Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

24 мгновения

Гала-концертом завершил свой сезон Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества
4 августа, 2006 - 19:34
ФРАГМЕНТЫ ИЗ БАЛЕТА «МАЙСКАЯ НОЧЬ» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

ТРИ НОВИНКИ В АФИШЕ

За год здесь состоялись три премьеры, которые стали настоящими украшениями репертуара театра. «Парижское веселье» Жака Оффенбаха в хореографии Валерия Ковтуна (легкий, веселый спектакль стал одной из последних работ мастера хореографии, который безвременно ушел из жизни) обновил Сергей Бондур, исполнив вместе с Ириной Гордийчук одну из двух главных партий, посвятил эту работу памяти выдающегося балетмейстера. Большой резонанс публики вызвала опера современного российского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды». В ней есть элементы мюзикла, очень красивые танцевальные номера, а вообще этот спектакль дал пространство для самовыражения солистов- вокалистов, хора, балета, оркестра. Если посмотреть на афишу, то последняя премьера сезона — «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Виктора Литвинова приобрела широкую огласку у почитателей балета.

Этот сезон был насыщен творческими событиями. На базе театра прошел Фестиваль искусств «Сергей Бондур приглашает», который представил выдающихся мастеров Украины, Беларуси и Японии. Программа феста предложила не только концерт, где наряду с классикой была представлена современная хореография. В рамках фестиваля прошли балеты «Напиток желаний» в хореографии Сергея Бондура и Алексея Буска. «SOUL-B» Константина Томильченко и «Ромео и Джульетта» на музыку Петра Чайковского в постановке Раду Поклитару...

В репертуаре Муниципальной оперы многие названия знакомят зрителей с шедеврами мировой оперно-балетной классики, приглашают в изысканный мир вокально-симфонической музыки. В целом в афишах театра более 50 названий, среди которых такие широкоизвестные, как, например, «Риголетто», «Ромео и Джульетта», «Иоланта», «Жизель», и малоизвестные «Ловушка для ведьмы» И. Щербакова, «Майска ночь» Е. Станковича, «Маугли» А. Градского, «Тележка папы Жюнье» на музыку Р. Штрауса. На этой сцене можно услышать самые сложные симфонические и вокально-симфонические произведения... Исполнением «Стабат Матер» Дж. Россини почтили память выдающегося хормейстера Михаила Кречко (одного из основателей театра, в честь 80-летия со дня его рождения). А «Реквием» Моцарта, который прозвучал в июле, стал посвящением Николаю Мерзликину — главному режиссеру театра, который не дожил до своего 70-летия...

С этого сезона театр носит название «Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества» и это стало логичным признанием факта высокого творческого уровня работы коллектива с молодежью. Здесь стало доброй традицией проводить посвящения в зрители в начале сезона. Очень интересные зрительские конференции проводит кандидат педагогических наук Оксана Комаровская. Резонанс у публики вызвала встреча после спектакля «Барышня и хулиган» при участии хореографа В. Литвинова и дирижера А. Бойченко. Дети ставили вопросы, комментировали то, что видели, а наиболее активные получили «билет талантливого зрителя»... Кстати, недавно в издательстве Академии педагогических наук и Института проблем воспитания вышла книга О. Комаровской «Театр і школа: виховують однодумці», в которой автор обобщила собственный многолетний опыт работы по подготовке детей к общению с театром...

ГАСТРОЛИ

Как говорят в дирекции, с каждым годом расширяются рамки международной деятельности Муниципальной оперы. Балетная труппа с большим успехом показывала «Лебединое озеро» зрителям Испании и Португалии. А в декабре прошел тур по Германии. Одобрительные отзывы получили спектакли: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Шопениана», «Болеро» и «Кармен-сюита». В Японии коллектив представил «Жизель» и «Щелкунчика». Поклонники балетного искусства во многих городах Франции аплодировали кордебалету театра и солистам Национальной оперы Анне Дорош, Максиму Чепику, Татьяне Боровик и Артему Дацишину. «Жизель» в версии киевлян с большим успехом была показана в самом престижном зале Мексики «Паласио де Беллас Артес»... Оркестр театра и дирижер М. Мороз представляли программу из произведений И. Штрауса, П. Чайковского в Испании, а после этого в Англии под управлением О. Баклана вместе с балетом Донецкого оперного театра исполняли «Золушку», «Щелкунчика» и «Лебединое озеро»...

