Александра Коваль — имя, которое в издательском деле имеет если не священный, то точно — культовый статус. Ведь именно ее усилиями был основан и проводится уже 12-й год Форум книгоиздателей во Львове — крупнейшая и влиятельнейшая книжная ярмарка в Украине. В этом году ярмарка обрела рекордные масштабы. В ее программе уже насчитывается около 150 мероприятий, а к приезду во Львов готовятся более 40 писателей плюс участники нескольких литературных групп из Харькова, Хмельницкого, Одессы, Запорожья, Днепропетровска, Львова, Киева, победители литературных конкурсов.
В любви к книге объединились 475 участников, среди которых 259 издательств, 68 книготоргующих структур (в том числе частные предприниматели), 50 книжных магазинов, 53 библиотеки, 45 других организаций.
Откроется форум традиционно — 15 сентября во Львовском Национальном академическом театре оперы и балета им. С. Крушельницкой пройдет торжественная церемония открытия и награждения победителей конкурса на лучшее украинское издание «Книга Форума 2005», который наряду с «Книгой года» является наиболее авторитетным книжным конкурсом в Украине. По результатам работы жюри будет определен обладатель Гран-при. 12 лучших книг Форума 2005 и семь книг или периодических изданий, отмеченных специальными знаками отличия жюри. Гран-при и лучшие книги будут определены консенсусом, а не голосованием, то есть будут признавать победителями, если ни один из членов жюри не будет иметь существенных возражений. Кроме того, в каждом отдельном случае будет четко сформулировано, за что именно награждается та или иная книга.
Традиционная площадка Форума — Львовский дворец искусств (ул. Коперника, 17). Однако в этом году — и это также новость именно XII Форума — книжная ярмарка овладеет всем городом. Так, 16 сентября во Львовском театре им. М. Заньковецкой состоится Литературный фестиваль, устроенный по образцу ведущих поэтических фестивалей мира. В литфесте примут участие любимые украинские поэты разных поколений — от «шестидесятников» до самых младших, двадцатилетних. Главное же — впервые за всю свою историю Форум захватит на несколько дней центральную улицу Львова — проспект Свободы. Книжные палатки будут стоять вдоль всей аллеи, которая ведет к Оперному театру.
Отдельная, очень важная часть Форума — конкурс-фестиваль детского чтения «Время читать!» Он является частью Программы пропаганды и поддержки чтения, разработанной Александрой Коваль еще в 2000 году. Программа предусматривает проведение целого комплекса мероприятий, направленных на повышение социальной роли чтения в украинском обществе, престижа и значимости украинской книги. Не дождавшись помощи власти, с 2002 года Форум самостоятельно воплощает часть этой Программы, а именно конкурс и фестиваль детского чтения, опираясь на поддержку школ и библиотек.
Приятно отметить, что «День» уже во второй раз принимает участие во Львовском форуме. 16 сентября в 17.00 в Голубом зале дворца Потоцких состоится презентация книг «День і вічність Джеймса Мейса» и «Апокрифи Клари Гудзик» из серии «Библиотека газеты «День». Эти новые издания, подготовленные в 2005 году, продолжают стратегическую линию газеты на популяризацию исторических знаний и духовного опыта прошлых поколений, что является абсолютно необходимым для становления украинской политической нации.
«День і вічність Джеймса Мейса» содержит публицистическое и научное наследие выдающегося историка и журналиста, многолетнего автора и консультанта «Дня», человека, который открыл миру трагедию украинского Голодомора, а также воспоминания о Джеймсе его близких и друзей. Вторая книга представляет собой своеобразную мозаику исторических и религиеведческих исследований, эссе и статей, которые принадлежат перу известного журналиста нашей газеты — Клары Гудзик.
Итак, вполне логично мы сегодня предлагаем разговор с Александрой Коваль о XII Форуме, о проблемах издательского дела и о книге как предмете бизнеса, образования и наслаждения.
