В украинской дискографии есть альбомы, которые стали своеобразными артефактами, «лакмусовыми бумажками» времени. В нашей стране рок-сцена оказалась массово популярной во второй половине 80-х. Особенно после триумфального шествия, а точнее — концертов «Червоной руты». На Олимпе зрительских симпатий оказались Вика Врадий, группы «Брати Гадюкіни», «В.В.», «Зимний сад» и другие. Эпохальное время общественных перемен на волне национального возрождения не могло не дать Украине новых героев и революционных альбомов-символов перемен, ставших впоследствии классикой жанра.
ТОТАЛЬНЫЙ СТЕБ, ИЛИ ЭСТЕТИКА «АНТИГЕРОЕВ»
Как-то попала в руки кассета «Братів Гадюкіних» с первым альбомом «Всьо чотко». Это был 1989 год — в стране начиналась «гадюкиномания», а их альбом представлял собой портрет эпохи перемен сквозь призму неповторимого юмора и сарказма. Именно поэтому «Всьо чотко» — в категории «классика жанра».
По состоянию на 1988 год одной из самых популярных была песня «В.В.» под названием «Танці». Одноименный кассетный альбом в 1989-м издала киевская студия «Фонограф». Кассета уже содержала главные «вэвэшные» хиты: «Політ-рок», «Гей, любо», «Були деньки», «Товариш майор», «Полонина», «Махатма». В 1991-м на диске вышел альбом «Або-або», записанный на фестивале во Франции на бытовую кассету, содержавший еще одну порцию вечнозеленых хитов — «Зв’язок», «Червоні коні», «Я підійду», «Веселковий твіст». С точки зрения драйва, экспрессии и свежих идей там было все, чем «В.В.» славится до сих пор. Как-то сложилось само собой, что те памятные записи активно распространялись по стране и началась настоящая «вэвэмания». Но, учитывая, что ранние альбомы «В.В.» были плохого качества записи, вид эталонной работы группы имеет альбом 1997 года «Музыка» с бесспорными хитами «Весна», «Музика», «Гармонія», «Глибина», «Горіла сосна» и др.
Было время, когда «Гадюкіних» воспринимали как ответ Львова на панковскую экспансию «В.В.». Музыкально «Гадюкіни» представляли собой необычайную смесь блюза, рока и гуцульского фолка. Но если Олег Скрипка эксплуатировал суржик киевских пригородов и выглядел как типичный люмпен-разбойник, то Сергей Кузьминский излучал образ этакого умеренного «рогуля». Оба вывели на сцену «антигероя», а на самом деле — мальчика из народа, который является ни плохим, ни хорошим, а таким, какой он есть — самим собой. Оба превратили уличный сленг и грубость в эстетику тотального стеба, чем и отличался андеграунд — литературный и музыкальный — той бурной эпохи.
Вспомним нашу аутентичную «панк-королеву» Вику Врадий, которая получила в 1988-м Гран-при международного фестиваля «Мисс-Рок», легализовала на сцене образ пэтэушницы, а сотрудничество с басистом и аранжировщиком Владимиром Бебешко привело к появлению ее трех студийных альбомов. Впрочем, наиболее знаковым следует считать дебютный релиз «По цимбалах». Ведь главные ее хиты — это «Тинди-ринди», «Український рок-н-рол», «Шахтарське бугі», «Не треба, Стьопа», «Мамо, але я дурна», «Ганьба».
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК, «БЕЛАЯ ВОРОНА» И УКРАИНСКАЯ ЭКЗОТИКА
Другие культовые герои рок-андеграунда 80-х — начала 90-х — киевская группа «Коллежский асессор», оставившая в зрительской памяти совокупный химерно-фантастический образ. У этой группы необыкновенным было все — от причудливых звуковых конструкций и текстового хулиганства — до чудных шмоток, почерпнутых из разных эпох. Неизменно они вызывали шквал абсолютно противоположных эмоций: фронтмену и вокалисту Василию Гайденко удавалось затрагивать такие сокровенные струны душ, куда не могли добраться другие «ловцы душ от рок-н-ролла». Изначально, то есть с середины 80-х, «асессоры» шли в авангарде альтернативного течения и всегда выглядели «белой вороной» на фоне коллег, вызывали у публики культурный шок. Экспериментальные опусы Гайденко звучали в пределах от сюрреалистического арт-рока до пост-панковской психоделии. С точки зрения музыкально-образного мышления и сосредоточения новаций «асессоры» не знали себе равных. «Крепдешин машин», «Цар звірів — бидло», «Друга симфонія», «Військова музика», «Фея у блакитному», «Немає концепції» и другие знаковые вещи можно найти на сборнике «Коллежский асессор», изданном независимым лейблом «М. Гоголь» в 2001-м.
