В 1453 г. турки разрушили Константинополь. С падением патриаршей столицы становится заметным окончательный упадок эпохи Средневековья. Античность после давления христианского канона переживает вторую молодость. Интерес к человеку, очеловечиванию божественному, возвеличиванию красоты приковывают внимание художников. В ХVI в. Европа переживает период Возрождения. В это время Рафаэль создал свою Мадонну (1505), Микеланджело расписал Сикстинскую капеллу и в 1518 г. завершил «Моисея». Украинец Павел Русин — один из первых европейских гуманистов — тоже сделал свой вклад в сотворение образа-символа титана, с колоссальной волей, силой духа, духовным порывом. Он дал авторское виденье художественно-эстетических основ Ренессанса, его украинского варианта, хотя и сотворенного на территориях других государств, но в неповторимом национальном духе.
Эпоха украинского культурно-литературного Возрождения (Ренессанса) естественно интегрирована в тогдашнее европейское пространство. Литература ХVI в. доказывает украинское присутствие в европейском художественно-эстетическом мире. Это были времена активного восстановления и возрождения разрушенного монголо-татарами культурно-литературного контекста русско-украинского народа. Существенно уменьшается влияние Византии, зато усиливаются западные ренессансные влияния и формируется четко выраженная украинская национальная традиция. В начале ХVI в. Украина выходит на новый культурный путь. Восточная Европа будет переориентироваться на западноевропейские культурные ценности. С 1445 г., после изобретения Гутенберга, книга становится печатной, что изменило характер писательского труда, ведь теперь существенно выросли возможности популяризации мыслей и идей. Литература и искусство заинтересовываются в первую очередь ценностью человеческой личности. Украинская молодежь открывает для себя европейское образование. Языком международного общения и в Украине становится латынь.
Украинская культура активно усваивала идеи Гуманизма, немецкого и итальянского Возрождения. Центром патриотически настроенной тогдашней национальной интеллигенции, представители которой называли себя рутенцами, русинами, роксоланами, выходцами из Руси, стала литература, в частности поэзия. Центральная ее тема — это тема Отчизны. Она определяет векторы поэтических видений Павла Русина, Григория Чуй Русина, Николая Гусовского, Себастьяна Кленовича, Симона Пекалида, Адама Чагровского. Поэзия дышит обеспокоенностью за судьбу Родины, гражданским патриотизмом. Мастера пишут преимущественно на латинском языке, интегрируя национальную литературу в общеевропейский контекст. Профессор Майнцкого университета В. Эльверт отмечал, что в истории существовали целые эпохи, когда творить на родном языке не было принято вообще. На Украине такой эпохой была вторая половина ХV и до середины 70—80-х гг. ХVI в. — эпоха Возрождения.
Павел Русин родился около 1470 г. в семье бурмистра города Кросна (с 1480 г.) Яна Проклера. Отец его был немцем по происхождению. Семья жила достаточно зажиточно, имели два дома и большой сад. Также в семье были девочки София и Барбара — от мачехи Павла — Катажины. Будущий поэт учился в приходской местной школе. Потом поступил в Краковскую академию (с 1491 г. — университет). Следующим образовательным этапом талантливого юноши стал Грейфсвальдский университет в Германии. Здесь состоялось знакомство Павла Русина с известным профессором права, выдающимся европейским гуманистом и поэтом Петром из Равенны. Павел Русин получил звание бакалавра (или магистра) 29 января 1500 г. После этого талантливого юношу пригласили преподавать.
Вскоре Павел Русин возвращается в Краков. Он продолжает здесь учиться, изучая произведения античных поэтов, в частности, Вергилия, Горация, Овидия, Цицерона, Стация, Лукана, Теренция. Среди учителей Павла — замечательный знаток латыни Павел из Закличева. В 1400 г. по инициативе польского короля из великокняжеской литовской династии Ягайла Краковская академия была реорганизована в университет. Через 10 лет при учебном заведении создали специальную бурсу (то есть современное общежитие) для студентов, которые приехали учиться из Украины и Беларуси, следовательно, были выходцами из Великого княжества Литовского. Такие студенты значатся в списках уже с 1400 г. Они создали в Краковском университете культурную ячейку, которая поддерживала и развивала национальные традиции Руси-Украины и Беларуси, а также существенно влиял на тогдашний польский литературный процесс. Таким образом украинско-белорусские языковые и культурные элементы интегрировались в польскую культуру и литературу. Ягелонны использовали и «русский» язык, в частности в переписке. Эта ячейка характеризуется поразительным патриотизмом украинцев. Павел Русин тоже попал сюда и быстро стал одним из его лидеров.