Более десяти лет продолжается сотрудничество Муниципальной оперы со Словенской национальной оперой (г. Марибор). В этом сезоне на ее сцене было поставлено «Лебединое озеро» дирижером Бакланом и балетмейстером Литвиновым. Солистка оперы Виктория Ченская, обладательница яркого, драматически наполненного сопрано, пела Норму в одноименной опере В. Беллини.

Киевляне принимали участие в международных и региональных конкурсах, где получили высокие награды. Например, тенор Александр Стрюк стал обладателем III премии на Конкурсе оперных певцов в Санкт-Петербурге, и I премии на Международном конкурсе вокально-фортепианных дуэтов «Три века русского романса». В творческом соревновании «Искусство ХХI века» (Ворзель) гран-при завоевывала сопрано Тамара Ходакова, а 3 премию получил бас Роман Смоляр. Но самую громкую победу на международной конкурсной арене одержала Елена Гребенюк — видеоклип исполняемой ею арии Маргариты из оперы А. Бойто «Мефистофель» получил гран-при I международного фестиваля EURO- VIDEO (Албания). Кстати, этот клип снят на материале эксцентрического спектакля Раду Поклитару «Силы судьбы», который был показан на сцене Национальной оперы Украины в марте этого года...

ГОГОЛЕВСКИЕ ГЕРОИ «РАЗГОВАРИВАЮТ» НА ЯЗЫКЕ БАЛЕТА

Театр завершил сезон балетом Евгения Станковича «Майская ночь» в постановке Аллы Рубиной. Это представление считается одним из лучших работ хореографа. В балете гармонично объединяются классический гоголевский сюжет, тонко передаются все оттенки остроумного юмора, прекрасная музыка по-современному колоритна. Здесь есть украинский фольклор, а язык танца образно рассказывает историю очаровательной украинской ночи... Яркие декорации Марии Левитской служат прекрасным фоном для причудливой истории о просыпающейся природе, о русалках и Барышне, о колдовстве, праздности и о любви... В балете есть романтические, с элементами классики, дуэты Левка с Галей, с Барышней в блестящем исполнении Александра Душакова, Ольги Бондур и Марины Воробей. Острохарактерные, смешные, сногсшибательные номера Головы и Писаря (Андрей Вдовиченко, Константин Зубач) и Каленика и Пляшки (Александр Билоскурский, Ирина Савченко)... А всем «оркестром» руководит сам Николай Гоголь (Юрий Кузьминов), к которому герои сначала относятся с трусливым уважением, а когда фантазии автора заходят слишком далеко, то вмешиваются в его творческий процесс... Этот спектакль — прекрасный пример воплощения национальной тематики со всеми ее красками.

Завершающим аккордом сезона стал гала-концерт коллектива. Вечер начался увертюрой и сценой «Лагерь» из балета «Спартак». Главную партию вождя восставших рабов впервые исполнял Константин Зубач. Этот танцовщик — мастер характерного танца, но он уверенно показал себя в классически-героическом амплуа. Очень тепло воспринимала публика дуэт Одарки и Карася, который артистически исполнили Любовь Канюка и Анатолий Крупеня. Изысканное и серебристое пение продемонстрировала лауреат конкурса им. Бориса Гмыри Наталья Пелых (партия Венеры из оперы Н. Лысенко «Энеида»). Острого драматизма прибавили концертной программе Виктория Ченская, блестяще исполнив арию Виолетты из «Травиаты» и Елена Гребенюк с Виталием Жмуденко (дуэт Элеоноры и графа ди Луна из оперы «Трубадур»). Инна Черная и Александр Душаков в «Кармен-сюите» выплеснули страстность и острую характерность современной хореографии Альберто Алонсо. «Блестящий дивертисмент» в постановке Валерия Ковтуна, название которого вполне отвечало виртуозному исполнению солистами Ириной Гордийчук, Константином Виновым, Константином Зубачем, Ольгой Бондур и Чияки Сано. Овациями приветствовали зрители трио теноров и баритонов. Песенку Герцога из оперы «Риголетто» задорно спели Анатолий Гурин, Дмитрий Иванченко и Александр Монастырский, а в ариозо Роберта из оперы «Иоланта» Виталий Жмуденко, Михаил Нагорный и Александр Стрюк состязались во взволнованности и возвышенности в плане достоинств «своей Матильды». Настоящей жемчужиной концерта стал хор под управлением Анжелы Масленниковой, а «Историей Кая и Герды» в исполнении хористов завершился этот концерт и сезон. А после отпуска коллектив опять приглашает в гости. Театр готовится к юбилею — своему 25-летию.

Лариса ТАРАСЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