Сегодня Василий Гайденко пишет музыку для театральных спектаклей, но для почитателей группа остается ярким образцом киевского рок-андеграунда 80-х. Среди команд «поискового крыла» заметный след оставил «Біокорд». Это инструментально-гитарная музыка с элементами психоделии высочайшего качества. Генератор идей — дипломированный архитектор Николай Быков с абсолютно нестандартным композиторским мышлением. Активный период творчества — первая половина 90-х, когда мир увидели «самопально» сделанные четыре инструментальных альбома и один — великолепно изданный «Караваном CD» в 1995-м альбом «Високі Небеса». Именно этот альбом можно считать эталонным в дискографии группы, поскольку он наиболее совершенный и взвешенный. «Хмари», «ДДД», «Сутінки», «Хвиля за хвилею», «Агресія», «Дистанція», «Високе небо» — вот классические композиции группы, которые вполне актуально звучат и сегодня. Интересно, что многочисленные радиостанции до сих пор активно используют музыку «Біокорд» в качестве аудиозаставок к разнообразным передачам, ведь атмосферно-настроенческие медитативные композиции Николая Быкова подходят для этого как нельзя лучше. Кстати, в составе группы были музыканты экстракласса — виртуозный скрипач Сергей Охримчук и барабанщик Стас Иванов, которые и сегодня плодотворно работают в различных проектах.
Яркой индивидуальностью на ниве электронных экспериментов запомнилась «Фоа-Хока» — черниговско-киевский проект. Это эдакий экзотический фрукт, что-то наподобие фейхоа, в то же время — наиболее экзотический фрукт украинской независимой сцены. Дмитрий Куровский, Иван Москаленко и Владислав Дихтяренко использовали ритмические, шумовые и мелодичные «лупы» в сочетании с живыми инструментами и мелодекламацией. Было всего понемногу: горстка психоделики, техно, фолка плюс мелодекламации. Два альбома — «Музика без Хазяїна» и «Не-відомість» вышли в начале 90-х в Польше на известном лейбле «Кока-рекордз». Характерным для «Фоа-Хоки» является также отечественный релиз 2002 года под названием «Індпошив». Этот диск, по сути, является нигилистско-стебным реквиемом по потребительскому обществу. Если существует в искусстве эстетика абсурда, то как раз «Фоа-Хока» — яркий образец этой эстетики на современной рок-сцене.
ЛИТЕРАТУРНО-ЗААНГАЖИРОВАННЫЙ РОК ДЛЯ УМНЫХ
С веселых башлабайских капустников выросла наиболее литературно ангажированная и мобильная формация «Мертвий Півень» из Львова. Роман Чайка, Михаил Барбара и компания имеют немалую дискографию, но наибольшую концентрацию «жемчужин» содержит альбом 98 года «Шабадабада». Именно этот релиз наиболее полно представляет слушателю пеструю и ироничную «пивневскую» эстетику. Вспомним «Поцілунок», «Гобелен», «Холодно», «Бютіфул Капати», «Літо буде».... Как никто другой, «пивни» популяризировали творчество поэтической группировки «БУ-БА-БУ» — Андруховича, Неборака, Ирванца. Они всегда были этаким живым мостиком между рок-тусовкой и литературной богемой. Блестящие совместные работы «пивнив» с Виктором Морозовым в альбоме «Афродізіаки» и с Юрием Андруховичем в альбомах «Пісні для Мертвого Півня» и «Кримінальні сонети» закрепили за группой репутацию наиболее литературно ангажированной компании.
С изысканным поэтическим словом всегда «водили дружбу» Тарас Чубай и «Плач Єремії». Большая часть песен «плачей» была инспирирована поэтическим наследием отца Тараса — диссидента-шестидесятника Григория Чубая, и поэзией Константина Москальца. В 1998-м увидел свет сборник «Добре». Это — компиляция из трех предыдущих альбомов «Най буде все як є», «Двері, котрі насправді Є» и «Хата моя». Все 15 треков — это и есть золотой фонд группы, которые смело можно причислить к национальной рок-сокровищнице. «Вона», «Грифон», «Коридор», «Світло і сповідь», «Срібне поле», «Коли до губ твоїх», «Каламутна вода» и многие другие являются яркими образцами рок-мейнстрима. Все шансы попасть в виртуальный пантеон имеют три сольных проекта Чубая: «Наше Різдво», «Наш Івасюк» и «Наші партизани». Как никто другой, Тарас Чубай предложил фантастические интерпретации народного и авторского материала. И эти диски были хитами продаж в Украине.
