В Киеве, в немецком культурном центре «Гете-институт», состоялся международный круглый стол «Учимся у истории», в котором участвовали немецкие и украинские ученые и педагоги. Мероприятие поддержали Фонд им. Фридриха Эберта и Украинский центр изучения истории Холокоста. Этот международный круглый стол дискутировал проблемы, связанные с изучением в школах и современной трактовкой таких явлений как Холокост, антисемитизм, терпимость, уважение к Иному. Иными словами, искали ответ на вопросы: какова задача сегодня у историко-политического образования в Германии и Украине? Какие методы обучения являются наиболее эффективными при изучении таких сложных тем, как «Вторая мировая война», «национал-социализм», «коммунизм», «позиция другого»? Весьма важной остается также проблема отношения молодежи к недалекому прошлому и политическое сознание, с которым молодой человек начинает свою самостоятельную общественную жизнь.
Немецкую сторону представляли д-р Штефан Хробот (Фонд Фридриха Эберта), д-р Катин Майер (Бюро ОБСЕ по вопросам демократических институтов и правам человека), Аннегрет Эманн (историк и педагог, Берлин), Марион Гаазе («Гете-институт в Украине»). Круглый стол в Гете-институте привлек внимание историков, философов и педагогов как столицы Украины, так и некоторых других городов. Присутствовали и участвовали в дискуссиях известные украинские ученые, представители некоторых регионов Украины: Александр Войтенко, Владислав Гриневич, Мирослав Попович, Анатолий Подольский, Юрий Шаповал, Станислав Кульчицкий и др.
Немецкая сторона представила весьма предметные доклады, где речь шла, в частности, об учебных планах, методике и практике процессов изучения в немецких школах таких тем, как «национал-социализм», «Вторая мировая война» «Холокост». Дискурсы украинских специалистов имели более философичный характер.
Ниже мы приводим краткое содержание выступлений и докладов украинских и немецких ученых. Стоит отметить, что доклады украинских ученых выделялись высоким теоретическим уровнем, тогда как немецкие гости делали больше акцент на прикладные проблемы, программы и методы изучения истории в школах (в украинском обществе эти вопросы до сих пор находятся на стадии дискутирования). Все немецкие выступления были проникнуты идеей, что, «хотя молодежь и не несет ответственности за прошлое, она обязана его знать — чтоб не повторять ошибки своих предшественников». Ту же точку зрения они рекомендовали и своим украинским коллегам.
Ниже приводится краткое содержание выступлений на круглом столе «Учимся у истории».
Д-р Катрин Майер подробно рассказала присутствующим о немецких школьных программах и методиках, которые воспитывают учеников «на фоне Холокоста», т.е. на противопоставлении антисемитизму, на противодействии ксенофобии и варварству. Это воспитание является тем более существенным, что в некоторых странах Европы до сих пор существует, даже среди служащих, тенденция пренебрегать современными проблемами изучения Холокоста (некоторые школьные курсы о Холокосте даже не вспоминают), что является, как это очевидно, скрытым проявлением антисемитизма. На эту проблему в Германии не закрывают глаза, хотя существует немало трудностей. Это, в частности, отсутствие официальных директив, учебных планов и т.п.; не хватает также наглядных материалов, директивных документов, соответствующей литературы. Но во многих европейских странах эта тема уже нашла свое место, в частности, ежегодно отмечается «День Холокоста», что является частью общих программ борьбы с антисемитизмом. В ОБСЕ разработаны также соответствующие программы для конкретных европейских стран (в этот список входит и Украина) — учебники, программы, методики. В Германии же эта тема имеет высокий приоритет — фигурирует не только в школьных программах, но и в СМИ, на ТВ, в искусстве.
Профессор, д-р Станислав Кульчицкий (Институт истории НАНУ) начал свое выступление с того, что указал на современную деятельность Коммунистической партии Украины, которая и слушать не хочет о Голодоморе в Украине. Эта партия не только не сходит со сцены, но и пополняется кое-где молодыми людьми, которые таким образом устраивают свое политическое будущее. Поэтому не удивительно, что украинские учебники кое-где все еще носят советские и коммунистические следы, в том числе и учебники истории. Д-р Кульчицкий рассказал также, что в 2008 году в нашей стране будет отмечаться 75-летие Голодомора в Украине, а ООН задекларирует украинский Холокост. Д-р Кульчицкий коснулся и темы еврейского Холокоста — во время Второй мировой войны в Украине погибло почти 2 млн. евреев, и это трагическое событие необходимо изучать и знать, а не замалчивать, как это делалось при советской власти. Ученый вспомнил еще о том, что украинский Холокост — это в несколько раз больше жертв, чем в трагедии Холокоста еврейского.
Сейчас в Германии уже выросло два послевоенных поколения, которые не знают, каким на самом деле было прошлое. То же самое в Украине — происходит мутация украинского общества, вызванная убеждениями нескольких поколений, которые зондировались советской властью; правые силы и сегодня отстаивают бывшую советскую идеологию. За 15 лет независимости Украины власть почти не пыталась бороться с защитниками и преемниками сталинской политики. Но с каждым годом дела все-таки улучшаются — выходят новые учебники, меняются к лучшему программы. А также идет широкое обсуждение (Украина—Польша, Украина—Россия) содержания комплексных — межкультурных — учебников.
