Крым считается археологическим клондайком – среди экспонатов Эрмитажа, других музеев Европы немало ценностей, вывезенных из южной Таврии. Крымские раритеты нередки на аукционах всего мира. По оценкам специалистов, из Крыма было вывезено от двух до трех миллионов разнообразных экспонатов. И чтобы познакомиться с историей полуострова, надо ехать не в сам Крым, а в Эрмитаж или московские музеи. «Только из фондов Бахчисарайского дворца-музея и только в советское время, — рассказывает заместитель директора Сервер Эбубекиров, — было изъято приблизительно 1100 — 1300 предметов, причем забирались как раз самые ценные экспонаты». А для того, чтобы увеличить численность оставшихся «ценностей», применялся довольно простой способ — например амфора разбивалась на несколько частей и каждому черепку присваивался отдельный инвентарный номер. Механизм изъятия был очень прост: в связи с проведением какой-либо выставки издавался приказ о временной передаче целого списка экспонатов в другой музей, а после ее завершения появлялось распоряжение — оставить их там «на постоянное хранение». Такой практики, кроме СССР, не было ни в одной стране мира. Много экспонатов таким образом попало в Москву, Санкт-Петербург, Киев, Запорожье, Львов…
Такая же ситуация и в самом Крыму. Как утверждает координатор Рабочей группы по возрождению историко-культурного наследия крымских татар, караимов и крымчаков Надир Бекиров, «из 900 архитектурных памятников крымских татар, караимов и крымчаков всего лишь 10 процентов занесены в Реестр национального культурного наследия, но и те охраняются плохо и разрушаются…»
Некогда караимы были могучим и славным народом Крыма с уникальными культурой и религией. Но, согласно последней переписи в Крыму, их осталось всего 800 человек, в мире — немногим более одной тысячи. Главными центрами сохранения и развития этнокультуры караимов в Крыму являются их национальные святыни: родовое гнездо Джуфт-Кале («Парная крепость»), кладбище со Священными Дубами «Балта Тиймез» («Топор не коснется»), комплекс храмов-кенаса в Евпатории с национальной библиотекой, музеем, караимским духовным училищем (семинарией). До революции в Крыму действовало 11 храмов-кенаса, около 20 национальных школ и училищ, сегодня — ни одного...
— Святыня Джуфт-Кале находится в катастрофическом состоянии, — рассказывает исследователь истории караимов, крымский ученый Юрий Полканов. — Разрушаются архитектурные сооружения и памятники кладбища. Благодаря активности Ассоциации караимов начаты реставрационные работы в комплексе кенаса, но они не завершены из- за отсутствия средств. Неграмотность экскурсоводов и владельцев музея оскорбляет национальные и религиозные чувства. Напротив ритуальной площадки построен, например, туалет. Рассказы экскурсоводов и продаваемая в музее литература нередко искажают нашу историю и дезинформируют читателя, как это случилось с книгой Герцена и Могаричева, практически не отличающих караимов от евреев. Храмы и кладбище-святилище до сих пор не возвращены верующим. В прессе появились публикации о проектировании канатной дороги в город-крепость.
В комплексе храмов-кенаса в Евпатории на пожертвования восстановлена Малая кенаса. Но нуждается в реставрации и Большая. Национальному обществу не возвращено здание караимского духовного училища, где мог бы разместиться этнокультурный центр. Национальная библиотека «Карай битиклиги» в Евпатории в 1920 году имела 8000 томов книг и 1500 ценных рукописей. В 1928 году большая часть фонда уничтожена. Часть книг и рукописей вывезена в 1929 году в Ленинград (библиотека и музей АН) и Москву (Румянцевский музей, библиотека).
В 1930-е годы уничтожен национальный музей при библиотеке в Евпатории. Ценные ткани с орнаментальным шитьем проданы артели по пошиву тюбетеек. В местные краеведческие музеи попали предметы материальной культуры, храмовая утварь и литература из закрытых караимских кенаса и школ. Эти материалы находились в музеях Бахчисарая, Симферополя, Евпатории, Феодосии, Ялты.
Культурное наследие крымчаков — тоже за пределами Крыма. Как отмечает исследователь истории народа Игорь Ачкинази, крымчаки являются наиболее ассимилированной общностью населения Крыма. Материалы последней переписи зафиксировали катастрофическое уменьшение численности крымчаков: от 604 человек в 1989 году до 204 человек в 2002 году. Продолжается не только естественное «вымирание» крымчаков, но и эмиграция их из Крыма. Эта этноконфессиональная общность сформировалась в Средние века из представителей различных этносов на основе исповедывания ими ортодоксального иудаизма. В канун Второй мировой войны крымчаков было 8000 человек. Лишь небольшой их части удалось избежать фашистского геноцида.