— Пани Александра, как вы стали тем, кем вы стали?
— С раннего детства я не любила делать ничего, кроме чтения книг. Но я даже не представляла, что именно чтение может стать работой, что за то, чтобы читать, можно получать деньги. О высшем гуманитарном образовании речи не было. Дело в том, что у детей из семьи репрессированных было два пути получить образование — идти или в медики, или в инженеры. Медицинский институт меня нисколько не привлекал, и поэтому я стала инженером-механиком.
— Чтению это не помешало?
— Вы же знаете, тогда все инженеры только то и делали, что читали...
— Как вам удалось превратить удовольствие в работу? Когда вы решили стать частным издателем?
— Мой бизнес начался совсем не с книг, а с... дирижаблей. Я познакомилась с очень молодыми людьми, которые мечтали о дирижаблях. И мне так эта мечта понравилась, что мы с ними создали кооператив — кстати, один из первых кооперативов в СССР. Я в этом кооперативе занималась тем, что сейчас назывется рекламой и маркетингом. Кстати, успешно продала на территории бывшего СССР определенное количество привязных аэростатов (к изготовлению дирижаблей тогда так и не дошло). Я бы, наверное, занималась этими дирижаблями и до сих пор, потому что это мне действительно очень нравилось. Хотя я летать боюсь и вообще высоту ненавижу, но сама идея настолько сумасшедшая... — короче, в моем духе. Однако случилось то, что должно было случиться: кооператив распался, мои компаньоны выехали в Америку и делают теперь свои дирижабли там... Очень успешно, кстати. А я осталась без работы, и, заливаясь слезами, думала о своей безрадостной голодной старости... Когда вдруг появился знакомый, который предложил... издать книгу. И, поскольку это также было на грани безумия, я сразу согласилась. Так оно и пошло. Свои первые книги — это была в то время запрещенная «Історія України» для детей, стихотворения Стуса, мы издавали в Харькове, потому что львовские типографии их боялись брать. А во Львове первую, также полуподпольную книгу «Звичаї і обряди українського народу», мы напечатали в типографии МВД.
— А как возникла ваша следующая идея — как вы говорите «на грани безумия» — Форум издателей?
— Это также очень просто. Мне понравилось издавать книги. Вообще, к этому бизнесу — книгоизданию — я также относилась, как к игре: из ничего образовывается книга, огромнейший тираж... Потом эту книгу раскупают, она нужна людям настолько, что они едут за ней на край города, стоят в очереди... А потом это прекратилось: огромный тираж есть, а в очереди уже никто не стоит... Это случилось очень резко и это почувствовали на себе сразу все издательства. Начался хаос и паника. Это совпало с ликвидацией «Укркниги». Это сейчас я понимаю, что «Укркнига» была обречена, а тогда это казалось спланированной диверсией против нас. Как раз тогда появился фонд «Відродження», и я поехала в Киев, чтобы пожаловаться председателю правления МФВ Богдану Кравченко — вот, мол, какие гениальные книги издаем, и что же нам с ними делать?.. А он ответил: «Знаешь, сколько людей ходят сюда с той же проблемой, что и ты? Может, вы соберетесь как-то вместе и будете что-то решать совместно?» Вот так и возникла идея форума. Но тогда это планировалось как одноразовая акция.
— И что же было дальше?
— Представьте себе мое удивление: я себе спокойно живу, занимаюсь своими делами, когда вдруг начинают звонить издатели и спрашивать: «А когда же у нас будет Форум?» Так мы сделали второй Форум. Где-то до пятого я еще не верила, что обречена это делать.
— Пани Александра, вы известны также интересными издательскими проектами: Универсальный словарь-энциклопедия «УСЕ», серия книг «УСЕ для школи», вы издали прекрасного Бруно Шульца... А какие сейчас издательские проекты реализуете?
