Из-за отсутствия природного камня в стольном граде одного из величайших государств Средневековья строили преимущественно из дерева — и роскошные боярские терема, и добротные хоромы купцов, и скромные жилища ремесленников. Своеобразные киевские Помпеи — довольно хорошо сохранившиеся под современной застройкой Подола остатки кварталов и улиц деревянного Киева Х—ХІІ веков — были обнаружены в 1972-1974 годах при прокладывании линии метро и строительстве Житнего рынка и недавно во время реконструкции Почтовой площади. На сегодняшний день подобные музеефицированные фрагменты средневекового города привлекают многочисленных туристов в Барселоне, Кракове, Бресте и других городах. Киевляне и гости украинской столицы пока лишены такой возможности...
Первым упомянутым в летописи (945 г.) каменным зданием Киева был терем княгини Ольги, стоявший «за святой Богородицей над горой». А перед монголо-татарским нашествием в древнерусской столице, согласно письменным источникам и археологическим данным, уже насчитывалось примерно 50 крупных каменных зданий. После падения «матери городов русских» и длительного периода «темных веков» этот пласт древнерусского наследия стал terra incognita для последующих поколений. И только с конца ХVІІІ в. начались научные исследования каменного зодчества Древнего Киева. Проводились археологические раскопки остатков церквей и княжеских дворцов, составлялись их планы. Также устанавливались скрытые под более поздними достройками первичные формы уцелевших и датируемых в летописях храмов, по ним определялись характерные стилистические черты и особенности строительной техники для древнерусского зодчества разных времен. Дополнительную информацию получали из описаний древних руин иностранными путешественниками и зарисовок, сделанных в 1651 г. голландским художником А. Вестерфельдом, а в XIX в. — Т. Г. Шевченко и М. М. Сажиным. Путем анализа и сопоставления этих данных удавалось устанавливать время строительства обнаруженных и исследованных археологами сооружений и привязывать часть из них к упомянутым в летописях, но не идентифицированным. Таким образом, постепенно воспроизводилась историческая топография древнерусской столицы. Значительный вклад в это дело внесли М. Ф. Берлинский, митрополит Е. Болховитинов, К. А. Лохвицкий, М.А. Максимович, В. В. Хвойка, Л. И. Похилевич, Н. В. Закревский, М. К. Каргер, П. П. Толочко, Ю. С. Асеев, Г. Н. Логвин, Н. В. Холостенко и другие.
Согласно этим многогранным исследованиям, каменное зодчество в Древнем Киеве прошло в своем развитии несколько этапов. Его эволюцию и особенности строительной техники от нач. XI в. до первой пол. ХІІІ в. сегодня можно проследить на покрытых фресками и мозаиками интерьерах древних храмов, которые в значительной степени сохранились в первоначальном виде, и снаружи — на открытых участках их кладки.
ВРЕМЯ ЕДИНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ В ЕДИНОМ ДАВНЕРУСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Первый этап ознаменовал настоящий прорыв в строительстве после приобщения Руси к христианской цивилизации. Это было время единой архитектурной школы в едином Древнерусском государстве. Эпоха наибольшего ее расцвета и могущества при Владимире Великом и Ярославе Мудром оставили после себя монументальные каменные сооружения: Десятинную церковь и княжеские дворцы, Золотые с надвратной церковью Благовещения Богородицы и Софийские ворота, церкви Георгиевского и Ирининского монастырей и еще одну неустановленную (возможно, церковь Богородицы) в Киеве, а также Спасский собор в Чернигове, Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Благодаря разновысоким куполам храмы этого времени имели пирамидальную композицию, что не характерно для византийского зодчества; да и некоторые другие особенности имели признаки собственного архитектурного стиля. А непревзойденный Софийский собор в Киеве не имел аналогов в мировой архитектуре того времени. К такому выводу пришли не только современные исследователи (Ю. С. Асеев «Архитектура древнего Киева»). Еще в XI веке об этом 13-купольном сооружении митрополит Илларион написал, что «не найдется подобного ему во всех северных землях с востока до запада». Гармоничные здания первых каменных храмов органично вписались в деревянную застройку древней столицы.