К интеллектуальному крылу литературно ангажированных групп можно добавить «Королівських зайців» из Львова, эталонным для которых является диск «Казки королівства А-Мазох», в котором вокалистка Леся Герасимчук чудесно воплотила поэзии Леси Украинки, Лины Костенко, Павла Тычины и Беранже в жанре, который сама Леся определила как «альтернативный романс». Еще один несомненный эталон качества — альбом «Жовта кульбаба» от группы «Тельнюк Сестри», которая успешно работает в сложной стилистике «нью-эйдж» и делает это чрезвычайно тонко и качественно. Они всегда работали с поэзией отца — Станислава Тельнюка, стихотворениями Стуса, Ивана Козаченко. «Жовта кульбаба» — это первый релиз, где они познакомили публику с собственными — да еще какими! — песенными шедеврами. Это — интеллектуальный рок с женским лицом для духовно зрелых людей.
Постоянно действующим эгрегором текучести традиций на эстраде, личным другом и партнером очень многих музыкантов из разных поколений был и остается Виктор Морозов (львовский певец, музыкант, литератор, переводчик. В прошлом — лидер ансамбля «Арника», руководитель театра «Не журись»). Группа «Четвертий кут» была создана в начале 90-х. Играли комфортную музыку душевного покоя на грани стилей нью-эйдж и романса. Второй альбом Морозова и «Кута» полностью состоял из песен литератора и барда Константина Москальца. Особый шарм ощущается в его песнях — незатасканность тем, оригинальность метафорического ряда, эксклюзив во всем. Творческий альянс «Морозов-Москалец» получил недавно свое продолжение в виде роскошного альбома «Армія Світла».
КТО ВЫ, РОК-ПОЭТЫ?
Среди групп, ориентирующихся на собственную авторскую поэзию, влиятельными были «Небесна копалина», «Рутенія», «Вася-Клаб», «Мандри» и «Вій». Самобытные треки лидер-вокалиста и гитариста «Небесної копалини» Юрия Польченко сосредоточены как раз не в первом релизе, как это обычно бывает, а в последнем — «Сплять янголи». Песни «Час іде крізь нас», «Чекай», «Сплять янголи», «Моя люба», «Злітай», «Срібний день» — эти песни собрали вокруг группы любителей интеллектуального дискурса в поэзии. «Сплять янголи» был лучшим, но, к сожалению, последним релизом киевской формации «Небесна копалина». Урбанистический фольклор неистово-талантливого поэта-актера-певца Василия Гончарского воплощен в трех студийных альбомах его группы «Вася Клаб». Уже в определенной мере хрестоматийным является первый диск группы «Хапан». Для любителей творчества Василия и компании — это классика чистой воды. «Не пускай дівча гуляти», «Чорна гора», «Дон Хуан», «Шіді-Ріді», «Хей, Джо» и другие песни уже давно пошли «гулять в народ».
Первый диск «Мандрів» «Романсеро про ніжну королеву» также остается своеобразным Эверестом для Сергея (Фомы) Фоменко и компании, где в полную силу он раскрывается как поэт-романтик и как стилист сугубо народного мелоса, который удачно приспосабливает к современным нуждам урбанизованного слушателя. Такие песни, как «Дочка мельника», «Ряба кобила», «Картата сорочка», «Старий шинок», «Човен», «Різдвяна ніч», сегодня воспринимаются как совершенно хрестоматийные для своего жанра.
Как нетривиальный поэт киевского студенческого андеграунда 80-х предстает сегодня Анатолий Сухой в альбоме «Десять років по тому», который частично подытоживает деятельность группы «Рутенія». «Рожеве місто», «Круки», «Політ під крилом кондора», «Колискова», «Ніч пурпурових вогнів» — уникальные образцы поэзии студенческого сопротивления начала 90-х. Среди других поэтов лидера группы «Вій» Дмитрия Доброго Вечера отличают глубоко-мистическое мировоззрение и своеобразная харизма. Что касается «Вія», группа уже давно заняла достойное место в украинском «Рок-пантеоне». Образцовым с точки зрения высокой концентрации идей и образов остается альбом «Чорна рілля», который уже несколько раз успешно переиздавался. Фундаментальные вещи — «Політ коршака», «Змія», «Очі відьми», «Різдвяна балада», «Туман», «Між небом та землею».
