Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Величие и позор украинского бомонда

10 февраля, 2001 - 00:00

Прогуливаясь живописными аллеями парка «Софиевка» в Умани, невольно думаешь о том, кто создал такое чудо, один из наилучших в Европе английских парков. Не напрасно об Украине говорили, что здесь роскошь и изысканность вошли в кровь и плоть шляхты.

Духовная руина самоуничтожения не обошла стороной и украинское общество. Наилучшие образцы градостроительства, в частности средневековые замки шляхты от Харькова и дальше на запад считаются достижениями только польской культуры. В киевских салонах и клубах не часто говорят о гетманском шляхетстве и волшебном мире Аркадии — мире сказочных воздушных замков, сегодня полуразрушенных и уничтоженных. Украина может гордиться, что от короля Даниила у нее имеется королевская традиция и престолонаследование во Львове, что объединяет ее с известнейшими династиями Европы.

Каждый раз спрашиваешь себя, чему должна служить государственная идея? Расколу и противостоянию в обществе или объединению всех самых передовых и изысканных ценностей и добродетелей на основе национальных традиций и права?

Современно звучат мысли немецкого эстета ХIХ ст. Георга Брюхнера: «Я считаю, что драматический поэт является историком, но он выше... Его книга не может быть моральнее или аморальнее самой истории, потому что Господь Бог создал историю не для чтения девочками. Я считаю, что в социальных вопросах нужно исходить из абсолютного верховенства права — необходимо стремиться породить новую духовную жизнь в народе и отвергнуть старые ценности общества».

Какой вес имеет шляхетская традиция в Украине? В области государства и права — мазепинская идея полной государственной независимости и развития вне России восточноевропейской конфедерации, очищение гетманской доктрины от малороссийства (Мазепа возвращается к украинным привилегиям времен Сагайдачного и пропагандирует идею Украинской республики). Строится социально гармоничное общество, соединяющее частную собственность на землю и крестьянскую свободу с правом свободного перехода. Вот этим и отличается украинская шляхетская традиция от российской дворянской империи с полным закрепощением крестьян и притеснениями личной свободы самих помещиков. В царстве морали шляхетская традиция воспитывает наиболее передовые европейские консервативные традиции. Лозунг «Человек, семья, государство» в полной мере является напутствием украинского шляхетства. Можно до бесконечности говорить о деяниях и делах шляхтичей. Князь Безбородько предоставляет фундуш на открытие лицея в Нежине. Владимир Боровиковский становится портретистом с мировой славой. Владислав Городецкий украшает Киев импозантными сооружениями. Гринченко и Потебня — известные украинские языковеды. Ужевич составляет первую грамматику украинского языка. Писатель Орновский издает наибольшее количество книг о гетманской эпохе. Вячеслав Липинский разрабатывает политические доктрины. Композитор Николай Лысенко создает свои бессмертные произведения. Становится известным мореплавателем Юрий Лисянский. Симиренко спонсируют издание украинской прессы. Татьяна Волховская и Анна Закревская покровительствуют Тарасу Шевченко и финансируют его. Григорий Орлик, сын гетмана Пилипа Орлика, становится маршалом Франции и главой службы «секьюрити» французского короля. Имя академика Вернадского носит библиотека НАНУ. Василий Тарновский — известный коллекционер украинской старины. И это еще далеко не полный перечень людей, ставших носителями шляхетской чести.

Джордж Гордон Байрон ярко воспевает благородное стремление Мазепы поднять украинское общество на рыцарскую борьбу за независимость и освободить гетманскую идею от полуправды. Во время одной из дискуссий в киевском клубе обсуждалось стихотворение Мазепы «Чайка».

Вопрос, почему известный украинский предводитель князь Ярема Вишневецкий воевал против Богдана Хмельницкого, вызвал продолжительную полемику. Прозвучала интересная мысль: воевал потому, что против него выступил гетман. Сегодня герб богатейшего украинского землевладельца XVII ст. возвращен городу Полтаве, который пользовался им исходя из данного ему Магдебургского права до 1708 года, когда царь отменил городское самоуправление.

Князь Иеремия (Ярема) Корибут Вишневецкий происходил из известного украинского рода, из которого вышли два украинских гетмана. Он является внуком украинского гетмана Михаила Вишневецкого, который впервые в украинской истории получил от польского короля булаву и клейноды как правитель Украины. Родителями Яремы были Михаил Вишневецкий и Раина Могилянка; а сын Яремы Михал стал королем Речи Посполитой. Ярема Вишневецкий носил титулы — князя на Вишневце и Лубнах, русского воеводы (1646— 1651 гг.), гадячского старосты (1634—1651 гг.). Известные меценаты украинского образования, Вишневецкие содействуют распространению местного самоуправления — получают Магдебургское право и городской статус Лубны, Полтава, Пирятин. Со времени Смоленской войны 1632— 1633 годов, описанной историком Рембовским, активно формирует реестровые казацкие полки — в 30- х годах Миргородский и Черниговский: в 40-х годах Винницкий, Брацлавский, Полтавский, Гадячский и др. Один из авторов доктрины об Украинской Речи Посполитой, он был председателем фракции украинских князей на Варшавских сеймах. Жил преимущественно в Лубнах в замке. Был самым большим землевладельцем, в 1646 г. имел в Украине 230 тысяч подданных. Михаил Грушевский писал, что латифундия Вишневецких была самой большой «не только в Украине и в Польше, но, возможно, и во всей Европе».

