Давно ли вы держали в руках куклу? То-то и оно. Прошу прощения, вы же взрослые! Куклы остались в детстве или принадлежат сегодня вашим потомкам. А ведь есть в Украине серьезные, почтенные взрослые люди, которые посвятили себя именно куклам, в частности кукольному театру. Недавно они организовали и отпраздновали в столице Украины, в сказочном доме Киевского академического театра кукол свой V Международный фестиваль при участии кукольников из Польши (Лодзь), Сербии (Земун), Беларуси (Брест), а также Украины: из Черкасс, Ужгорода, Полтавы, Ровно, Киева (Марионетки, Городской театр кукол и Университет им. И. Карпенко-Карого).
Своеобразным украшением фестиваля стали спектакли Донецкого областного театра кукол — «Ночь на Ивана Купала» Я. Стельмаха по Н. Гоголю и «Лисичка, Котик и Петушок» А. Олеся. Состоялся своеобразный творческий отчет самого старого в Украине кукольного театра перед столичным зрителем и творческой общественностью. Его успешность подтвердила высокий профессиональный уровень коллектива, и только что (в октябре) Правительство присвоило театру статус «Академического». К своему 75-летию в декабре следующего года театр идет с достойным современным творческим багажом. В его репертуаре произведения высшего литературного сорта: Г.Х. Андерсен и А. Пушкин, Е. Шварц и Н. Гумилев, К. Чуковский, Ю. Чеповецкий, В. Нестайко и другие. Безукоризненная литературная основа будущего спектакля — одна из стратегических черт Донецких кукольников.
Художественную стратегию этого театра разрабатывают в творческом партнерстве и взаимопонимании руководители театра — директор-художественный руководитель, заслуженный работник культуры Украины, доцент Донецкой музыкальной академии им. С. Прокофьева Виктор Стариков и главный режиссер Анатолий Поляк, заслуженный артист Украины, лауреат премий им. Леси Украинки и Н. Садовского. Литературной частью театра заведует профессиональная писательница Светлана Куролех.
А живется кукольникам в огромном мегаполисе русифицированного Донецка очень непросто. Привезти детвору на спектакль из других районов города — проблема. И тогда кукольники сами едут к своему маленькому зрителю, не снижая художественного уровня таких встреч. Спектакли на украинском языке слишком часто отвергаются и родителями, и даже учителями средних школ (!) — и тогда кукольники берутся за Гоголя и Олеся. Впереди, наверное, «Энеида».
Когда-то театр вселился в неудобное помещение бывшего кинотеатра. Зал здесь огромный, широкий, маленькие куклы с большого расстояния воспринимаются не самым лучшим образом, дети, соответственно, на задних рядах шумят. И тогда театр обращается и к педагогической работе со зрителями и их воспитателями, и к радиоусилению, и — главное! — к созданию проекта перестройки сооружения. Проект уже готов и согласован на всех уровнях, кроме... вы угадали, кроме финансового. Денег на культуру не хватает даже в регионе, который кичится своим богатством на всю Украину. Будем надеяться, что Донецкий областной театр кукол, получив давно заслуженное звание Академического, дождется, что государство, чтобы не было стыдно, все же откроет для перестройки кошелек вместе с теми богатыми новыми украинцами, которые для собственных детей не пожалеют немного копеек с нулями...
А творческий уровень спектаклей донецких кукольников и правда высокий. Актеры — по большей части Харьковского и Днепропетровского профессионального образования — виртуозно и выразительно водят кукол, создают яркие интонационные характеристики героев, лишенные того фальшивого писка и визга, который часто, к сожалению, отбивает всякую охоту смотреть кукольные спектакли в некоторых других театрах. Актерская труппа бережет славные традиции своих предшественников, в частности в театре введена собственная, внутренняя премия имени Бориса Смирнова, творческого лидера коллектива с 1971 по 1999 годы, сегодня, к сожалению, покойного. Донецкие актеры-кукольники не страдают комплексом недостаточной публичности — в театре нет спектаклей так называемого живого плана, когда здоровенная фигура человека появляется на публике, чтобы пообщаться с маленькими куклами и детворой. Тогда исчезает магия игры с куклами и в кукол, считает режиссер Анатолий Поляк. В его театре господствует, царствует, властвует Ее Величество Кукла.