В 1506 г. Русин заканчивает Краковский университет, получив степень магистра свободных искусств — одной из самых популярных на то время специальностей. В 1507 г. Павел Русин начинает преподавательскую деятельность в качестве доцента «extraneus». В 1508 г. он занимает должность «коллеги младшего». На это время приходится утверждение его как поэта. Было написано свыше 200 стихотворений. Самое известное произведение — элегия, посвященная профессору Академии, королевскому врачу Войцеху из Шамотул, который тогда умер. Павел Кросненский всячески подчеркивал свое русское происхождение, называет себя Русином. Он подписывался Paulus Ruthenus. Среди его учеников — известные поэты славянского мира Ян из Вислицы, Ян Дантишек, Ян Панноний, Себастьян Мади, а также (внимание!) Миколай Коперник.
Когда летом 1508 г. в Кракове началась эпидемия, Павел Русин отправился в Венгрию. С помощью своего ученика и приятеля Себастьяна Мади устроился на должность учителя. С начала и до лета 1509 г. жил в Вене. Здесь активно сотрудничал с издателями. В 1511 г. возвращается в Краков и опять преподает в университете античную литературу. В 1513 г. Павел Русин стал одним из руководителей этого учебного заведения. Фактически большая часть жизни и творчества Павла Русина связанные с ним.
В 1509 г. в Вене увидел мир сборник Павла Русина «Песни Павла Русина из Кросна», написанная на латинском языке. Стихотворение «Ода Павла Русина из Кросна к Аполлону» свидетельствует о том, что книга вышла на средства венгерского мецената и власть предержащего Гавриила Перенея. В книге свыше 4000 стихотворных строк, которые написаны сапфическим, алкеевым, фалеховым, асклепиадовым, архилоховым стихотворениями, из древнегреческой поэзии перенесенными на украинскую почву. Павел Русин засвидетельствовал авторское понимание поэзии как синтеза глубокой ассоциативности и подтекста. Он писал, что «суть всех произведений... глубоко где-то мастерски скрыта», «суть поэзия в совершенстве умело скрывает». В «Элигии для Яна из Вислицы» он фактически первым в Европе сказал о необходимости создавать высокую поэтическую культуру. Его стихотворения являются глубоко автобиографичными, преисполненными ностальгических мотивов, лирических медитаций. Он с грустью пишет о далекой отчизне — Лемковщину:
«Завжди я прагнув побачить
тебе, дорогу свою матір;
Завжди про долю вдень
і вночі турбувавсь;
Зараз спішу, годувальнице мила,
до тебе вернутись;
Довго не бачив тебе,
о найдорожча моя!»
Украинец Павел Русин является представителем общеевропейской ренессансной интеллигенции. Он принадлежит к так называемой Республике Гуманистов — наднациональному феномену, который представляет своеобразный культурный европейский союз времени Ренессанса. Павел Русин одним из первых в Европе проявил увлечение настоящей наукой, ведь она таит «светлый образ правды святой». Миссией науки он считал служение правде, справедливости, истине. Павел Русин восторженно и с пиететом возвеличивал человеческую личность, обнаруживая веру в то, что человек способен благодаря себе, своему характеру и силе воли, будучи добропорядочным, доблестным, приравняться к Богу, а также получить земное бессмертие. Он поэзию ставил выше философии, по сути, будучи адептом неоплатоновской идеи близости поэта к пророку.
Павел Русин опять покинул Краков осенью 1517 г. Из-за новой вспышки эпидемии. Умер он в Старом Сончи в ноябре 1517 г., путешествуя в Венгрию. По другим данным, умер в 1517 г. на Лемковщине в Сяноци или Санчи.
В. Литвинов внедрил понятие «католической Руси». Это были представители «католического вероисповедания, которые были национально сознательны, настойчиво идентифицировали себя украинцами, декларировали свое «русcкое» происхождение» (Украина в поисках своей идентичности. ХVI начало ХVII века. Историко-философский очерк. — К., 2008. — С. 350). Павел Русин — Paulus Ruthenus Crosnensis — выдающийся представитель европейского Гуманизма и Возрождения. Он родился и вырос в Украине, но работал в Европе, чтобы засвидетельствовать включенность Отчизны в Европейский союз периода Ренессанса.