Образовалось несколько центров хранения материалов о крымчаках. В Государственной публичной библиотеке им. М.Салтыкова- Щедрина хранятся рукописные документы крымчаков Карасубазара, добытые там за 100 лет до этого караимским ученым А. Фирковичем и проданные им этой библиотеке во второй половине XIX века. В начале 30-х годов благодаря старейшине народа И. Кая некоторые рукописи крымчаков Карасубазара были спасены от уничтожения и переданы при его посредничестве в Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР. В 1913 году крымчаки самостоятельно провели национальную перепись исторических и культурных ценностей, хранимых в их семьях. Перед самой войной эти материалы были переданы в Музей этнографии народов СССР. Сейчас они хранятся в секторе рукописей Российского этнографического музея в Петербурге.
Наконец, в 50 — 60-е годы Е. Пейсах организовал сбор источников по истории и этнографии крымчаков. В музее этнографии народов СССР с 1964 г. стала формироваться первая этнографическая коллекция. Материалы были переданы в сектор рукописей этого музея и в Рукописный отдел Государственной публичной библиотеки. Все это сдавалось в указанные хранилища безвозмездно — в дар. И когда созданные в конце 80-х — начале 90-х гг. национально-культурные общества инициировали появление Крымского этнографического музея, то к этому времени на территории полуострова оставались лишь единичные предметы...
О масштабах нанесенного ущерба и утраченного культурного наследия в результате вынужденных миграций, войн, массового уничтожения и депортации крымских татар нет полной информации, однако предварительные данные представляют весьма удручающую картину. Историко-культурные ценности крымских татар вывозились за пределы Крыма в процессе эмиграции с конца XVIII до начала XX веков, конфискаций имущества в период политических репрессий 30-х гг. ХХ века, разграбления в период Первой и Второй мировых войн, незаконного извлечения из музейных коллекций.
Процесс разрушения культурных ценностей крымских татар в XX веке выглядет так: 1902-й год — по приказу МВД Российской империи 100 кадийских книг (сборников решений суда), 12 юридических решений XVII — начала XIX веков были вручены Государственной Библиотеке Санкт-Петербурга (Россия); в 1905 — 1938 годах сотни предметов народного искусства, быта, этнографии крымских татар были скуплены или безвозмездно изъяты сначала царскими, а затем советскими властями и переданы в центральные музейные учреждения России. В 1920 году между правительствами СССР и Англии было заключено торговое соглашение, в соответствии с которым за экономическую и продовольственную помощь СССР рассчитывался художественными ценностями. Специальные конторы так называемого «Торгового синдиката» производили обмен хлеба в Крыму на художественные и ювелирные изделия, которые потом переправлялись за рубеж.
Перед захватом Симферополя фашистами наиболее ценные коллекции Центрального музея Тавриды были упакованы в 41 ящик и по распоряжению наркома просвещения Крымской АССР 18 октября 1941 г. эвакуированы в Армавир. Сохранились 41-а опись и акт передачи экспонатов. Всего отправлялось в эвакуацию 21 321 экспонат. Стоит ли говорить, что назад ничего не вернулось? За период оккупации Симферополя (со 2 ноября 1941 г. по 13 апреля 1944 г.) из фондов Центрального музея Тавриды несколько раз изымались экспонаты, в том числе мебель и книги для оборудования офицерского клуба. В архиве музея сохранились акты об изъятии экспонатов 1943 — 1944 годов. Общие цифры потерь за годы оккупации Центрального музея Тавриды таковы: археологическая коллекция потеряла 16709 единиц, этнографическая — 1293, библиотека — 5 тысяч книг, а список утраченных предметов Бахчисарайского музея (по акту №1 от 29 апреля 1944 года) — 310 единиц., Сегодня коллекция Берлинского музея этнографии содержит более 500 экспонатов, вывезенных из Крыма в годы Первой и Второй мировых войн.