— Честно? Никакие. К сожалению. Сейчас я работаю только на Форум, т.е. оказываю определенную коммерческую — выставочную — услугу другим издателям. Но что меня утешает: Форум — это не только ярмарка. Это и большой литературный фестиваль, и дискуссионная площадка... Кстати, во всем в мире именно ярмарка — один из наиболее чувствительных индикаторов состояния книжного рынка, к тому же — наиболее мощное маркетинговое средство для любого издателя... Я всех издателей очень люблю. Надеюсь, что и они любят Форум. А чтобы приохотить их приехать в следующем году, мы все время пытаемся что- то совершенствовать, выдумывать. Я вынуждена следить за тем, что им нужно. И до тех пор, пока я буду это знать, все будет хорошо.
— Каковы у вас отношения с властью — прошлой и нынешней?
— Пока что ни одна власть книг не замечает. У меня во всяком случае такое впечатление. Не могу сейчас комментировать, хорошо это или плохо, вообще это отдельная тема — отношения власти и бизнеса, власти и культуры... Но я бы очень хотела, чтобы мы когда-то собрались во всяком случае с министрами тех министерств, которые касаются наших книжных проблем — это министерства образования, культуры и, как на мой взгляд, — Министерство семьи и молодежи — собрались бы и просто поговорили, как они относятся к книгам, считают ли они, что книги должны быть в этой стране, что сделать, чтобы украинцы читали больше, или наоборот, достаточно, по их мнению, и того, что уже есть. Должно ли государство выделять бюджетные средства, а следовательно, — и это вторая сторона государственной поддержки и финансирования — по-социалистическому контролировать рынок? Я бы хотела, чтобы у наших власть имущих была какая-то позиция по этому вопросу. Понимаете, какая-то позиция!
— А с новой властью что-то изменилось?
— Ничего не изменилось в законодательстве, в ситуации социальной, а поэтому и в общей книжной ситуации. Книг должно быть больше, а больше их может быть только тогда, когда люди их начнут читать... Прогресс был и при старой власти. Но — вот в чем мне кажется проблемный момент — с властной поддержкой, которая сводится, как правило, к предоставлению отдельных льгот, не все так просто. Смотрите, когда-то мы добились того, чтобы книжные магазины, помещения которых находятся в коммунальной собственности, получили льготную аренду. Хорошо это? Как будто хорошо. А на практике их здесь же начали из тех помещений выбрасывать всеми правдами и неправдами. Действительно, кто будет заинтересован держать в коммунальной собственности прекрасную недвижимость, которая не дает прибыли? И еще можно приводить очень много примеров. Поэтому я не связываю качественные изменения на книжном рынке с предоставлением льгот.
— То есть вы также из тех людей, которые считают, что главная проблема украинского книгоиздания не в налогах?
— Да.
— Тогда в чем?
— Я много об этом думаю и сказала бы так: наша проблема в том, что люди у нас читают намного меньше, чем в любой развитой стране мира. Почему так произошло — я ответить не могу, для этого нужно проводить специальные исследования — и по социологии, и по психологии чтения. Этими исследованиями у нас никто не занимается. Даже в России это уже делают, а у нас говорят, что это второстепенные вопросы. И если говорить о властной поддержке, то я бы считала, что на сегодняшний день власть должна отмониторить книжную ситуацию в Украине, потому что ни один отдельный издатель и даже отдельный Форум издателей этого сделать не смогут.
— Неужели мы настолько мало читаем?
— Если у нас сейчас в Украине издается от 0,5 до 1 книги на душу населения, — это слишком мало по сравнению с показателями 6—8 в Европе и 12 в США и Японии. Если мы даже обеспечим 10 процентов роста в год, то еще столетие пройдет, пока дойдем до их уровня. Здесь нужно принимать какие-то другие меры. У нас должен быть просто взрыв, читательский бум, революция, которая вызовет качественные и количественные изменения на книжном рынке.
— Как же этого добиться?
