В сентябре—декабре 1763 г. в истории Гетманщины произошли события, которые являются чрезвычайно важными для понимания украинской государственности XVIII в. Они представляли собой наиболее смелые после Ивана Мазепы попытки отстаивания украинской элитой своей самобытности. К одному из таких событий относится универсал гетмана Кирилла Розумовского от 1 декабря 1763 г. Эти исторические свидетельства дают возможность ответить на вопрос: какой была украинская государственность середины XVIII в.? Как понимали политическую жизнь ее носители?
Постоянная связь Украины-Гетманщины со странами Центрально-Восточной Европы сделала ее зависимой от общественно-политической жизни соседей. Наибольшее воздействие в середине XVIII в. на Гетманщину имела Российская империя и Речь Посполитая. Украина была частью Российской империи и зависела от нее в политическом и религиозном отношении. От давнего врага — Речи Посполитой Гетманщина зависела в сфере политической культуры.
Общественно-политические представления и идеи, которые господствовали в Центрально-Восточной Европе в XVIII в. разделялись на централистские и децентралистские. К централизованным государствам принадлежали Российская империя Романовых, Оттоманская империя, империя Габсбургов, Шведское королевство Вазов. Децентралистские общественно-политические представления и идеи и, соответственно, децентралистский политический уклад были распространены в Речи Посполитий, Молдавии, Венгрии, Ливонии, Украине. Т.е. в Российской империи политическая жизнь существовала как государственная иерархическая пирамида, члены которой имели определенные обязанности, за четкое выполнение которых они получали материальное и социальное вознаграждение. В Речи Посполитой и государственных образованиях, которые подверглись ее воздействию, были глубоко укоренены представления о власти в обществе как о господстве элиты — нобилитета-шляхты. В рамках такого восприятия общественной жизни существовала шляхта Речи Посполитой с начала XVI в., такие представления переняли бояре в Молдавии, немецкие бароны в Ливонии и казацкая старшина в Украине. Важно, что даже наступление абсолютистских государств в Центральной Европе в XVIII в. проходило под лозунгами сохранения прав и свобод польской, украинской, ливонской, молдавской, венгерской элит. Интересно, что шляхетские общественно-политические представления и идеи распространялись и на Россию. Децентралистские тенденции политической жизни во время царствования Софии, конституционный проект 1730 г., «Манифест о дворянстве» 1762 г. и другие исторические факты свидетельствуют о существовании децентралистских представлений и идей в Московии и Российской империи.
Шляхетский проект. За время короткого правления российского императора Петра III (1761 — 1762 гг.) власть Кирилла Розумовского в Гетманщине была фактически неограниченной. Однако молниеносная карьера другого украинца — фаворита императора, Андрея Гудовича подтолкнула гетмана в лагерь мятежников. После переворота Екатерины II (28 июня 1762 г.) Розумовский достиг зенита своей славы и власти. Кирилл Розумовский как самая влиятельная фигура российской политики закономерно попадает в одну из двух придворных партий, возглавляемую Никитой Ивановичем Паниным. Временное ослабление этой партии в 1763 г. уменьшило вес украинского гетмана в политической жизни Российской империи. Поэтому амбициозный гетман перенес свою энергию с придворных интриг на проведение реформ в Гетманщине.
Тесные связи гетмана Кирилла Розумовского с монаршей династией и имперской элитой стали одной из причин смелости украинской элиты в начале 60-х гг. XVIII в. В 1760 г. Розумовский, активизировав деятельность Генерального военного суда, заложил фундамент для проведения чрезвычайно важной реформы судопроизводства, поскольку она делала Украину в судебном отношении отдельным от России государством. В сентябре 1763 г. для разрешения вопросов относительно судебной реформы в Глухове был созван Генеральный совет старшин. Там были представлены полки (по два старшины и два сотника) и институция украинской элиты — «Значимое военное общество» (56 бунчуковых и 38 значковых товарищей). Совет старшин решил начать широкие реформы, которые были изложены в петиции к Екатерине II. Судебная реформа принадлежала к самому главному решению Совета, которое было внедрено в жизнь. Новая судебная система, образованная согласно универсалу гетмана от 19 ноября 1763 г., состояла из земского, подкоморского и гродского судов.
1 декабря 1763 г. украинским гетманом Кириллом Розумовским был издан универсал об избрании старшиной Гетманщины членов подкоморских, земских и гродских судов согласно Литовскому уставу. В юрисдикцию земского суда входили гражданские дела, подкоморского — исключительно дела относительно границы имений, а гродских — уголовные дела. Апелляционное обжалование можно было давать в Генеральный военный суд. Интересно, что эти изменения были возобновлены и внедрены польско-литовской судебной системой, которая дала возможность следовать Литовскому уставу (распространенному в Речи Посполитой), отделить гражданские суды от уголовных. Также упростился судебный процесс и апелляционное обжалование. Более того, эта реформа подчинила казацкое общество одним юридическим нормам.
На Глуховском совете, кроме задекларированных юридических вопросов, были рассмотрены политические и экономические проблемы украинской автономии. Самым главным стало то, что Глуховский совет рассматривал Гетманщину как отдельную от России территорию. «Малороссия» хоть и была связана с Российской империей общим монархом, но все-таки имела собственные границы, правительство и экономическую политику. Шляхта предлагала трансформировать Совет старшин в шляхетский Сейм (как в Речи Посполитой). Кроме того, Совет предлагал уравнять украинские и российские должности, подтвердить права на землю и ограничить права крестьян на уход от пана. События сентября—декабря 1763 г., в частности, универсал гетмана от 1 декабря 1763 г., доказывают наличие шляхетского проекта украинской государственности, который пытались реализовать представители элиты Гетманщины. В основе мировоззрения украинской элиты были «вольности», «права», «свободы» центральноевропейских сообществ, и именно поэтому носители украинской автономии стремились построить государство по центральноевропейским меркам.