Призвание историков — не только исследовать фундаментальные проблемы прошлого. Понимая «болевые точки» этого прошлого, профессиональный и главное честный научный работник может создавать аналитические модели трагических конфликтов современности. Это крайне важно, ведь такие конфликты (как внутренние, вызванные запущенными социальными кризисами, так и международные, вызванные агрессивными действиями других государств относительно Украины) можно решать лишь при условии ясного осознания обществом: что, собственно, происходит, что составляет реальную опасность для государства и его граждан, кто, собственно, является врагом, которого мы обязаны победить, — если хотим жить свободно. Потому что слепое, нетрезвое или дезориентированное существо не победит никогда.
В нашем случае такой враг, казалось бы, хорошо известен — но вот достаточно ли он осмыслен? Член-корреспондент НАН Украины, ведущий научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Лариса Якубова (этот человек, несомненно, принадлежит к тем глубоким «историкам современности», о которых мы только что вспоминали) опубликовала в киевском издательстве «Клио» (директор Вера Соловьева) на заказ Министерства информационной политики Украины труд о «Русском мире» (в имперской, путинской интерпретации) — злобного, опасного врага Украины. Врага, целью которого является развалить, уничтожить наше государство, обескровить наш народ, превратив его в безропотных «малороссов». Врага, лицо которого уже показано украинцам в десятках содержательных публицистических трудов. Но это не уменьшает необходимость именно научного анализа идеологии, цели и способа действий агрессора. И книга Ларисы Якубовой, названная «Русский мир» в Україні: на краю прірви» — об этом.
Формулируя очень сжато, этот труд объемом почти 400 страниц — о генезисе, ядовитом «идейном» корне сегодняшнего русского нацизма (Л.Якубова каждой страницей своей книги доказывает, что термин «нацизм» здесь правомерен) путинского «разлива». О том, почему и как реваншистская Россия осуществила агрессию в Украине и стала опасностью для человечества (прочитав книгу, вы убедитесь на основании сотен фактов, цитат и документов, что никакого преувеличения здесь нет). И главное — как идеи русского мессианства, национальной исключительности и мании величия со временем были взяты на вооружение Кремлем (после 2012 года это уже и не скрывалось) и стали, с позволения сказать, «оправданием» агрессии, захвата чужих территорий, «гибридной войны» в Украине. Строго говоря, перед нами огромная трагедия всемирного масштаба: народ, который дал миру Толстого, Пушкина, Чайковского (так же, как в 30-ые годы вспоминали, что немцы дали европейской цивилизации Гете, Шиллера, Канта), — стал народом-агрессором, народом — более чем на 80 % носителем имперских, нацистских установок. Лариса Якубова пишет об этом обстоятельно.
Автор отмечает: «Русский мир» — это не только названия общественных организаций и фондов ультраправых информационных ресурсов, литературная метафора (кто же не зачитывался Ф.Достоевским и Л.Толстым) и названия политических сил, идеология и составляющие государственных доктрин, философских концепций, темы научных диссертаций, акценты проповедей священников. Самое страшное — это лейтмотивы сводок с полей непровозглашенной российско-украинской войны» Известный историк справедливо замечает: «России, которая стремится уже не первый год загнать Украину в ловушку, лишь кажется, что она полностью контролирует ситуацию, что жертва в этой цивилизационной войне — одна. В действительности Россия сама попала в эту ловушку. Причины очерченной ситуации понятны всем, кто знаком с современной историей обеих стран».
Среди убийц, палачей, оккупантов есть определенная часть таких, кто «безоговорочно предан» параноидальным имперским идеям национальной (или, как было в свое время при Гитлере, расовой) пренебрежительности, стремится криминальным способом воплотить их. Ценность труда Ларисы Якубовой, в частности, и в том, что здесь приведена целая «портретная галерея» «творцов» подобного бреда, которые (творцы) из молчаливого разрешения Кремля после 2012—2014 годов приобрели «респектабельный» вид «идеологов», а не нацистов, Розенбергов и Геббельсов наших дней, кем они являются в действительности. Вот, например, современный «евроазиец» — фашист Александр Дугин (связь такого пошиба «евразийства» с классическим российским евразийством 20-х годов — это отдельная тема). Этот «кремлевский Геббельс» убежден: «Факт существования «суверенной Украины» является на геополитическом уровне объявлением России войны (сказано еще в 1997 году; однако наши политики, включая президентов, а также эксперты упрямо объявляли идеологов подобного типа и заявления Жириновского, Лужкова, Рагозина и тому подобное «не достойными внимания», потому что, мол, это «их ошибочное личное мнение», а «политику в России определяет Президент». А в 2000 году президентом стал Путин. Прежде чем обвинять (справедливо!) Запад в «умиротворении агрессора», не стоит ли спросить себя: а чем занимались в 1991—2014 годах (и не только!) все наши президенты? — И.С.).