— Интересный вопрос. Думаю, что им должны бы заниматься в Институте стратегических исследований и в других аналитических структурах, которые, я надеюсь, разрабатывают хотя бы какую-то стратегию развития украинского государства. Но если такая работа и ведется, то к ней точно не привлекают никого из известных мне экспертов книжного рынка...
— Вы меня поразили характеристикой Украины как государства, которое не читает. Мне казалось, что это едва ли не единственное хорошеее наследие от Советов — ведь СССР был наиболее читающей страной в мире...
— «Наиболее читающий в мире советский народ» — это ни что иное как миф. Объяснить его легко: все книги издавались по государственному заказу огромнейшими тиражами и распространялись также централизовано. Никто на самом деле не интересовался, читают их или нет. Например, не учитывают, что подавляющее большинство тех изданий — так называемая общественно-политическая литература, которую никто в руки не брал. Между прочим, что касается наследия Советов, вы правы — это наследие существует у нас и доныне... Во-первых, еще есть так называемые библиотечные фонды, где зарплата библиотекарей и далее зависит от того, сколько этих томов приходится или на квадратный метр полок, или на количество читателей, да и сами фонды устарели... А другая сторона проблемы — в статистическом учете изданных книг. Он не ведется, как во всех нормальных странах, по реализации (а именно это лучше всего демонстрирует ситуацию на рынке — количество не только изданных, но — что самое главное — проданных книг), а по количеству изданных названий и экземпляров. Но даже по неполными данным 40% того, что издается в Украине, подпадает под эту категорию общественно-политической литературы! Кажется, что действительно выделяются бюджетные средства на издание этой, нужной разве что каким-то политическим силам литературы — но поскольку об этом нет никакой публичной информации, то ничего более конкретного я сказать не могу.
— В книгоиздании был еще один популярный рецепт резкого подъема — освобождение его от НДС...
— Честно вам скажу, что я в определенный момент перестала за этим следить. Освобождение от НДС — прекрасная вещь, но тема настолько затертая, что я не знаю, стоит ли ее касаться. Вот сейчас, смотрите, есть совсем свежая проблема, связанная с ревальвацией гривни. Ведь ревальвация ставит под угрозу украинскую полиграфию. Вообще-то, печатники и издатели являются естественными врагами. Первые считают, что лучше печатать этикетки, потому что это им выгоднее и не так проблематично, как издавать книжки. К тому же у издателей всегда очень много требований и много сантимента к своим книжкам: им нужно, чтобы весь мир их книги любил — это такая профессиональная болезнь. Но и жить друг без друга издатели и полиграфисты также не могут. Так вот, у отечественных полиграфистов цены и так не конкурентны по сравнению с Европой. А если все наши цены в долларах вырастут, это значит, что тогда вообще никакого резона не будет здесь что-то печатать. Это все можно будет сделать намного качественнее и дешевле в той же Словакии, Чехии, Польше, пожалуйста... Я удивляюсь, почему никто над этим не задумывается.
— Пани Александра, а почему все говорят о том, что украинские книгоиздания в плохом состоянии, а в то же время к вам на Форум с каждым годом приезжает все больше издателей?
— Да, издателей все больше, но... Их работа не имеет того общественного признания, которое должна иметь. Они не ощущают, что их продукция востребована обществом. Если в Украине бестселлером считается книга, проданная за год тиражом 3000 экземпляров (а у нас 50-миллионная страна!), то разве это свидетельствует о процветании отрасли? Издатели фактически не имеют тех прибылей, которые позволили бы им спокойно смотреть в завтрашний день. Для западных издателей провал 20% их издательских позиций не является страшным, это норма, потому что они зарабатывают за счет нескольких бестселлеров и могут экспериментировать с остальным ассортиментом. Если бы у нашего издателя провалилось бы 20% позиций, то он бы просто обанкротился. И вот это не позволяет «нашим» рисковать и искать новых авторов.
