«Архетипы», «комплексы», «коллективное бессознательное»... Эти слова, часто даже не понимая их смысла, используют в «околоинтеллектуальной тусовке» и «политикуме». Как-то один, в прошлом очень известный политик на «собрании бомонда» старательно выговаривал слово «ар-хе-тип», которое «спичрайтеры» вставили в текст речи.
Термины эти ввел великий швейцарский ученый ХХ века Карл Густав Юнг. Еще недавно в Украине было модно Юнга «ниспровергать», пытаясь свести его деятельность к плагиату, псевдонаучным спекуляциям и адюльтерам с пациентками. Между тем Юнг — один из сложнейших авторов глубинной психологии, и прежде чем низвергать его, следует хотя бы уяснить глубинный смысл низвергаемого! Юнг — это мощная попытка создать целостную картину мира, объединить современный научный позитивизм и духовные традиции древности, преодолеть раскол сознания, постичь единство человека и Вселенной!.. В 2005 году Карлу Густаву Юнгу исполняется 130 лет.
Юнг родился 26 июля 1875 года в швейцарском городе Кессвиле, кантон Тургау, у озера Констанц, в семье пастора реформаторской церкви. Дед и прадед были врачами. В гимназии увлекался биологией, археологией, историей, теологией, оккультизмом, западной и восточной философией. Долго выбирал между философией и медициной, которая обещала обеспеченное будущее. С 1895 года изучал медицину, психиатрию и психологию в Базельском университете. С 1900 года был ассистентом известного психиатра Ойгена Блейлера в клинике для душевнобольных в Бурхгольцли под Цюрихом.
В диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений» Юнг высказывает революционные идеи: содержания психики часто независимы от сознания; психическая болезнь часто выполняет защитные, компенсаторные функции, содействуя развитию личности; интуиция превосходит сознательное мышление.
В 1903 г. Юнг женился на дочери богатого коммерсанта Эмме Раушенбах (1882—1955), с которой прожил 52 года, став отцом сына и четырех дочерей. С 1905 г. преподает в Цюрихском университете. В 1906 г. строит собственный дом в Кюснахте, на берегу Цюрихского озера.
В 1907 г. Юнг опубликовал работу о раннем слабоумии (dementia praecox), которому позднее Блейлер дал знаменитое название «шизофрения». Эту работу Юнга высоко оценил Фрейд.
Говорят, что Юнг — лучший ученик Фрейда и «наследный принц психоанализа» — предал учителя. Это не так. Юнг знал труды Фрейда, разделял взгляды о бессознательном и его механизмах, поддерживал психоаналитическое движение, мучительно переживал разрыв с Фрейдом в 1913 году. Но он сразу пошел совершенно другим путем. По Фрейду, психическая энергия (либидо) имеет сексуальную природу, а подавление сексуальности ведет к неврозу, который возникает в детстве из-за сексуальной фиксации на матери (эдипового комплекса). Правда, на склоне лет Фрейд заявил, что причина невроза — конфликт между культурой и биологической природой человека, а также между инстинктами жизни и смерти (Эрос и Танатос). Юнг считал сексуальность лишь частным случаем либидо, а главной причиной невроза видел не детство, а конфликты всей жизни.
Вульгарный материализм ХIХ века утверждал, что мысль находится в таком же отношении к головному мозгу, как желчь — к печени, а моча — к почкам. Современная наука де-факто, бывает, и сейчас придерживается того же мнения. Юнг отбросил идею Фрейда о человеке как «биологической машине», где либидо стремится к механической разрядке по «принципам удовольствия и реальности».
Отбросив примитивный сексуально-биологический взгляд, Юнг считал либидо общей для человека, природы и космоса жизненной энергией. Ее направленность на созидание и познание ведет к прогрессу, реализации человеком и социумом их предназначения. Гедонизм, лень, угнетение, извращение творческого потенциала ведет к регрессу, разрушает психику и мир вокруг нее, что сейчас и наблюдается.
В духе естественно-научных традиций XIX века Фрейд искал биологические корни психических явлений по цепям линейной причинности. По Юнгу, линейная причинность не является единственным и обязательным принципом в космосе. Фрейд развенчал многие иллюзии, но только Юнг бросил вызов сущностной основе психологии — ньютоно-картезианскому мировоззрению. Он утвердил в психологии принцип теории относительности: результат наблюдения нельзя считать объективным без учета позиции наблюдателя. Взгляды Юнга лежат в основе идеи современной философии науки о том, что в науке главенствуют не наблюдение, эксперимент и обработка данных, а парадигма — набор априорных убеждений, ценностей, установок о реальности (Томас Кун и др.).
