Византии царский титул, а болгарская церковь — самостоятельность. Через некоторое время Константинополь вынужден был согласиться на выплату Болгарии дани. Однако в 60-х годах соотношение сил изменилось в пользу Византии. Этим воспользовался ее император Никифор Фока. В борьбе с Болгарией он обратился за помощью к Киевской Руси. Из Константинополя в Киев прибыло посольство с предложением союза (руссы желали получить выход к черноморским рынкам); Святослав решил принять участие в этом конфликте. В 968 г. 60-тысячное войско во главе с киевским князем выступило в поход. Болгары сумели выставить против руссов лишь 30-тысячную рать. В битве, которая произошла под Доростолом (современная Селистра), болгары потерпели поражение. Позднее эти события были изложены византийскими хронистами ХI — XII вв. Скилицей и Занарой. Скилица пишет, что руссы во время первого похода Святослава в Болгарию «многие города и селения болгар разрушили до основания»; захваченную огромную добычу обратили в свою собственность». Далее автор сообщает, что руссы «покорили Болгарию», «пленили двух сыновей царя Петра — Бориса и Романа» и решили навсегда остаться в Болгарии, «вопреки договору, заключенному ими с Никифором». Таким образом, Святослав занял города по Дунаю и закрепился в Переяславце, который в перспективе хотел сделать столицей своей громадной державы.

Однако русская летопись говорит о том, что в 968 году под Киев пришли печенеги и Святославу пришлось срочно отправиться на выручку своего стольного града. Причем киев ляне послали к нему гонцов со словами: «Ты, княже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабивь...». Летописец далее сообщает, что Святослав вернулся в Киев. а затем «собравохи, и прогна печенеги в поли, и бысть миръ».

Летопись содержит и другие сведения относительно намерений Святослава в отношении Болгарии. Это известная фраза, приписываемая Святославу и сказанная им своей матери, легендарной княгине Ольге в ответ на укоры: «Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жити в Переяславци, яко то есть середина земли моей яко ту вся благая сходятся: отъ грекъ злато, поволоки, вина и овощеве разноличные изъ Чехъ же, из Угорь серебро и комони, из Руси же скора и воскъ, медъ и челядъ». В 970 году Святослав разделил Киевскую землю между сыновьями — Киев отдал старшему Ярополку, в Древлянской земле посадил Олега, а новгородцам отдал на княжение по их просьбе Владимира.

Под 971 годом «Повесть временных лет» сообщает, что Святослав вновь пришел в Болгарию, взял Переяславец штурмом, а затем объявил грекам: «Хочю на вы ити и взяти градъ вашь яко и сей».

Лев Диакон сохранил сведения о переговорах Святослава с послами императора Цимисхия, во время которых князь также заявил, что он намерен взять Константинополь. Однако переговоры, на которых греки хотели заключить с руссами мир, закончились провалом. Русский летописец видит причину этого провала в том, что греки не собирались выплачивать дань, а лишь хотели выяснить количество русских воинов. «И поиде Святославъ на греки», — рассказывает далее летопись. Она повествует о битве, умалчиваемой в византийских источниках: «...и одале Святославъ, и бежаша грьци. И поиде Святославъ по граду волоя и грады разбивая». Затем рассказывается о втором посольстве греков к руссам. Теперь посмотрим, какие цели, согласно «Повести временных лет», ставило перед собой второе посольство Цимисхия к Святославу. Император через послов просил передать русскому князю: «Не ходи къ граду, возми дань, еже хощеши за маломъ бо бе не дошелъ Царяграда. И даша ему дань, и машеть же за убьенья, глаголя, яко «Род его возметь». Взя же и дары многы и возратися в Переясловець с похвалою великою».

Очевидно, удар русского войска был настолько мощен и стремителен, да и расстояние, оставшееся до столицы Византии, столь незначительное, что греки в панике вынуждены были пойти на все мыслимые уступки славянам. В данном случае красноречивые сведения Льва Диакона объясняют почти годичную паузу в боевых действиях между руссами и греками, и то, что империя вновь согласилась платить дань Руси.

Однако дальнейший ход событий показал ошибочность стратегии Святослава — вернуть Византию в русло послушного данника. Она была еще сильна, поход греков через Балканы, взятие Преславы, сражение под Доростолом, тяжелое положение русских войск на Дунае ускорили начало мирных переговоров между воюющими странами.

На предложение Святослава о мире император Иоанн Цимисхий откликнулся немедленно и с радостью, что находит подтверждение и в хронике Льва Диакона. Причину стремления руссов к миру можно объяснить словами Святослава, обращенными им к дружине: «А руська земля далече, а печенеги с нами ратни, а кто ны поможеть?...» И вновь, в который раз, вопрос о дани выходит на первый план русско-византийских переговоров. Греки дрогнули, так как в число «друзей» и «союзников» империи могли быть приняты руссы лишь в случае уплаты Византией «варварам» регулярной дани. Это событие произошло в 971 году. В «Повести временных лет» помещен текст договора Киевской Руси с Византией.

Он, без сомнения, является венцом заключенных документов такого рода языческой эпохи. Смысл договора 971 года состоит в восстановлении между Русью и Византией status quo, сложившегося к 966 году, то есть к началу первой балканской компании Святослава. На это согласились обе стороны, хотя грамота составлена была лишь от имени русского великого князя, что само по себе несет элемент определенного ущемления государственного престижа Киевской Руси и еще более подчеркивает военную неудачу Святослава в 971 году.

Конечно, позиции Руси на Балканах были утрачены, но зато были закреплены завоевания в жизненно важных районах Северного Причерноморья, в Приазовье и Нижнем Поволжье. Святослав обязался соблюдать прежние соглашения, новые же политические реалии были в нем отражены в полной мере. В данной военно-политической ситуации это удовлетворяло греков, и они согласились с формой и содержанием выработанного обеими сторонами договора.

С осени 971 по весну 972 года был разыгран последний, трагический акт политической борьбы между Киевской Русью и Византийской империей. Из сообщения Скилицы становится ясным, что посол греков, сообщив печенегам о возвращении Киевского князя на родину и попросив их обеспечить безопасный проход руссов через свои владения, получил отказ. Однако Святославу об этом отказе сообщено не было, и он двинулся вверх по Днепру в полной уверенности, что его просьба о посредничестве будет исполнена. Сложно сказать, организовал ли епископ Евпалитский нападение на русское войско, оплачена ли была византийским золотом гибель Святослава, но факт дипломатического вероломства греков здесь налицо. В этом решающем дипломатическом единоборстве последнее слово осталось за византийским императором.

Дипломатия Киевской Руси в своей истории имела и такие повороты, которые смогут стать серьезным предупреждением нынешним политикам, отстаивающим позиции столь древнего славянского государства на международной арене. Важен осознанный выбор друзей и достойных союзников, помнящих не только о своих геополитических, зачастую окрашенных в имперские тона, интересах, но и готовых учитывать интересы Украины.

Борис ЯКОВЕНКО, историк Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