— Форум — это коммерция или, может, благотворительность?
— Я не считаю, что в бизнесе должен существовать такой термин, как благотворительность. Ярмарка для издательств, бесспорно, является только коммерческим мероприятием. У меня с издателями нормальные отношения, — я предлагаю услугу, за нее платят, получают удовлетворение... Если не удовлетворены — значит, больше не приезжают. Поскольку с каждым годом приезжают все больше и больше, то, насколько я понимаю, наша услуга достаточно качественная. Но с другой стороны, я бы могла набивать себе карманы этими деньгами, но я делаю Фестиваль детского чтения. А это уже абсолютно благотворительная акция, не для какого-то конкретного издателя, а направленная на наше лучшее будущее. Как бы наивно и романтически это не звучало...
— Надеетесь, дети будут больше читать?
— Конечно. Если они начинают больше читать в других странах, почему у нас они должны читать меньше? Надо им просто сказать, что, читая, они могут жить намного лучше и интереснее, чем их родители. Понимаете, конкурс «Лучший читатель-2005» — это чистая игра. Мы хотим только показать, как это интересно и как это классно... А литературный фестиваль, который мы проводим! Также, казалось бы, можно без этого обойтись... Но ведь это весело, приятно... И, снова- таки, всех денег не заработаешь.
— А чем еще отличается этот Форум от предыдущих?
— Это любимый вопрос всех журналистов. Вы знаете, я раньше никак не могла придумать, чем он отличается. Начала анализировать — вот есть, допустим, Франкфуртская ярмарка, Варшавская... До Франкфуртской мы никогда, по-видимому, не дорастем, но уровня Варшавской мы, наверное, уже достигли. А там никогда нет ничего нового. Представляют новые книжки, кое-что меняется в организационной структуре, кое-что в услугах для издателей — не больше. Однако туда толпами приезжают мировые звезды. Им-то очень престижно, интересно, они знают, что там есть публика, которая знает и любит их... Мы должны понять, что в Украину пока мировые звезды просто так не поедут. Потому что мировые бестселлеры здесь едва-едва продаются, а то и вообще не издаются. Знаете, после того, как у нас побывал Пауло Коэльо, меня спрашивают — кто следующий? Конечно, есть мировые звезды, которых знают и здесь — Ден Браун, Харуки Мураками... Но с ними, к сожалению, нужно договариваться за несколько лет заранее, и, кроме того, гонорары за такой приезд очень высокие. А если говорить о менее известных в Украине, но очень известных в своих странах писателей — мы действительно не сможем создать ажиотажа вокруг них, чтобы и они были довольны, и нам была польза... Я решила, что с этой проблемой сейчас не справлюсь, но не похоронила ее, а только отложила до следующего года. А на следующий год у меня такие грандиозные планы, что вы мне даже не поверите, если я вам скажу... Во всяком случае это пока не для печати.
— Жаль, конечно, что не для печати... Но тогда дайте ответ на такой вопрос — что значит, по вашему мнению, хорошая книга?
— Это книга, которую человек с удовольствием читает в какой-то конкретный момент своей жизни. Это не только разная книга у разных людей, но и для одного человека — разная книга в разные моменты его жизненных ситуаций.
— А что для вас важнее — обложка, оформление, текст?...
— Я, по-видимому, нетипичный читатель и издатель, но для меня главное — текст. Не знаю даже, стоит ли мне в этом сознаваться. Конечно, издание должно быть на хорошей бумаге, конечно, я часто обращаю внимание на техническую редакцию... Мне нравится, когда удобно читать, когда колонтитулы такие, что помогают сориентироваться в книге... Но уже если речь идет об оформлении, то я на него практически не обращаю никакого внимания. Но... понимаете, чем собственно прекрасен этот книжный мир? Тем, что каждый в нем прав. Каждый в нем находит то, что он хочет, — и это большое счастье.