А кукол в Донецком театре создает главный художник Анатолий Павлик и его искусная команда. Можно сказать, что общий стиль этих кукол — лирично-иронический. И у Петушка гребешок «ирокезом», и у Котика соломенная шляпа набекрень, и у рыжего Панька борода лопатой, и гоголевские «ужасы» смешные — огромная голова Басаврюка лихо и вовсе не страшно летает по черному пространству. Зато какие здесь на Ивана Купала девушки — все разные, но все красавицы, стройные, осанистые, пускают свои веночки на воду и красиво поют и хороводят.
Миниатюрное пространство за удачно украшенной ширмой кукольного театра режиссер и художник умудряются не только расширить, но и придать ему необыкновенную перспективу. Скажем, в сказке А. Олеся крышей дома Лисички является земля с травкой, потому что это нора. Котик наверху своей скрипочкой выманивает из-под земли все лисье семейство, чтобы по очереди поймать каждого в мешок и вытурить злодеев куда-нибудь подальше отсюда. А в норе поселилась мышка, и счастливые Котик с Петушком пошли по дороге вглубь пространства (это два метра в ширину!), в дальний путь домой, и постепенно их фигурки сокращаются, исчезая за «холмом» ширмы. Да и в пространстве гоголевской фантазии встречаем и принцип симультанности (одновременности места действия в поле зрения зрителя), и убедительность течения речки, и полеты героев в звездно-лунном небе. Такие пространственные эффекты не часто встретишь в кукольном театре.
Радует музыкальная основа донецких спектаклей. Она мелодичная, песня Котика просто запоминается, украинские музыкальные интонации украшают драматическое действие. Полтавский композитор Василий Якубович, автор оригинальной музыки к донецким спектаклям, учитывает не только характер драматургического материала и режиссерскую стилистику, но и специфику кукольного театра. А еще донецкие «куклы» прекрасно поют и грациозно танцуют (балетмейстер Александр Касьяненко).
Донецкие кукольники не замыкаются сами на себе. Здесь ставили спектакли режиссеры и художники из других театров, в частности народный артист Украины Сергей Ефремов (Киев), заслуженный деятель искусств Украины Борис Азаров (Симферополь), известный в Украине творческий тандем Валерий Бугаев (сейчас в России) и Виктор Никитин из Днепропетровска. Театр принимал участие во многих Международных фестивалях и гастролировал в Сербии, Боснии, Герцеговине, Молдове, Беларуси, Бельгии...
...Когда-то довелось мне взять в руки тростевую (на палочках) куклу восточной красавицы. И когда она по моей воле стала двигаться, осматриваться вокруг, здороваться с присутствующими, меня вдруг не стало, была только Она — Принцесса Кукла. Она вела меня, куда хотела, делала то, что ей заблагорассудится, и когда я, порядочно этим напугавшись, оставила ее в кресле, она проводила меня грустным укоризненным взглядом. Хотите верьте, хотите нет.
А я верю и знаю, что искусство театра кукол немного мистическое. Его персонажи в отсутствие людей живут собственной жизнью — не зря же написана не совсем детская сказка о театре Карабаса Барабаса, Мальвине, Пьеро и Буратино. Его возможности безграничны, как человеческое воображение, его содержание всегда философское, потому что даже сказочка — это притча. А еще действующая кукла отстраняет от бытовой реальности, открывая таким образом пространство для размышлений, обобщений и романтики. И донецкие, ныне академические кукольники-юбиляры этому верно и высоко служат.