В декабре в медиа прошла новость, что в Национальном институте сердечно-сосудистой хирургии имени Николая Амосова провели уникальную операцию 8-месячной девочке с гипертрофической кардиомиопатией, так называемым большим сердцем, которое не может перекачивать кровь нормально. Операцию проводил Константин РУДЕНКО, доктор медицинских наук, заместитель директора Института по лечебно-координационной роботе, ученик итальянского кардиохирурга Паоло Феррацци, который и изобрел уникальный метод.
Константин Руденко начал оперировать по методу Феррацци два с половиной года назад, за это время провел более 160 вмешательств, 8-месячная малышка стала самым младшим таким пациентом. Собственно, операция по методу Феррацци детей — то, что отличает команду украинских кардиохирургов от итальянцев.
Еще Константин Руденко входит в группу экспертов по кардиологии и хирургии сердца и магистральных сосудов при Министерстве здравоохранения, является одним из организаторов всеукраинского проекта, который должен остановить «эпидемию сердечно-сосудистых катастроф» в Украине, обучает врачей из регионов и из-за рубежа. Поэтому мы решили наградить кардиохирурга Короной «Дня» — собственно, за спасение сердец.
В ОПЕРАЦИОННОЙ
Чтобы узнать больше о работе Константина Руденко, приезжаем утром в Институт Амосова, на оговоренное время, но оказывается, что за несколько минут до того кардиохирурга срочно вызвали на операцию. Поэтому общаться пришлось позже и по телефону, однако мы смогли увидеть, как Руденко со своей командой проводит протезирование митрального клапана пациенту с пороком сердца.
На время операции сердце пациента останавливают, кровообращение поддерживает аппарат «искусственное сердце». Артериальный насос перекачивает кровь, в большой прозрачной коробке — оксигенаторе — кровь напитывается кислородом, ее количество, минимально необходимое для поддержания жизнедеятельности, запускается в организм — так это работает. То есть это как будто сердце и легкие, которые вынесли наружу. Команда поддерживает полный заряд батареи — это жизненно важно в случае чрезвычайных ситуаций, например, если вдруг выключат электричество.
Рядом оперирует другая команда, и на мониторе под потолком видно, как на бьющемся сердце проводят вмешательство. Захватывающее зрелище, но, чтобы не мешать врачам, мы быстро делаем съемку и удаляемся.
№1 СРЕДИ ПРИЧИН ВНЕЗАПНОЙ СЕРДЕЧНОЙ СМЕРТИ
Общаясь с Константином Руденко, сразу спрашиваю, как чувствует себя 8-месячная пациентка, прооперированная по методу Феррацци. «Девочка в данный момент выписана домой. Безусловно, мы будем за ней наблюдать, потому что гипертрофическая кардиомиопатия генетически детерминирована (считается, что она носит наследственный характер, передается генетически. — Авт.), поэтому необходимо наблюдение в течение всей жизни. Но с теми внутрисердечными проблемами, которые были у девочки, мы справились, поэтому состояние ее удовлетворительное», — рассказывает Константин.
В Украине около 70 тысяч людей имеют «большое сердце». Как подчеркивает Константин Руденко, такая патология — №1 среди причин внезапной сердечной смерти, из 100 пациентов с гипертрофической кардиомиопатией ежегодно скоропостижно умирают до десяти. Резонансные смерти школьников на физкультуре, спортсменов на соревнованиях или тренировках в большинстве случаев вызваны именно этим заболеванием.
УЧЕБА
В Институте Амосова активно занимаются исследованием и лечением болезни «большого сердца» с 1993 года, на базе заведения создан Экспертный центр диагностики и лечения гипертрофической кардиомиопатии. «Мы применяли разные методы, но самым эффективным оказался тот, который разработал мой итальянский учитель Паоло Феррацци, — говорит Константин Руденко. — С нашей командой мы несколько раз бывали в его центре, что в городе Монца близ Милана, это ведущая европейская клиника по лечению гипертрофической кардиомиопатии. Я научил этой методике анестезиологов, кардиологов, хирургов, диагностов».
За последние два с половиной года, в течение которых в Институте Амосова практикуют метод Феррацци, заведение вышло на второе в Европе место по количеству и качеству вмешательств при гипертрофической кардиомиопатии. «От итальянцев мы отличаемся тем, что начали оперировать детей. Уже девять детей прооперированы по этой методике, и после этого мы имеем очень хорошие результаты», — отмечает Константин.
ПРАКТИКА
Операция Феррацци чрезвычайно сложна: вмешательство длится более шести часов, при этом сердце останавливают, а тело пациента охлаждают до 31 градуса. Константин Руденко объясняет ее преимущества: «Проблема при гипертрофической кардиомиопатии заключается в том, что из сердца нет нормального выхода, то есть наблюдается стеноз, так называемая обструкция на исходном тракте левого желудочка. Из-за этого сердце не может нормально прокачать кровь в аорту. Раньше для решения проблемы «большого сердца» протезировали клапаны, делали искусственные инфаркты сердца, использовали многие другие методики, дававшие немало рецидивов и осложнений. Операция по методу Феррацци позволяет сделать нормальную внутрисердечную анатомию и при этом не использовать искусственные клапаны и другие искусственные материалы, что очень важно. Это пластическо-реконструктивная хирургия, самая современная и физиологическая».
