Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как создавался бренд свободной Украины

О книге Мирославы Мудрак
12 января, 2022 - 13:34
Иллюстрация "Игрушки", 1913 год.

Издательство «Родовід» выдвинуло на соискание Шевченковской премии искусствоведческое исследование «Образний світ Георгія Nарбута і творення українського бренду» Мирославы Мудрак. Искусствовед родилась в г. Кливленде (штат Огайо, США), окончила Колумбийский и Техасский университеты, ныне – профессор кафедры истории искусств Огайского университета. Известна своими исследовнием искусства Центрально-Восточной Европы, Украины и России, в частности работами: «Сучасне мистецтво з України: Виставки полотен, рисунків, скульптури», «Нове покоління і художній модернізм в Україні», «Над кордонами: Модерна українська книжкова графіка 1914 -1945», «Борис Косарев: Харьківський модернізм, 1915-1931», «Інсценізація українського авангарду 1910-1920-х років» и другие.

Книга-альбом «Образний світ Георгія Nарбута і творення українського бренду», номинированная на Национальную премию Украины имени Тараса Шевченко по направлению «Литературоведение и искусствоведение», одна из последних работ Мирославы Мудрак. Издательство «Родовід» выпустило это научно-популярное исследование на трех языках: украинском (перевод Ярослава Стрихи), английском и французском.

 Эскиз банкноты номиналом в 10 гривен, аверс и реверс, 1918 год.

Георгий Иванович Нарбут – самый выдающийся украинский график прошлого века прожил довольно короткую жизнь. Появившись на свет в селе Нарбутовка в 1886 году, которое во времена Российской империи относилось к Глуховскому уезду Черниговской области, в семье старинного, но обедневшего литовского шляхетского рода, свой жизненный путь окончил в Киеве, в 1920 году, вследствие инфекционного заболевания. За свои неполные 34 года Георгию Нарбуту удалось основать целую школу в области графики и иллюстрирования книг, известной такими его последователями, как Марк Кирнарский, Лесь Лозовский, Леонид Хижинский, Иван Мозалевский, Роберт Лисовский, Антон Середа, Охрим Судомора и другие. Другим его достижением в период Центральной Рады, Гетманата и Директории стало основание и функционирование Украинской Государственной Академии Искусств – специализированного учебного заведения, основное предназначение которого заключалось в сохранении аутентичного наследия восточнославянского народа и создании модерной украинской культуры. Уже будучи профессором графики, а затем ректором академии, Георгий Нарбут принимал участие в важных для новосозданной страны проектах – изготовлении национальной валюты, почтовых марок, ценных бумаг, листовок, а также Государственного Герба и Печати Украинского государства.

Автопортрет со св.Георгием, 1917 год.     Иллюстрации к произведению "Енеїда", 1919 год.

Багато иллюстрированное издание состоит из двенадцати разделов, в названии которых постоянно встречается широко используемый термин в рекламе и маркетинге. «Бренд», как распознавательный знак, исследуется автором через призму идентификации Украины в графических образах, талантливо созданных Георгием Нарбутом за довольно короткий промежуток времени.

Уже с первой главе Мудрак вводит читателя в художественный мир Петербурга начала прошлого века, где оказался Георгий Нарбут после окончания учебы в Глуховской мужской гимназии. Увлечения с самого детства иллюстрациями к сказкам, созданными искусной рукой Ивана Билибина, побудили двадцатилетнего сельского парня искать судьбу в дальних краях, прежде всего в области изобразительного  искусства, которое с невероятной силой к себе влекло.

Георгий Нарбут. Фото 1918 года.  Буквы ГГ. Страницы «Української абетки», 1917 год.

Именно обучение у Ивана Билибина – признанного в то время мастера книжной графики и Мстислава Добужинского – маститого живописца, офортиста и иллюстратора, по мнению Мирославы Мудрак, оказало колоссальное влияние на формирование Георгия Нарбута как самобытного художника.

