Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

35 жемчужин искусства Азии

В Киеве представлен совместный проект музейщиков и реставраторов
21 октября, 2016 - 11:59
«МАЛЬЧИК С КОТОМ И РЫБОЙ» — НОВОГОДНЯЯ ПЕЧАТНАЯ КАРТИНА «НЯНЬХУА», КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВВ. ТИПОГРАФИЯ МАСТЕРА ЮН ХВЕЙХЕ, КИТАЙ, КСИЛОГРАФИЯ, РАСПИСАННАЯ ОТ РУКИ

В Музее Ханенко открылась выставка «Живопись и графика Азии», проходящая  в рамках «Ars longa: реставраторы и реставрация».  Этот долгосрочный проект является совместной творческой акцией Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко и Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины, который  показывает киевлянам и гостям нашей столицы огромную роль украинских реставраторов не только в сохранении, но и в  воccтановлении уникальной коллекции мирового искусства Музея Ханенко. А известный латинский афоризм Ars longa, vita brevis («Жизнь коротка, искусство вечно») наилучшим образом выражает содержание и цель сотрудничества музейщиков и специалистов-рестовраторов, которые даже вопреки неумолимому действию времени сумели сохранить и сейчас представляют бесценные культурные сокровища. Первый вернисаж  проекта представляет  отреставрированные произведения живописи и графики  стран Азии.

— На нашей выставке представлены 35 жемчужин  искусства Азии, среди которых — гравюры всемирно известных японских мастеров Хокусая и Хиросиге, произведения китайской живописи XVIII—XIX веков и иранской миниатюры XVII в., — подчеркнула  куратор выставки Галина БИЛЕНКО. — Китайские народные картинки няньхуа, предвещавшие счастье на Новый год, по традиции ежегодно сжигались, а потому их образцы XIX в. являются сегодня очень  редкими. Чрезвычайно сложной была работа реставраторов по восстановлению китайской настольной ширмы XIX в. с изображением даосских божеств. Это касается и буддийских икон танка — учитывая особенности техники исполнения, их воccтановление стало серьезным вызовом для современных реставраторов.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВУХ АКТЕРОВ В КОСТЮМАХ ВОЕННЫХ СВЯЗАНО С «РОМАНОМ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ» — ЛИТЕРАТУРНЫМ ШЕДЕВРОМ XIV В., АДАПТИРОВАННЫМ ДЛЯ ПЕКИНСКОЙ ОПЕРЫ (НОВОГОДНЯЯ ПЕЧАТНАЯ КАРТИНА «НЯНЬХУА», КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВВ.), КИТАЙ, КСИЛОГРАФИЯ, РАСПИСАННАЯ ОТ РУКИ

Заинтересует посетителей творчество Кацушики Хокусая (1760—1849 гг.) — японский художник и иллюстратор, мастер укие-э. Один из самых известных художников домодерного японского искусства.

На своем веку Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов. В 1814 году Хокусай создал первую серию работ, которую он назвал «манга». С тех пор это название используется для обозначения японских комиксов.

На Западе Хокусай известен прежде всего картиной «Под волной Канагавского моря».  «Манга» («Веселые картинки Хокусая») — одна из главных работ в творческом наследии художника, созданная им в зените славы. Она имеет большой объем и сложность, чрезвычайно богата материалом, «Манга» — отражение взглядов Хокусая на творчество, его философию, раскрывает секреты мастерства. «Манга» имеет ценность не только как веха в жизни Хокусая, но и как бесценный источник информации о культуре и искусстве Японии эпохи позднего феодализма. «Мангу» Хокусая часто называют «Энциклопедией японского народа».

«ГЕЙША В СОПРОВОЖДЕНИИ ТРЕХ СЛУЖАНОК». ЦВЕТНАЯ КСИЛОГРАФИЯ ТОРИИ КИЙОНАГА (1752—1815 ГГ.), ЯПОНИЯ

Хокусай, как и японское искусство в целом, оказал существенное влияние на европейское искусство XIX века: ар-нуво (югендстиль) и французский импрессионизм. В характерных для югендстиля напряженных и извилистых линиях, названных критикой «ударом кнута» (нем. Peitschenhieb) заметно влияние мотивов Хокусая. Тематика гравюр Хокусая присутствует в работах Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.

Не оставят безразличными зрителей  и работы Андо Хиросиге (1797—1858 гг.) — японского графика (имел артистический псевдоним  Хиросиге Утагава), представителя школы Укие-э. В его творческой наработке многочисленные серии цветных пейзажных гравюр на дереве: «10 видов Восточной столицы» (т. Е. Токио), 1827; «53 станции дороги Токайдо», 1833—1834; «Более 60 видов провинций», 1853—1856; «36 видов горы Фудзи», 1854—1858; «100 видов Эдо», 1856—1858 и др. Для передачи пространства график  часто изображал на первом плане резко выступающую деталь, мягко трактуя при этом далекие планы; применял также линейную перспективу. Пейзажи Хиросиге отмечены изысканным лиризмом образов, обычно включают в себя изображения людей, погруженных в свои повседневные дела. Искусство  мастера оказало большое влияние на европейский пейзаж периода импрессионизма и постимпрессионизма.

Выставка будет демонстрироваться до 25 декабря.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День». Иллюстрации предоставлены Музеем Ханенко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