Чтобы внедрять эту технологию, кроме знаний нужно высокотехнологическое оборудование, прежде всего для медицинской визуализации: для УЗД, компьютерной томографии, МРТ, ангиографы. С помощью этой аппаратуры тщательным образом планируется проведение операции, а во время вмешательства делается интрооперационная УЗД-диагностика: в пищеводе пациента стоит датчик, и врачи отслеживают изменения в организме, так сказать, онлайн.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА
В Украине операции по методу Феррацци проводит только Константин Руденко, но техническая база позволяет призводить такие вмешательства не только в Институте Амосова. Так, в этом году Руденко оперировал по итальянской методике в Черкасской, Винницкой и Хмельницкой областях. «Там есть кардиохирургические центры, которые начинают такую программу. Они имеют хорошее оборудование, хорошие кардиохирургические команды, а я приезжаю как хирург. Сначала брал с собой анестезиологов и перфузиологов, а теперь приезжаю сам, и местные специалисты абсолютно на высоком уровне ассистируют мне, я спокойно могу делать такую коррекцию в регионах», — отмечает врач.
Кстати, в Институте Амосова оперируют по методу Феррацци пациентов из разных стран. Также в планах украинских специалистов — распространение этой методики за рубежом, это уже обсуждалось с грузинскими и казахскими коллегами.
ПРОБЛЕМЫ С ДИАГНОСТИКОЙ
Ключевой проблемой по гипертрофической кардиомиопатии Константин Руденко называет плохую диагностику. Вряд ли это очень утешит, но кардиохирург добавляет, что диагностика плохая везде, не только в Украине. А если пациента с «большим сердцем» не выявить вовремя, то он просто может внезапно умереть.
Экспертный центр при Институте Амосова проводит мастер-классы, воркшопы и лекции для украинских и иностранных кардиологов, чтобы актуализировать эту проблему и повысить уровень диагностики.
Нам самим тоже следует больше заботиться о собственном здоровье. «Когда ребенок идет в детский сад или школу, важно, чтобы родители провели его через диспансеризацию. Это то, что на данный момент незаслуженно забывается, диспансерные осмотры, которые были раньше, почему-то отменяются, — говорит Константин Руденко. — Наш взгляд на эту проблему следующий: все-таки мы должны заниматься диспансеризацией и в школах, и в детских садах, и среди спортсменов. Теперь спортивные диспансеры фактически не проводят на должном уровне эту диагностику, потому и попадаются такие фатальные случаи в спорте, как и в школах».
БОРЬБА С «СЕРДЕЧНОЙ» ЭПИДЕМИЕЙ
Если говорить о сердечно-сосудистых заболеваниях вообще, то, замечает Константин Руденко, 67-68% смертей в Украине вызывают именно они. Два года специалисты Института Амосова вместе с Ассоциацией сердечно-сосудистых хирургов Украины воплощают проект «Остановить эпидемию сердечно-сосудистых катастроф». Раз в месяц они выезжают в регионы, где людям с «сердечными» проблемами трудно получить высококлассную помощь. Специалисты по Киеву обследуют пациентов, если нужно, направляют человека на операцию в Институт Амосова, устраивают воркшопы и лекции для медиков. За последний год участники проекта побывали в 12 медицинских центрах, в некоторых — не один раз. Заметный акцент делается на западных горных регионах.
«Несколько раз мы были в центрах на западе страны, потому что это наиболее отдаленные уголки Украины, регион, наименее обеспеченный и обделенный врачебным вниманием. В Самборском, Старосамборском, Сколовском и Турковском районах Львовской области сейчас и машина скорой помощи не может проехать, — рассказывает Константин Руденко. — Диагностировать и оперировать больных из этих отдаленных уголков — наша задача. Тем более, там мы курируем паралимпийскую базу и паралимпийскую сборную Украины — осматриваем ее участников».
На данный момент в Украине действует 29 профессиональных кардиохирургических центров, поэтому мощности для помощи людям есть, главное — чтобы врачи в совершенстве знали, как ими пользоваться. В следующем году проект «Остановить эпидемию сердечно-сосудистых катастроф» будет продолжаться, особое внимание будут уделять предотвращению внезапной сердечной смерти.
НЕМНОГО ПЛЮСОВ
Из позитивного Константин Руденко отмечает то, что за последние два года в Украине перестроена профессиональная сеть, которая оказывает помощь пациентам с острым коронарным синдромом (когда ограничивается ток крови через коронарную артерию) и в профилактике инфаркта миокарда. «Впервые за последние годы статистика смертности от нарушений коронарного кровообращения изменилась. И если смертность от острого инфаркта миокарда по стране в последние годы достигает 14-16%, то в тех областях, где работают реперфузионные центры, она снизила более чем вдвое», — акцентирует кардиохирург.
В то же время война и сплошные «измены» в жизни и новостийных лентах могут вредить здоровью. «На фоне таких событий, безусловно, здоровья украинцам не прибавляется. Нервные перегрузки, постоянные стрессы влияют на сердечно-сосудистую систему негативно, — констатирует Константин
Руденко. — 13 миллионов украинцев, по официальной статистике, имеют повышенное давление и являются гипертониками, девять миллионов украинцев имеют ишемическую болезнь сердца. Вследствие этого ежегодно происходит около 50 тысяч острых инфарктов миокарда с высокой летальностью, 100-150 тысяч нарушений мозгового кровообращения, то есть инсультов. И наша задача, безусловно, — в этот сложный момент помогать людям».