Кроме галереи оригинальных образов, он создает интереснейшие моноработы, ставит спектакли, снимается в кино, пишет прозу, стихи и публицистику. Недавно вышедшая в издательстве «Феникс» книга «Преломление лучей (Избранное)» явилась неким итогом литературной деятельности Петра Миронова, в которой причудливо отражена судьба артиста, творчески переведена на язык самобытной, образной прозы и пронзительной, философски-сосредоточенной, филигранно оточенной поэзии. Оформлением книги занимался Всеволод Ковтун. Его можно назвать соавтором Миронова, так как художник не просто сделал оформление текста, он усилил эмоциональное воздействие текстов визуальным рядом, помог создать у читателя настроение, необходимое для вдумчивого и серьезного знакомства с творчеством Петра Миронова.
В основе художественного образа «Преломления лучей» — фотография как остановившийся миг воспоминания человека, как счастливая возможность прикосновения к прошлому посредством памяти. На лицевой стороне переплета книги читателя встречает фотография — открытый взгляд симпатичного мальчишки годов 60-х прошлого века. Характерный вид подростка тех времен: короткая стрижка, клетчатая рубашечка. Маленький Петя Миронов мягко улыбается. В этой улыбке — надежда на прекрасную жизнь, но уж чересчур серьезна сосредоточенность взгляда паренька... А на оборотной стороне — Петр, повзрослевший лет на сорок. Улыбка его широка, но от глаз, сохранивших сосредоточенность мысли, — морщинки, как «преломленные» лучики лет, что даруют мудрость и познание. Между этими двумя фотографиями — 500 страниц жизни: удач и страданий, несбывшихся надежд и реализованных желаний, раздумий о смысле бытия и суждения о верховенстве творчества. Литература и актерские работы Миронова — это «вдохи» и «выдохи» вдохновения, те бесценные мгновения, из которых составляется картина творческого существования мастера.
Это путь из детства в зрелость. Книга открывается киноповестью «Интернат», где в образе Саши Пилонова, проведшего годы школьной учебы в интернате, легко угадывается сам автор — столь мастерски и с особым отношением рисуется им картина той жизни. Вообще литературный дар Петра Миронова имеет свойство создавать почти зримую картину описываемого. Это ощущение складывается из внимания автора к конкретным деталям, умения точно передать состояние героев, настроение обстановки, атмосферу ситуации, желания так же увлечь поворотами сюжета читателей, как захвачен ими он сам. Киноповесть зримо создает ощущение объемности повествования. А «ныряние» в прошлое, где было непростое, но счастливое детство, происходит с расстояния времени, когда взрослый человек воспринимает свою юность как самую упоительную пору. Еще одно достоинство Миронова-литератора — умение художественного обобщения. Он пишет о собственных переживаниях, которые понятны читателю. Насколько похожи его одноклассники, педагоги, учившие и нас... Автор сумел передать аромат эпохи, своеобразие характеров того времени, отношение к тому, что ждало его героев впереди, напрямую сопряженное с тем, какими они были в детстве.
Поэзия Петра Миронова — звенящий нерв его неспокойной души. Выразителен даже перечень разделов книги: в «Шуршащей тишине» собственного творчества «Странными стихами» актер смотрится в «Зеркало», делая «Вдох» и «Выдох», пишет «Книгу книг», пытаясь понять «Что есть истина?».
Цикл «Зеркало», завершающий книгу, — мозаика литературных миниатюр-наблюдений Петра в его актерской жизни. Это уже так называемое взрослое время, но как по-детски искренен Миронов в этих взрослых рассказах! Как неожиданно интересны ракурсы взглядов автора на театральную профессию, на служение музам, на творческие личности, такие, как актриса Любовь Шах, привившая ему любовь к искусству, режиссер Эдуард Митницкий, педагог ГИТИСа Владислав Левертов, Ада Роговцева, Жан-Луи Барро, Иннокентий Смоктуновский, игра которого заставила осознать, что «на сцене играются не слова, а тема», Фаина Раневская, Егор Тусузов, коллеги из Тверского театра. И как колоритны его актерские байки, обязательная часть творческой профессии!
Попав в фокус «преломленных лучей» творчества Петра Миронова, то ли увидев его на сцене, то ли углубившись в лабиринты его литературы, вы увереннее посмотрите в неизвестность загадочного завтра.