Несколько иного склада поэт-нонконформист Андрей Кузьменко обогатил отечественную рок-сцену целым арсеналом поэтических находок, которые находим преимущественно в ранних альбомах группы «Скрябин» — «Мова риб», «Казки», «Птахи», «Хробак». Лукавый адепт галицкого сленга, Кузьма обогатил сокровищницу рок-поэзии сотнями колоритных «перлов». Два десятка альбомов за 19 лет существования группы — результат реактивной работы Кузьмы и компании. Учитывая длинную, сложную и запутанную эволюцию «Скрябина», следует определить эталонным юбилейный — в честь 15-летия — альбом под названием «Альбом», изданный «Лавиной» в 2004-м.
Особняком, настоящей глыбой стоит в истории украинского рока готик-фолк-индастриел-группа под названием «Кому Вниз». Знаменитый хит на поэзию Шевченко «Суботів» Андрей Середа написал и подарил отцу ко дню рождения еще в 1983-м. С первого исполнения «Суботова» на «Червоной Руте-89» все время эту песню-гимн люди встречали, поднимаясь с мест. Вообще «Кому Вниз» имеют высочайшую концентрацию духовной мощи, самобытности и новаторства во всем, что делают как музыканты, поэты и аранжировщики. До сих пор они занимают особую нишу идейных нонконформистов, где никто не смог удержаться так долго. Они никогда не приспосабливались к существующей в шоу-бизнесе системе координат, а всегда двигались собственным маршрутом. Их «классика и эталон» — альбом «In Kastus» 1996 года.
ЭТНОРОКОВЫЙ ДИСКУРС
Лет восемь или десять назад в Украине возникло и динамично развивается новое музыкальное направление, которое можно условно очертить как «этнофьюжн». Адепты стиля и отцы-основатели — «Гайдамаки», «Перкалаба», «Очеретяний Кіт» и «Бурдон», которые, собственно, максимально выразительно и олицетворяют главные достижения того направления. У них есть много последователей и почитателей, есть немало больших регулярных импрез, популяризирующих эстетику этнорока. Что касается эталонных аудио-релизов — их уже немало, а их количество и качество постоянно растут. По известной логике «первый выстрел — самый громкий», у «Гайдамаков» это, опять-таки, был дебютный аудиорелиз без названия, но с вполне стройной концепцией тотального восстановления вечных, но почти утерянных ценностей. Тогда им удалось привлечь к себе внимание многих, и не только в Украине. Сегодня «Гайдамаки» — самая концертирующая в Европе украинская команда. «Свят Вечір», «Карпатен-ска», «Полісся», «Біла-біла», «Жнива», «А вже років 200» — малая толика «гайдамацкого» арсенала, с которым они успешно продвигаются дома и «за бугром». Ска-панковская разновидность этнодискурса ивано-франковской «Перкалаба» также представлена «первачком» под названием «Гор-р-ри». «Перкалаба» также небезуспешно пролагает свой творческий путь в Европе, а дома является неизменным украшением множества этнозабав. У «Очеретяного Кота» путь был значительно длиннее. Сначала «коты» играли весьма навороченную амбиентно-психоделическую электронику (диск «Манія»), потом исполняли аутентичные коломыйки (диск «Коломийки»), и наконец выдали суперстильный альбом «Мандрівку у Косаківську». Из всех трех выданных на-гора альбомов львовского «Бурдона», где концепция «ворлд-мюзик», то есть смеси этнокультур мира, доминировала изначально, следует особенно отметить последний — «Тайстра Чугайстра»...
Истоки всех современных трендов и тенденций, ярко проявляющих себя в условной плоскости новейшей и очень неоднозначной рок-культуры начала ХХІ века, так или иначе можно найти на дисках их предшественников — сияющих или угасших звезд украинской рок-сцены 80-х—90-х. Правда, иногда срабатывает эффект «дежа вю», а иногда новички приятно удивляют быстро усвоенными уроками, но очень редко удивляют настоящими открытиями и артефактами. Но об этом — в другой раз.