Черты нового архитектурного стиля в этих церквях не могли появиться на пустом месте, к тому же в течение столь короткого времени в стране, где каменное строительство практически не велось. Прототипом для этих самобытных построек могли быть деревянные терема или языческие капища. На сегодняшний день нет никакой информации об архитектуре языческих храмов. Но они должны были существовать, ведь не могли кумиры мокнуть под дождями или заметаться снегами, когда главы Руси жили в роскошных хоромах. Богам надлежит иметь самое лучшее жилье. Как христианство в Руси включило некоторые фрагменты идолопоклоннических верований, так и архитектура каменных церквей могла сочетать заимствованные византийскую строительную технику и масштабы с внешними формами лучших местных деревянных построек. Ведь новое легче приживается, когда в нем можно увидеть и что-нибудь свое, привычное. Важным фактором здесь была и сильная княжеская власть, которая могла диктовать Мировой империи свои условия принятия новой религии.
Строили тогда из плинфы — тонкого кирпича толщиной ориентировочно 2,5 см в Десятинной церкви и княжеских дворцах (кон. Х в.) и 3,5 см в сооружениях первой пол. XI в. Выжигали ее во временных печах возле новостроек. Одна из таких печей была раскопана возле Десятинной церкви. Раствор включал известь, цемянку (толченую керамику) и песок. При строительстве использовался смешанный (византийский) способ кладки, когда ряд природного камня чередовался с несколькими рядами плинфы. При этом плинфу укладывали «с утопленными рядами», т.е. каждый второй ряд кирпичей несколько углублялся, а промежуток между выступающими двумя рядами заполнялся раствором. Эти особенности хорошо видны в кладке стен Софийского собора и остатков Золотых ворот. Кирпичные орнаменты на наружных поверхностях стен указывали на отсутствие штукатурки.
УСИЛЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ВЛИЯНИЯ
После смерти Ярослава Мудрого Русь перестала быть унитарной. С ослаблением центральной власти в государстве ощутимо возросла роль духовенства. Как следствие в каменном зодчестве существенно усилилось византийское влияние, а основной формой строительства стал монастырь. Каждый из сыновей Ярослава, а впоследствии и внуки, имели право на Киев, потому и основывали в стольном граде или в его окрестностях вотчие монастыри, где велось каменное строительство, а возле них — свои дворы (резиденции). Изяслав в начале 1060-х годов заложил Дмитровский монастырь с церковью апостола Петра (1085 г.), впоследствии переименованный в Михайловский Златоверхий. В 1070-х годах на Копыревом конце (р-н современной Львовской пл.) Святослав основал Симеонов монастырь, где были раскопаны фундаменты значительного храма, а Всеволод на южной окраине Киева — Выдубицкий монастырь с Михайловской церковью. Несколько позже появились монастыри — Спасский (1072 г.) с церковью Спаса на Берестове (1120-тые годы), ставшей родовой усыпальницей Мономаховичей, Андреевский (Янчин), основанный в 1086 г. дочерью Всеволода Ярославича Янкой, Кловский (кон. XI в.) с церковью Богородицы Влахернской (1108 г.), Иорданский на Подоле. Расстраивался Печерский монастырь, где вслед за Успенским собором построили каменные ворота с Троицкой надвратной церковью и трапезную палату. Этот, думается, неполный перечень свидетельствует о значительном размахе каменного и, в частности, монастырского строительства. Самые выдающиеся здания тех времен — Успенский собор (1078 г.) Печерского монастыря, ставший в дальнейшем образцом для строительства главных храмов Руси, соборы Михайловского Златоверхого (1113 г.) и Кловского монастырей, Борисоглебский собор (1115 г.) в Вышгороде. За незначительными исключениями это были совсем другие, построенные по византийским церковным канонам сооружения. Вместо динамичных пирамидальных очертаний они имели форму параллелепипеда с тремя апсидами, который завершался закомарами и коробовыми сводами и одним куполом. При дальнейшем увеличении толщины плинфы кладка оставалась смешанной. На кирпиче Успенского собора мастера оставляли буквы кириллицы, а также слова и фразы на древнерусском языке.
