2019-й стал вторым в истории «украинского театрального «Оскара» — общенационального фестиваля-премии «ИГРА — GRA (Great Real Art)». Кое-что вопреки традиционному «календарю» театралов, которые привыкли измерять свою творческую жизнь сезонами, «ИГРА» — из-за специфики государственного финансирования — привязана именно к календарному году: прием заявок начинается в январе, а показы спектаклей-финалистов проходят в последнюю неделю ноября.
Прошлогоднее количество участников — 70 спектаклей, 68 театров — увеличилось до 83. Присоединились, в частности, такие мощные «игроки», как Театр им. В. Василько и Национальная опера из Одессы, Харьковский театр им. Т. Шевченко, Киевские театры на Подоле и Драмы и комедии, Львовский театр им. Л. Курбаса. На первом фестивале торжествовали, наряду с Киевом, Чернигов (дважды), Ивано-Франковск и Николаев. В настоящее время столица взяла реванш — 5 номинации-победителей, «разбавленных» Львовской национальной оперой им. С. Крушельницкой. Очевидно, что системы здесь быть не может — кто-то «выстреливает» сейчас, кто-то делает паузу или останавливается в «полуфинале». Искреннее желание организаторов — Национального союза театральных деятелей — а также украинских экспертов и международного жюри заключается как раз в том, чтобы «сшивать» страну художественными средствами и коммуникациями, преодолевать хуторянский изоляционизм, формировать картину отечественного театра как разнообразного — жанрово, стилистически, географически, как такого, что резонирует вместе с обществом, не забывает своих корней и двигается в будущее. Одним словом — живет.