Вывоз культурных ценностей из Крыма происходил и тогда, когда Крым уже находился под юрисдикцией УССР. Из Бахчисарайского историко-археологического музея в Киевский исторический в 1955 году передано 15 экспонатов, в 1958 году в Киевский музей русской живописи — 6 экспонатов, в 1959 году в Каховский краеведческий музей — 16 экспонатов. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что большая часть культурного наследия крымских татар была вывезена в 1960 — 1970 годах: в 1965 году в Запорожский краеведческий музей передано 14 экспонатов, в 1975 году во Львовский музей истории, религии и атеизма — 30 экспонатов, в 1976 году с разрешения Министерства культуры Украинской ССР от 29 апреля 1976 года в библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (Петербург) передано 337 экспонатов, в 1993 году в Киевский исторический музей — 89 экспонатов.
Изымалось наиболее ценное: лучшие образцы этнографической коллекции, предметы нумизматики из золота и серебра, уникальные виды холодного и огнестрельного оружия, картины и произведения декоративно-прикладного искусства, древние манускрипты. Формулировка актов передачи однообразна: «для пополнения фондов такого-то музея просим передать следующее...». Зачастую инициатором передачи выступало союзное либо республиканское Министерство культуры. Но есть документы, удостоверяющие, что инициатором передачи экспонатов является руководство Бахчисарайского музея, что с точки зрения музейной практики является абсурдным.
Большое количество археологических и этнографических ценностей оказалось далеко за пределами Крыма в результате экспедиционно-исследовательской деятельности ученых и архивных комиссий, центральных институтов и музеев Москвы и Санкт-Петербурга с начала XIX века. Все, что находили археологи, было вывезено из Крыма в Россию. Даже найденный уже в 1967 году Симферопольский клад, датируемый XIII — XV веками и состоявший из 328 золотых и серебряных украшений и монет весом 2,584 килограмма, в настоящее время хранится в фондах Государственного исторического музея Российской федерации. Сейчас вывоз культурного достояния за пределы Украины запрещен по закону, а местные музеи могут отобрать всего 5% найденного, значит 95 процентов находок просто скрываются и вывозятся нелегально, они исчезают уже навсегда либо в частных коллекциях, либо продаются на аукционах.
В Центральном Государственном архиве КрымАССР к началу войны на хранении находились документальные материалы с 1916 по 1938 годы с общим количеством 914 фондов, 214781 единица хранения. В результате специального поджога немецко- фашистскими войсками 10 апреля 1944 г. были уничтожены и здание, и документы. Но документальные материалы секретного отдела в количестве 264 фонда, 177418 единиц хранения были эвакуированы в связи с угрожающим положением в Тюмень, где хранились в городском государственном архиве НКВД. Как их получить назад, ведь это ценнейшие материалы о жизни Крыма?
В Крыму располагают данными о наличии многих документов, освещающих политические, экономические и военные связи между Крымским ханством и Османской империей в Государственном Османском архиве Турции ( г. Стамбул), между Крымом и Россией — в Центральном государственном архиве древних актов России (г. Москва). В собраниях государственных архивов Польши, Дании, Швеции, Румынии, Венгрии отражены дипломатические и политические отношения с Крымским ханством. Крымская рабочая группа считает целесообразным просить о безвозмездной передаче в крымские архивы и музеи копий этих первоисточников, касающихся истории и культуры крымских татар, караимов и крымчаков.
КОММЕНТАРИЙ
Ильми УМЕРОВ, заместитель Председателя Верховной Рады Крыма, член Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины:
— Наш процесс возвращения на родину не закончится до тех пор, пока не будет восстановлена историческая культурная среда Крыма, не будут возвращены вывезенные ценности. Не секрет, что этнические культурные ценности в поздний период советской власти перемещались специально для того, чтобы деформировать память о коренных народах Крыма, поэтому однозначно — все должно быть возвращено. Особенно следует ставить вопрос о возврате тех культурных ценностей крымских татар, которые вывезены в наше отсутствие в Крыму. Но следует пересмотреть и вопрос о юридических основаниях этого процесса. Ведь когда вывозили ценности, тогда не спрашивали никаких правовых оснований и не оставляли никаких документов, а сейчас требуются правовые документы. Пребывание того или иного экспоната в свое время в Крыму, происхождение его из Крыма и есть, по моему мнению, достаточное юридическое основание для возврата. Конечно, когда была одна страна, тогда все исторические ценности были более доступны для исследования и изучения, а сейчас они оказались практически недоступными. Еще одна проблема – куда возвращать? Для этого специалисты из Министерства культуры и других ведомств должны профессионально этим заниматься и позаботиться и о документах, и о том, чтобы ценности были не просто возвращены, но чтобы они изучались, восстанавливали «белые пятна» истории, экспонировались на выставках, привлекали туристов...