Госпожа Аннегрет Эманн — историк и педагог из Берлина , подробно рассказала и наглядно проиллюстрировала присутствующим методы работы с учениками при изучении Второй мировой войны — в школьных классах, на досуге, в музеях. В значительной части учебных программ Германии Холокост используется в воспитании в качестве негативного примера — по мнению немецких ученых, этот метод лучше, чем воспитание на красивых, позитивных образцах. Интересно, что в 50—60 годах немцы воспринимали новую идеологию исключительно как идеологию победителей-иностранцев, а о преступлениях Третьего рейха не знали почти ничего. Только постепенно школы и историки (особенно региональные) в ходе полемики донесли до населения преступления и сущность гитлеровского режима такими, какими они были. Все это отразилось также на школах, где теперь изучаются и такие темы, как роль евреев в истории культуры Германии и мира. А с 80-х годов началось широкое общественное движение за создание мемориалов жертвам фашизма, поминания погибших евреев; был введен День памяти всех жертв национал- социализма. Так постепенно, не в последнюю очередь благодаря школам, в обществе происходило осмысление того, что произошло в стране в 30—40 годы ХХ века. Госпожа Эманн описала широкую панораму школьного воспитания личности, которая бы сознательно и добровольно сопротивлялась влиянию национал-социалистической идеологии и была бы толерантна к другим — даже абсолютно не похожим на нее людям. (Общеизвестно, что украинцы имеют драматичную и даже трагичную историю. Но в своей продолжительной истории им случалось и обижать «иных». Но мы до сих пор не спешим извиниться перед ними. — К.Г. )
Д-р Анатолий Подольский (Украинский центр изучения истории Холокоста) напомнил о том, что в Советском Союзе никогда не изучались проблемы Холокоста. Поэтому украинским историкам очень трудно преодолевать советские стереотипы; и сегодня украинский историк, который исследует еврейский Холокост, воспринимается с удивлением — будто это чисто еврейское дело. За последние годы накоплено много источников, материалов, касающихся еврейского и украинского геноцида в Украине. Формируется новое видение истории. Но эти материалы почти не используются в преподавании истории в школах и вузах нашей страны, хотя уже 11 лет назад в Украине состоялась первая конференция по этим вопросам, начались первые исследования. Сейчас в этом вопросе полная открытость, а проблемой Холокоста занимается немало историков — для ученых белых пятен уже нет. Для общества очень важно знакомиться и знать эти исследования, а еще важнее — считать Бабин Яр общеукраинской, а не только еврейской трагедией. Ведь все, кто живет на земле Украины, — это «местное население» — украинцы, судьба которых должна изучаться украинской исторической наукой.
Академик Мирослав Попович (Институт философии НАНУ) остановился на том, что массовые убийства — где бы они ни происходили — недопустимы. Между тем, мы мало интересуемся тем, что делалось и делается сегодня в мире. Изучение Холокоста в Украине продолжается, но нужно информировать общество о приобретенных знаниях. Тем более, что осталось немало «белых» пятен. Приобретенные знания должны влиять на убеждения общества, в частности о том, что все «революционное» (скольких бы жертв оно ни стоило) — хорошее, героическое, прекрасное. Академик выразил также мнение, что так называемый политический антисемитизм — это конъюнктурное творение политиков. Ярким примером является обвинение евреев в украинском Голодоморе, из чего выводится противопоставление «Холокост—Голодомор».
Владислав Гриневич напомнил о еще одной проблеме, связанной с Холокостом, которая в школах Украины не изучается. Речь идет об участии определенной части украинцев в еврейском Холокосте. Здесь полезно было бы использовать примеры современных немецких школ — там давно и широко изучают также эту тему. У нас же она все еще остается вне истории. А если о ней вспоминают, то «освещают» одним предложением. Тогда как украинские программы и учебники истории должны были бы показывать войну во всей ее сложности, а главное — в восприятии всеми народами Украины. А что касается преподавания, то сегодня педагоги далеко не всегда осведомлены о многих важных событиях военного времени, а тексты учебников давно нуждаются в ревизии.
Александр Войтенко сказал, что за пределами преподавания в школе остаются, например, такие темы, как изучение истории еврейского вопроса на Западе Украины; история украинских татар — как общая, так и во времена Второй мировой войны. Также «не существует» (согласно учебникам) вклада евреев в историю культуры Украины. К огромному сожалению, для значительной части этнических украинцев все другие народы, которые веками живут на этой земле, не являются украинцами. Все это нуждается в работе, исследованиях, в частности, изучении жизни выдающихся личностей (не только этнических украинцев), которые жили и работали на нашей территории, а также соответствующем образовании учителя. А начинать нужно с четкого осознания, что история Украины отнюдь не является простой и «безупречной», а также использовать в школах элементы межкультурного обучения, особенно в смешанных классах. Именно так можно защитить ученика от ксенофобии, от инстинктивной вражды к «иному» и т. п.
Профессор, доктор исторических наук, Юрий Шаповал начал свое выступление с заявления, что «в Украине есть люди, которые знают, как писать учебники, а также люди, которые эти учебники пишут». По его мнению, Украина еще не прошла этап переоценки своей истории. Непоследняя причина этого состояния — позиция Министерства образования, которое поддерживает тех историков, которые «пишут кто знает что». Поэтому наши учебники сильно критикуются немецкой стороной, в частности, из-за недостаточного внимания к Холокосту. Эта позиция должна измениться. Но над всеми проблемами, которые мы обсуждали, нависает «суперпроблема» — противостояние демократии и тоталитаризма».