ЧЕРТЫ РОМАНСКОГО ЗОДЧЕСТВА
С усилением феодальной раздробленности после смерти Владимира Мономаха (период с 30-х до 80-х гг. ХІІ в.) в древней столице и ее окрестностях продолжалось кирпичное строительство, но его объемы, в частности монастырского, уменьшились. А развитие торгово-ремесленных посадов обусловило появление приходских церквей. Среди крупных культовых сооружений того времени — основанный в 1129 году сыном Владимира Мономаха Мстиславом Федоров монастырь с церковью Федора Тирона, который стал усыпальницей Мстиславичей. На средства этого же князя в 1132 г. был построен главный храм ремесленного Подола — церковь Богородицы Пирогощи. Также на Подоле существовали каменные Турова божница, возле которой в 1146 г. собиралось вече, и церковь Михаила (1147 г.). Под 1171 г. в летописи упомянут Кирилловский монастырь с одноименной церковью — усыпальницей черниговских князей Ольговичей. Как и в предыдущий период, это были преимущественно трехнавовые крестово-купольные храмы с одним верхом. Но в их архитектуре наметился отход от византийских канонов, однако проявились черты романского зодчества. Будучи порождением времен феодальной раздробленности, здания имели тяжелые пропорции, приобрели суровый, неприступный вид. В интерьерах мозаики полностью уступили место фрескам. На фасадах появились массивные полуколонны, вместо распространенного в прежние времена меандрового орнамента стал применяться пояс из декоративных ниш, а на уровне пят закомар — аркатурный пояс, для чего изготавливался лекальный кирпич. Произошли ощутимые изменения и в строительной технике. Перестал использоваться смешанный способ кладки, чему, возможно, поспособствовало исчерпание запасов местных камней (церковь Спаса-на-Берестове). Вместо этого получила распространение известная в Риме и Византии и характерная для романской архитектуры порядовая кладка с чередованием ложковых и поперечниковых рядов. По-прежнему в известковый раствор добавляли цемянку, но со временем утопленных рядов уже не делали, в результате фактура фасадов перестала быть полосатой (Кирилловская церковь). Плинфа оставалась крупноформатной, но ее толщина возросла (30х22х5 см — Кирилловская церковь, 32х29х4,5 см — церковь Пирогощи). Во второй половине ХІІ в. стал использоваться малоформатный кирпич, размеры которого (27х19х5 см) более удобны для работы. По качеству он уступал кирпичу XI в.
ДАЛЬНЕЙШИЙ ОТХОД ОТ ВИЗАНТИЙСКИХ ТРАДИЦИЙ
Последний этап в развитии древнерусского зодчества начался в годы мира и покоя (1181-1194 гг.), когда Русью вместе правили два представителя вражеских группировок — великий князь киевский Святослав Всеволодович от Ольговичей и великий князь русьский Рюрик Ростиславович от Мономаховичей. Следствием длительного прекращения усобиц стало возвращение в определенной степени Руси к своему золотому веку. В строительстве происходил дальнейший отход от византийских традиций. У Святослава обращались к архитектурному наследию времен Ярослава Мудрого. Зодчие Рюрика, среди которых был известный архитектор Петр Милонег, творчески переосмысливали архитектурные достижения соседних стран. Поэтому храмы часто бывали непохожи между собой. В большинстве своем это были небольшие четырехстопные трехнавные или однонавные здания, строившиеся по всей Руси. Благодаря новым конструктивным приемам — трехступенчатые своды, расположенный на поднятом четверике барабан — верхняя часть большинства культовых сооружений приобретала пирамидальную форму.
Выдающимся сооружением тех времен стала упомянутая под 1200 годом каменная подпорная стена, защищавшая Михайловский храм Выдубицкого монастыря от подмывания Днепровыми водами. Этим годом, к сожалению, закончилась Киевская летопись. Более поздние летописные записи, вероятнее всего, погибли в 1240 г. Поэтому раскопанные археологами остатки построек первой пол. ХІІІ в. часто оставались безымянными. В это время был обнесен стенами Печерский монастырь, построена церковь Богородицы Гнилецкого монастыря в урочище Церковщина. Характерные для архитектуры этого периода черты носят раскопанные остатки ротонды — загадочного каменного здания в центре Детинца диаметром 20 м с массивным столбом в центре, а также храмов на Копыревом конце, Андреевском холме и Подоле. Это были последние каменные постройки главного города Руси.