Юнг считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и разных уровней бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними. Это — диалектико- материалистический взгляд, чего так и не поняла советская пропаганда, обозвав Юнга «буржуазным идеологом». Считается, что человек рождается «чистой доской», а затем под влиянием воспитания становится собственно человеком. Вопреки Фрейду, Юнг не считал бессознательное психобиологической свалкой отторгнутых инстинктов, вытесненных воспоминаний, подсознательно ассимилированных запретов etc. Он рассматривал бессознательное как разумную субстанцию, которая связывает человека со всечеловеческим, природой и космосом. Юнг опроверг мнение о человеке как о «tabula rasa», и под Фрейдовым слоем индивидуального бессознательного обнаружил более глубокий уровень «коллективного бессознательного», которое включает расовые, этнонациональные и общечеловеческие содержания. По аналогии с комплексами индивидуальной психики, Юнг заявил об «архетипах» — символах коллективного бессознательного.
По Юнгу, человек объективно религиозен, ибо в психике присутствует архетип-символ Бога, который включен в целостность психики и находится в противоречивом единстве с другими ее содержаниями. Но это место могут занимать гедонизм, нигилизм, скептицизм, меркантилизм, цинизм, которые, превратившись в «религию», ведут к психопатологии. Юнг не дал четкого ответа на вопрос об источнике «Бога в бессознательном», но наметил путь его поиска. С одной стороны, символ Бога и сверхличное вообще — это коллективное содержание психики; с другой, идея Юнга о бессознательном стремлении психики к расширению (трансценденции) за пределы человеческих представлений ведет к предположению о том, что некие бессознательные содержания психики независимо от сознания неудержимо влекут к постижению тайн Вселенной, которой правит Закон и которая есть не Хаос, а Космос, Смысл и Бог...
Удивляют заявления о том, что юнговская терапия «не лечит». Автор отнюдь не считает себя компетентным в психиатрии, но все же выскажет некоторые соображения. К психоаналитику идут «пациенты», которые не являются больными в обычном смысле. Идут с жалобами на утрату вкуса к жизни, неудачный брак, одиночество и прочие «жизненные трудности». Причина — отчуждение в современном «обществе функционеров», крушение религии (как традиционной теистической, так и светской, например, хорошо известной нам «идеи коммунизма»), тщетности политики, потере жизненных ориентиров. Можно «ударить по депрессии» убойной дозой транквилизаторов, но это не прибавит понимания самого себя и своего предназначения в этом мире. Осознание индивидом и социумом глубинных мотивов, которые ими движут, уже само по себе есть терапия.
В 1920—1930 х Юнг совершает ряд путешествий в Африку, Америку, Индию с целью понять смысл чуждых европейцу культур и постичь универсальный смысл истории. В 1935 году Юнг стал профессором психологии политехнической школы в Цюрихе. Наш псевдокоммунизм и немецкий фашизм заставили Юнга, которого политика прежде никогда не интересовала, пристально заинтересоваться массовыми психозами. В 1937 году во время визита Муссолини в Берлин Юнг близко наблюдал за «дуче» и «фюрером». В 1944 году из-за инфаркта Юнг перенес клиническую смерть с космическим видением «измененного сознания». По его словам, он видел планету со стороны и предвосхитил смерть своего лечащего врача, который скоро, действительно, умер. Вернувшись к жизни, Юнг впервые почувствовал горькое разочарование...
Так он стал «мудрым старцем из Кюснахта». Его уже не интересовала суета, а лишь глобальные вопросы. Поводов было достаточно: ядерная угроза, перенаселенность, варварское загрязнение и уничтожение природы, мрачные перспективы существования человечества вообще... Юнг писал, что жизнь человека в космосе висит на тонкой нити, имя которой психика. Пока что эта нить кое-как держится...
Карл Густав Юнг умер в своем доме в Кюснахте 6 июня 1961 года в возрасте 86 лет. Он оставил наследие, серьезные выводы из которого так и не сделаны...