Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинцы в Румынии: право на идентичность

17 января, 2004 - 00:00

Официально считается, что в Румынии, согласно последней переписи, живет до 70 тыс. украинцев. На самом деле их до 250 — 300 тысяч, считают автор 49 фольклорных сборников, лауреат всеукраинской премии имени Владимира Антоновича, ужгородский филолог-исследователь Иван Хланта и председатель «Союза украинцев Румынии» Степан Ткачук. Например, в румынской провинции Банат проживают закарпатские переселенцы с бывшей Мараморошской жупы Австро-Венгерской империи, в состав которой входили нынешние Межгорский, Раховский, Тячевский и Хустский районы Закарпатья.

— Процесс эмиграции в Румынию продолжается и теперь, — констатирует Иван Хланта. — Плохо лишь, что выпускников украинских вузов заставляют сдавать дополнительные экзамены для получения права на преподавание в местных школах. Часто вообще их назначают на работу не в украинские, а в румынские села или же вообще не предоставляют возможности трудиться по специальности. В библиотеках нет украинских книг, а о свежих, полусвежих и даже несвежих газетах и журналах забыли и вспоминать. А вот в Закарпатье активно работают румынские школы, есть румынские программы на областных радио и телевидении, а также кафедра румынского языка и литературы в Ужгородском национальном университете.

Иван Хланта записывал фольклор от земляков, которые компактно проживают в населенных пунктах Копачеле, Зориле, Корнуцел, Кричево, Падурень. Наши переселились туда еще в начале ХХ века, ибо в крае до конца Первой мировой войны, по тогдашним отчетам, 62,1 процента земель принадлежали венграм, 18,9 — евреям, 14,3 — немцам, 3 — румынам, 0,75 — словакам и лишь 0,7 процента — русинам-украинцам. Потому украинцы и переместились в более благоприятную для жизни юго-восточную часть империи, в частности в провинцию Банат.

Главные препятствия для современных контактов: сначала — тоталитаризм, потом — экономические трудности.

Во время тоталитарного режима Чаушеску запрещались приезды к родственникам в Закарпатскую область. Лишь некоторым удавалось это сделать. И то, прибыв в Закарпатье, добираться до родных мест нелегально. Перемещаться здесь мешала советская власть, часто недовольная позицией Румынии по различным поводам. Ситуация с поездками улучшилась после декабрьской революции в Румынии 1989 года и приобретения Украиной независимости в 1991-м. Однако на протяжении последних нескольких лет ни из Румынии в Закарпатье, ни с нашей стороны в ближнее зарубежье никто не приезжает в связи с затяжным экономическим кризисом — тривиально не хватает денег на дорогу.

Провинция Банат начала прошлого века — Мекка для украинских паломников. Но примет социального блеска в «румынско-украинской» провинции нет. Дороги в Банате — понятие относительное. По ним разве что в последний путь хорошего человека нести, когда на душе и так плохо. Были дожди во время нашего отъезда. Дорога вообще раскисла — к поезду на Родину пришлось идти пешком, как по белорусскому всасывающему болоту. Обувь наша приказала долго жить... А до недавнего времени даже таких грунтовых путей не было. Лишь впервые в 1980 году, из всех украинских сел Баната, заасфальтировали дорогу в одном — Копачеле.

Более проходимы другие пути — национальной ассимиляции. Значительная часть естественного прироста украинского населения Баната поглощается процессом ассимиляции украинцев. Этот процесс имеет несколько направлений. Сегодня для украинского населения Баната, скажем, характерны межнациональные браки — в основном девушки венчаются с коренными румынами. В таких семьях дети преимущественно не владеют украинским языком, а при получении паспорта называют своей национальностью румынскую. Случается, что даже в однонациональных украинских семьях родители и себя, и своих детей записывают румынами, что обусловлено как низким национальным сознанием, так и рядом причин социально- психологического характера. Аналогичных вещей не скажешь о национальных меньшинствах Румынии — венграх и немцах. У них, даже в смешанных семьях, дети владеют родным языком.

Кроме восьми сел Баната, где компактно поселились украинцы, в основном выходцы из Закарпатья (а также некоторая часть из венгерской Мараморощины, что за Тисой), еще в 50 селах — половина наших земляков. Всех украинцев в Банате насчитывается свыше 15 тысяч. Только в городе Тимишоаре проживает до трех тысяч украинцев, в городе Лугож — до 1 300, в г. Карансебеше — 500 — 600, г. Решице — до 300 украинцев.

Но не все пока потеряно. Издательство «Критерион» в Бухаресте начало печатать произведения украинских писателей Румынии. Среди украинцев Баната можно назвать таких известных поэтов, которые имеют по нескольку опубликованных книг. Это Иван Ковач и Юрий Павлиш (у каждого дед и бабушка родом из села Синевирская Поляна — теперь Межгорского района Закарпатской области), Василий Баршай напечатал всего один сборник поэзий. Его дед и бабка были из Дубового Тячевского района. Названные поэты родились и окончили школу в с. Копачеле.

Преподавание украинского языка в Румынии для детей-украинцев ведется на очень низком уровне. Дети, оканчивая восемь классов и даже лицей, не умеют писать, а то и читать по-украински. Часто пишут по- украински, но... латынью, румынским шрифтом.

— Таким образом, положение украинцев не вызывает положительных эмоций? — спросил я Ивана Хланту.

— Да, — согласился он. — В самых новых украинских учебниках сохранились старые лики — Ленина и Чаушеску. Материально-техническая база школ на крайне низком уровне. Как в школьных, так и в сельских библиотеках нет украинских книг, литературы для детей. Находишь разве издания многолетней давности третьеразрядных украинских писателей.

Экономические неурядицы в Украине негативно влияют на жизнь украинцев за границей. Другие национальные меньшинства Румынии имеют намного лучшие условия национально возрождаться и развиваться. О них беспокоятся их материнские страны, помогая им финансово и духовно. Польша строит своим полякам из Румынии предприятия, школы, детсады, шоссейки, ежегодно берет на отдых в Польшу школьников — детей румынских поляков. Венгрия дает все, что необходимо для венгров Румынии. Это касается и Германии, Чехии, Словакии, Югославии, Израиля, Турции, Болгарии. Даже маленькая и бедная Албания каждый год выделяет серьезные суммы в американских долларах албанцам из Румынии. Надо и нам наладить регулярную помощь. Например, за счет налаживания побратимских связей городов и сел Закарпатья с румынскими населенными пунктами.

Василий ЗУБАЧ, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