Он, как и большинство начинающих художников, с которыми приходилось общаться, решает продолжить образование за рубежом. Основным мотивом этого шага, на который указывает исследовательница, было стремление выйти за рамки академического преподавания художественного ремесла в той же императорской академии искусств в Санкт-Петербурге и желание ознакомиться с новыми трендами эпохи.

Нарбут едет учиться в Германию, которая, как и тогдашняя Франция, славилась плеядой оригинальных художников, внесших весомый вклад в развитие мирового изобразительного искусства. Он посещает в Мюнхене частные школы Антона Ажбе, у которого, кстати, учились выдающиеся художники прошлого Александр Мурашко, Игорь Грабарь, Иван Труш и Василий Кандинский, и Шимона Голлоши – яркого представителя венгерского реализма и натурализма. И если у первого Нарбут овладевал передачей формы на бумаге одной линией, то у другого глубиной и объемом в гравюре за счет тональных контрастов.

Обложка журнала «Сонце праці», 1919 год. Проект марки номиналом 10 шагов, 1918 год.

Вернувшись после года плодотворной учебы в Баварии в северную столицу Российской империи, Георгий Нарбут пополнил сообщество художников, которые сплачивались вокруг художественного объединения «Мир искусства». Там в кругу литераторов и художников продуцировались новые идеи, характерные для серебряной эпохи русской культуры. Автор книги-альбома «Образний світ Георгія Nарбута і творення українського бренду» делает акцент на том, что после обучения за рубежом творчество графика стало более медитативным и философским, он начал тяготеть к прошлому, пытаясь придать ему новое значение в визуальных образах. Со временем к нему придет и осознание своих национальных истоков. Возвращаясь время от времени в свое семейное имение в Глухове, он все больше начинает интересоваться генеалогией, гербами и геральдикой старинных казацких родов, которыми всегда гордилась Чернигово-Северская земля. В предреволюционные годы Нарбут создает эскизы обложек двух уникальных по содержанию изданий – «Малороссийского гербовника» и «Гербы гетманов Малороссии», тем самым героизируя историческое прошлое украинского народа, его движущую силу – Казачество.

Проект марки номиналом 30 шагов, 1918 год. Проект марки номиналом 40 шагов, 1918 год.

Другой вехой в его поиске индивидуального художественного выражения стала книжная графика. Опираясь на традиции венской школы фантастического реализма, которая задавала моду в Центральной и Восточной Европе, Нарбут привнес в книжное оформление элементы народного искусства, широко представленного в ткачестве, керамике, вышивке. Представленные в рецензируемом издании обложка и несколько иллюстраций к книге «Українська абетка», обложка журнала «Народня справа», созданные Георгием Нарбутом в 1917 и 1918 годах, художественное оформление тогдашней периодики его учеником Антоном Середой, последователями Охримом Судоморой и Павлом Ковжуном дают полное представление, как зарождался модернистский стиль в украинском книгоиздании.

Титульная страница издания "Старинная архитектура Галиции", 1915 год. Обложка "Українська абетка", 1917 год.

Тем временем социальный конфликт все больше охватывал империю, что вылилось в государственный переворот, организованный партией большевиков. Георгий Нарбут возвращается в Украину и активно включается в общественную жизнь Киева. Всеми фибрами души он воспринял украинскую революцию, пытаясь приобщиться к процессам построения государства. Первой ласточкой в этом святом деле стало открытие после провозглашения Центральной Радой независимости Украины Украинской Государственной Академии Искусств, в которой Нарбут занял должность профессора графики. Мирослава Мудрак поместила в книге-альбоме чрезвычайно редкую фотографию, на которой изображены основатели академии. Кроме Георгия Нарбута, фотограф зафиксировал Абрама Маневича, Александра Мурашко, Федора Кричевского, Михаила Грушевского, Ивана Стешенко, Николая Бурачеко, Василия Кричевского, Михаила Бойчука. Фото датировано 22 ноября (5 декабря) 1917 года. Каждому из присутствовавших в тот важный во всех отношениях день судьба отмерила определенный промежуток времени, который нужно было еще прожить с достижениями и потерями, с невыразимой радостью и глубокой скорбью. К сожалению, для главного персонажа рассказа жить и творить оставалось лишь три года.

