Будучи студентами, мы с друзьями неоднократно приезжали в село Городище вблизи Збруча и просили за любые деньги показать языческий центр со следами знаменитого Збручского идола. — Ну, разогнались, — просто выразил настроения здешних обитателей русый парнишка. — Идол не хочет видеть даже заграничных панов.
Туда ходить заказано — вот и все. Туристу, внушающему доверие, шепотом станут рассказывать о том, что хотя идола увезли более 150 лет назад, и давным- давно ему не приносятся жертвы, живая кровь(!) бесследно не исчезла. Над жертвенниками накопились негативно заряженные биополя, неблагоприятные для здоровья. А на опушке, где стоял языческий храм-капище — никак не приживаются деревья. Стоит вырасти одному, как его сразу же раскалывает молния.
На многочисленных научных конференциях и украинские, и зарубежные ученые лишь констатируют богатство природных аномалий вблизи идола. А обоснованных заключений пока что не сделал никто из ученых. Горы Медоборы, как назло, тщательно оберегают свои тайны. А Збручский идол, похоже, больше всех «пожалел» любознательных: вот вам система изображений — и изучайте ее, не пропуская «ні титли, ні коми».
Каменного бога древних славян — Свитовида — нашли в Збруче, между селами Личкивцы и Городница, что на Тернопольщине, в 1848 году. Оказывается, «родом» он из IХ века, когда до принятия христианства на Руси оставалось не более 100 лет; так что целое тысячелетие он был достойной памятью о языческих временах.
Збручский идол наиболее полно отражает религиозное мировоззрение наших далеких предков — племенного союза волынян и белых хорватов. Не бог это, а космическая «азбука»; говоря языком науки, законченная, четко структурированная космогоническая система! Верхний ярус занимают богиня земли Макош с рогом изобилия, божество гармонии, красоты и любви Лада с перстнем, вооруженный Перун-громовержец и солнечный Даждьбог; в среднем собрались земные люди; нижний — царство бога скотоводства и подземных сил Велеса, изображенного на коленях, так как держит он вес земли с хороводом ее обитателей. Выдающаяся находка в Медоборах соответствует славянскому Роду — земледельческому и животворному богу, вселяющему дух жизни во все сущее.
Праукраинский Свитовид, охватывающий единым взглядом четыре стороны света, оказался уникальным — такое нужно еще поискать. Все прочие каменные кумиры, найденные в результате археологических раскопок в междуречье Збруча и Днестра, в Побужье, были одно-, дву- или трехликими и воплощали только отрывки верований язычников. Они фиксировали изображение коня, символизировавшего могущество, а рог в руке означал изобилие. Встречались и некоторые другие детали.
Рог для питья (кубок) стал почти визитной карточкой «типичного» идола. И не удивительно. С этим атрибутом связаны церемонии гаданий, просьб о плодородии земли на будущий год. Подобные фигуры найдены на всей территории Центрально-Восточной Европы — от Днепра до Рейна, что свидетельствует об общей молодости в истории многих европейских народов.
— Эти семантически бедные, примитивные статуи из известняка, — убеждает археолог, научный сотрудник тернопольского краеведческого музея Марина Ягодинская, — предшествовали Збручскому идолу.
В 1857 году ученых всколыхнуло интересное открытие — он не единственный! Но на побратима, также четырехликого и весьма выразительного, положили глаз жители Гусятина, где он был найден. И «плохо лежавший» Збручский идол «номер два» оказался в фундаменте избы. С тех пор ученых еще больше увлекла жажда поисков.
Понадобилось более века, чтобы археологи обнаружили в Медоборах три языческих городища — в урочищах Звенигород, Говда и Багит (1984 г.).
На вершине горы Багит найдены остатки языческого капища. Квадратная яма, размерами 50 х 50 см, также сориентированная на четыре стороны света, указывает на местонахождение идола. Ходил сюда не простой люд, а только привилегированные жрецы-волхвы. К окутанным тайной местам принадлежат и каменные площадки и ямы, где проходили жертвоприношения.
Чем только не жертвовали верующие для задабривания богов — не щадили животных, птицу, людей, по большей части младенцев. Найдены и кости. В конце концов, подобный «кровавый» мотив прослеживается еще в Ветхом Завете, когда Авраам хотел принести в жертву богу сына Исаака. Человеческие жертвоприношения признавали известные письменные памятники — «Повесть временных лет» (ХI-ХII вв.), «Слово о том, как первые поганы поклонялись идолам» (ХI в), «История» Льва Диакона (Х в), «Славянская хроника Гельмольда» (ХII в), «Деяния дьяков» Саксона Грамматика (ХIII в) и другие.
Археологические раскопки показывают: покойнику часто придавали позу эмбриона в утробе матери, что ассоциировалось с возвратом в лоно земли. Но в большинстве погребений черняховской культуры II — V вв. нашей эры, к традициям которой относятся найденные ранее идолы, покойники лежат в вытянутом положении. Тут и совсем истлевшие останки человека. Оказывается, в те времена была распространена кремация как реализованная идея об очищающей силе огня. Даже при трупоположениях умершего посыпали пеплом из ритуальных очагов. Ученые допускают, что обряды трупоположения и трупосожжения существовали параллельно еще в эпоху бронзы (2000 — 1000 гг. до нашей эры).
Среди найденных в Медоборах жертвенных вещей преобладают христианские символы — кресты, энкалпионы, нательные крестики, иконки, кадильницы. И с чего бы это такое странное пересечение двух культов? Можно догадаться — сюда приходили неофиты-христиане, чтобы поклониться «богам предков». Верующие в Христа — как простолюдины, так и знать — пронесли огонь прадедовской веры через три века.
Логическая цепочка истории раскрывает священно-прозаическую загадку поведения предков. Язычники в душе, они молились днем и ночью, прося у родных божеств защиты от врагов — татарских орд. Необычный религиозный подъем, воскресение язычества в ХIII веке, как раз перед смертельной угрозой массовых убийств и опустошений, были отнюдь не случайны. И потому древние русичи бережно спрятали Збручского идола, чтобы не уничтожили его полчища хана Батыя.
О многом говорят и остатки богатой посуды и другой домашней утвари, обнаруженной неподалеку от идола. Битое означало: людям оно уже не принадлежит. Надломами вещей язычники просили у бога плодородия, хорошего урожая, приумножения природы и людского рода. Традиции этих мирных обрядов и сегодня сохраняются на наших свадьбах.
Збручский идол сегодня хранится в Краковском археологическом музее (Тернополь удостоен только его копии) и продолжает приносить славу чужим культурным сокровищницам. О его передаче прямым духовным потомкам — украинцам — сейчас, по сути, речь не идет. Ни на уровне правительств, ни среди ученых. Зачем портить какими-то «обрубками дерева» украинско-польские отношения.