Вот еще «идеи» Дугина: «Украинская проблема — главная и наиболее серьезная проблема, которая стоит перед Москвой», существование Украины допустимо лишь как «санитарная граница», более того — «существование Украины в современных границах и с современным статусом «суверенного государства» является тождественным заданию ужасного («чудовищного» в оригинале. — И.С.) удара по геополитической безопасности России, равнозначное вторжению на ее территорию». Следовательно, учитывая интересы России относительно Украины является допустимой лишь стратегия разделения на несколько поясов в соответствии с гаммой геополитических и этнокультурных реальностей. К таким поясам Дугин (подчеркнем: это написано задолго до начала агрессии в Крыму и на Востоке!) относил: Восточную Украину, Крым, «православную Малороссию» (центральная часть Украины от Чернигова к Одессе, с Киевом) и Западную Украину. Отделение Западной Украины с целью сделать невозможным католическое и униатское влияние, русификация и адаптация к российской культуре остальных территорий Украины со последующим их полным включением в состав РФ — в этом, по Дугину (см. его «труд» «Геополитика») заключается план России относительно «братского народа».
Наивный читатель может сказать: ну так и что, Дугин — маргинал, кто его уважает в Кремле? Не тут-то было. Лариса Якубова приводит самоуверенные «увещевания» Дугина (еще в 2007 году): «Я думаю, что Путин становится все более и более Дугиным, по крайней мере, он реализует тот план, который я создаю, Все меньше и меньше в этом симулякра, все больше и больше в Путине Дугина. Путин, сближаясь со мной, становится все более самим собой... не теряет себя, он себя находит. Когда он станет на 100% Дугиным, тогда он станет на 100% Путиным». Пани Лариса вполне справедливо добавляет: «В 2007 году это звучало как абсолютный бред, впрочем, весной 2014 г. ситуация кардинально изменилась».
В подтверждение — всего лишь один пример. Цитата из предвыборного выступления Путина 23 февраля 2012 года в Лужниках (за два года до начала вторжения в Украину): «Мы не позволим, чтобы кто-то вмешивался в наши внутренние дела, мы не допустим, что кто-то навязывал нам свою волю, потому что у нас есть своя воля! Она всегда помогала нам во все времена побеждать! Мы с вами народ-победитель! (Это говорит один из самых богатых людей в мире, долларовый супермиллиардер! — И.С.). Это у нас в генах, в нашем генном коде! Это передается у нас из поколения в поколение. Мы и теперь победим». Сугубо «дугинское» выступление — ведь бесноватый «идеолог» свирепо ненавидит Запад.
А это — «откровение» одного российского священника (кстати, роли православной церкви РФ в идеологическом обосновании «гибридной» войны посвящен в книге Ларисы Якубовой отдельный раздел). Вот читаем: «Современные русские чекисты — это новое дворянство, они являются ангелами правосудия. Россия — это страна уникального опыта и особенного пути, быть «русским» значит быть носителем особенной системы ценностей, которая противостоит еврейскому либерализму и глобалистскому Западу. Задание РПЦ в тандеме с ФСБ (!— И.С.) заключается в том, чтобы не допустить интеграцию России (само собой понятно, и Украины. — И.С.) в культурное, экономическое и политическое пространство Европы.»
Какой-то поп-маргинал? Знаете, кто это, читатель? Епископ Тихон (Георгий Шовкунов), архиерей РПЦ, епископ Егорьевский, викарий патриарха московского и всея Руси, более того — личный и очень близкий духовник Путина. Вот так.
Еще в 1994 году нынешний патриарх Кирилл (Гундяев), а тогда — председатель отдела внешних церковных связей Московской патриархии, митрополит Смоленский и Калининградский, заявил: «Очевидно, в этом и определена историческая миссия русского народа, что на основе жертвенности и самоотдачи был создан этот русский мир, русская Ойкумена, русская вселенная, если хотите. Эти карикатурные границы (говорилось о государственных границах между прежними советскими республиками. — И.С.) проведены по живому и никогда не смогут разделить наш народ». В свете этого вопрос: нужна ли Украине церковь, независимая от Москвы? — является для нас сегодня сугубо риторическим.
***
Пани Лариса Якубова считает: «Испытание «русским миром» стало самым сложным экзаменом, который Украина должна сдать, чтобы в полной мере обрести государственный суверенитет, провозглашенный в 1991 году. Невзирая на колоссальные экономические, моральные, информационные нагрузки, мировоззренческий шок — не стоит воспринимать ситуацию как безвыходную. Да, Украина в настоящее время стоит на краю бездны, однако в этой патовой ситуации важно, кем она себя чувствует: загнанным в безвыходное положение существом, которое должно упасть и разбиться; бойцом, который выстоит; или птицей, которая может взлететь к небу». Хотелось бы искренне присоединиться к этим словам автора.