Фронтиспис издания "Малороссийский гербовник", 1914 год. Фронтиспис журнала «Мистецтво», 1919 год.

Георгий Нарбут считается одним из отцов национальной валюты. По поручению украинского правительства художник разработал дизайн тринадцати из двадцати пяти банкнот, выпущенных в 1917-1920 годах. На денежных знаках присутствует эстетика казацкого барокко, в которую график просто был влюблен в последний период своего творчества, а еще необходимая атрибутика – тризуб как герб Владимира Великого, князя Киевской Руси, крест и лук, взятые с древнего герба Киева. Чуть позже, когда художник будет работать над новым эскизом купюры в 100 гривен, он изобразит два аллегорических образа – женщину со снопом пшеницы и серпом и мужчину с плугом с широким лезвием. «…национальная валюта была не только практическим рыночным и коммерческим инструментом, но и непосредственно проектировала эмоциональные, материальные и культурные ценности нации», именно к такому выводу приходит Мирослава Мудрак, рассматривая эскизы банкнот, искусно изготовленных Георгием Нарбутом и другими украинскими художниками-графиками.

***

Все вышесказанное в полной мере касается и первых украинских марок, к созданию которых приобщился и Георгий Нарбут. Можно согласиться с автором исследования, когда она утверждает, что Нарбут всегда смотрел в будущее и прошлое одновременно. К примеру, на марке номиналом 40 шагов он изобразил гетмана Петра Дорошенко, на марке стоимостью 30 шагов портрет женщины, взгляд которой словно обращен назад в античность, что присуще художнику во многих его работах.

Сегодня сложно представить, что творилось в душе Нарбута, какие мысли роились в голове, когда он стал свидетелем окончательного захвата большевиками власти в Киеве и фактического краха украинской государственности. Все жизненные планы в один момент рухнули и наступили жестокие реалии. Теперь он вынужден рисовать не казака с мушкетом, а рабочего с молотом, не тризуб, а пятиконечную звезду. Изменились не только символы, но и идеология, диктующая художнику искать новое визуальное решение. Этот процесс Мудрак называет брендированием идеологии, что, кстати, предполагало скрытую ассимиляцию/колонизацию коренного населения. Вот почему в книге-альбоме «Образний світ Георгія Nарбута і творення українського бренду» обложки изданий, над эскизами которых в 1919 году работал художник, изобилуют русскими словами и коммунистическими символами. Парадоксальная вещь, но все они выполнены на высоком художественном уровне и представляют собой художественную ценность. Так же ценность несут  обложки журнала «Мистецтво», которые вышли в свет в том же году и где художник-иллюстратор пытается соединить новую идеологию с народными художественными традициями.

Мирослава Мудрак своим художественным исследованием пыталась решить для себя три принципиальных задачи: первое – контекстуализировать появление украинского бренда в начале прошлого века, второе – объяснить, в каких условиях он выжил, третье – проанализировать и разобраться в его привлекательности для внешнего мира. Конечно, этой цели невозможно было бы добиться, не рассмотрев колоссальный вклад в брендирование Украины блестящего художника Георгия Нарбута. Действительно он принадлежал двум мирам и двум культурам, антагонистически противоположным по своей сути и содержанию. Однако предпочтение он отдавал все же последней, той, которая никогда не существовала в отрыве от западной цивилизации, осознавала себя с ней единым целым. Буква «N», присутствующая в написании фамилии художника, является наглядным подтверждением его творческих устремлений и жизненных приоритетов, своеобразным ориентиром для будущих поколений украинцев.

Тарас ГОЛОВКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