Расскажем об одном эпизоде из жизни Яремы . Дочь коронного канцлера Гризельда Констанция Замойская на рыцарских турнирах обратила внимание на победителя — князя Иеремию. Вскоре они поженились и пригласили на бракосочетание во Львов на 1 декабря 1637 года «панов и пань, и вообще всю шляхту рускую». Сам Вишневецкий во главе своего 10-тысячного наемного казацко-шляхетского войска прибыл во Львов. 29 ноября в сопровождении родственников и шляхты выехал к невесте в Грудек. Вечером в костеле состоялась служба, а утром начались празднества. Шаферами были Николай Потоцкий, Оссолинский. Иеремия израсходовал на свадьбу, которую Львов праздновал две недели и один день, 250 тысяч золотых. Такие воспоминания остались о самом крупном украинском землевладельце, который принимал в своем имении гетманов и родственников европейских коронованных особ. Возвращаясь к дискуссии, подчеркнем, что из указанных предводителей украинского общества XVII в. Вишневецкий олицетворял зажиточное украинское панство, а Хмельницкий — революцию.

Расскажем об известных шляхтичах, которые своей деятельностью возвеличили Украину. Прежде всего надо вспомнить магната князя Константина-Василия Острожского, волынского маршалка рыцарского круга 1593—1595, 1607— 1608 годов. Известный шляхетский предводитель прославил себя на ниве книгопечатания, образования. Его сподвижниками были знаменитые и гордые представители рода Гулевичей, из которых Михаил (Михал) и Лука были избраны тогдашними маршалками рыцарского круга, а Галшка Гулевичевна предоставила фундуш на учреждение Киевского коллегиума, затем Киево-Могилянской академии, опекунами и меценатами которой позже были Вишневецкие и Мазепы.

Об Андрее-Станиславе Войнаровском есть основания говорить как о гетманском маршалке конца гетманства Мазепы. В этом убеждаемся по старшинским разговорам 1707 года: будто бы молодому Войнаровскому готовится в наследство булава. Он родился от третьего брака сестры Мазепы Александры с шляхтичем Яном Войнаровским герба Стремя (киевский маршалок рыцарского круга в 70-х годах XVII в.); в 1703— 1704 гг. учился в Киевской академии; служил при гетманском дворе для особенно важных поручений; эмигрировал. Был в 1716 году схвачен московскими резидентами в Гамбурге; дальше — ссылка в Якутск, откуда он не вернулся.

Современному украинскому читателю мало известно о жизни гетманского шляхетства. Замечательное описание шляхетской жизни дает известный публицист первой половины XIX в. Николай Сементовский, представитель древнего шляхетского рода: «В войсках реестровом (малороссийском), Запорожском и Донском все чины и должности делились на панские и подпанков, одного ясновельможного пана гетмана и ясновельможных генеральных старшин, к этой категории относились должности кошевого и войскового атаманов. Собственно панами назывались полковники и старшие чиновники в полках, все станичные и куренные атаманы. Подпанками или полупанками назывались младшие воинские чины. Паны составляли в Гетманщине шляхетское сословие. Титулы чиновников передавались их женам. Вельможными паннами назывались жены генеральных старшин, знатными паннами или великими паннами — богатых и знатных полковников, просто паннами назывались жены вообще всех чиновников и даже богатых воинских старшин... Гетманская аристократия жила чрезвычайно роскошно — как богатейшие польские магнаты, не в хатах, а в замечательных деревянных домах, где блеск и изысканность встречались на каждом шагу... Банкеты и постоянные празднования были главным занятием гетманской аристократии, не отягощенной на своих должностях военными делами. На такие банкеты специально приезжали из Варшавы и других городов королевства польские графы, графини и богатейшие магнаты. О банкетах генеральных старшин слава шла не только в Украине (Малороссии) и Польше, но даже и в России... Манеры высшего панства были утонченными, перенятыми от поляков... Аристократия посещала друг друга бесконечно, расчетов во время посещения не было, как и других химер современного общества. Нередко одна семья приезжала к другой на несколько недель. Часто кроме прислуги паны брали с собой в дорогу музыкальный оркестр. В военное время вельможные паны отправлялись в поход вместе с войском. Позади войска тянулись их бесконечные обозы со всяческими домашними вещами для наслаждения и роскошной жизни. Как только победа была на стороне казаков, вельможные паны уже пировали в лагере».

Кроме литературного описания приведем несколько документов о гетманском шляхетстве. Особенно важными для восстановления гетманского шляхетства были документы Гадячской комиссии, составленные гетманом Выговским и подтвержденные Вальным Сеймом 1659 года, чтобы «в соответствии с представленным запорожским гетманом реестром вписывать в клейнот шляхетства рыцарей Войска Запорожского».

Окончательное становление украинской национальной геральдической школы и генеалогической науки происходит благодаря настойчивой работе гетмана Мазепы. На арену государственного строительства выходит новое шляхетское сословие с восстановленными особыми привилегиями, высшим парламентарным органом сеймом (парламентарная казацкая традиция в Украине проходит активную генезу — казацкие рады со временем превращаются в Думу, а со времен Мазепы в сейм) в столичном Батурине и главнейшими законодательными актами — Конституциями эпохи Мазепы. Из них известна только одна конституция П. Орлика.

Продолжение читайте на следующей странице «История и «Я»

СПРАВКА «Дня»

Владимир СВЕРБИГУЗ — исследователь шляхетской жизни в Украине и генеалогии наиболее известных отечественных родов. Автор нескольких книг, опубликованных в Украине и за рубежем («Старосвiтське панство», Варшава, 1999 г., «Шляхетська бесiда», Киев, 2000 г.). В прошлом году провел два авторских вечера и 10 встреч в различных городах Украины.

Владимир СВЕРБИГУЗ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