Алексея Пантелеймоновича величайший поэт Максим Рыльский назвал «Творцом музыки, в которой раскрывается солнечная душа и неодолимая сила украинцев».
Рябов был автором 30 оперетт и музыкальных комедий, в частности: «Звезды экрана», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Шумит Днепр», «Прекрасный край», «Калина красная», а самая популярная — «Свадьба в Малиновке». Кроме того, концерт для скрипки с оркестром, симфония, струнный квартет. Все свою творческую жизнь композитор отдал созданию и утверждению в нашей стране «легкого жанра» и национальной музыкальной культуры. Критика его называла отцом украинской оперетты (более 30 лет Алексей Пантелеймонович самоотверженно служил именно искусству оперетты)! Его музыка несла в себе радостные чувства и веселое настроение.
О выдающемся маэстро «Дню» рассказал сын композитора Игорь Кропивницкий-Рябов:
— Алексей Пантелеймонович родился в Харькове. Он рано остался без родителей, которые погибли во время эпидемии, и, будучи еще маленьким мальчиком, сам вынужден был преодолевать трудности жизненного пути. Благодаря чрезвычайной одаренности юноша смог, пройдя все препятствия и неурядицы сиротской жизни, получить среднее образование, а впоследствии закончить (с отличием) Консерваторию в Санкт-Петербурге по классу композиции у профессора Александра Глазунова.
В непростое время нашей истории (1920-е) перед одаренным выпускником открылся творческий путь. Чтобы как-то выжить, молодому композитору приходилось давать частные уроки музыки, иногда играть на скрипке, выступая в ресторанах и кинотеатрах, преподавать в только что созданных музыкальных заведениях. Он неутомимо набирался опыта, и судьба улыбнулась. Вот уже Алексей Рябов скрипач-солист и концертмейстер в симфоническом оркестре, успешно овладевает искусством дирижера оркестра и самостоятельно выступает с концертами. Появятся и его первые произведения, в которых проявился талант композитора. Это — две симфонии, концерт для скрипки с симфоническим оркестром, камерные произведения. Но главным и первым его увлечением оказалась оперетта, где он проявил себя как мастер, тонко чувствующий природу этого жанра искусства. Блестящее знание возможностей оркестра и человеческого голоса, прекрасное ощущение сцены помогали маэстро создавать настоящие опереточные шедевры!
Это засвидетельствовала уже одна из первых его оперетт «Коломбина», которая получила широкую известность и прошла с аншлагами по всей стране. Но шло время, и вот уже молодой композитор — признанный маэстро, и его оперетты неизменно украшают репертуары не только театров Украины, но и всех республик бывшего Советского Союза, они стали классикой этого жанра искусства.
Стоит вспомнить такие замечательные его образцы украинской оперетты, как «Сорочинская ярмарка», «Свадьба в Малиновке», «Майская ночь» и другие. В наследство композитор оставил нам три десятка оперетт, явившихся весомым вкладом в развитие этого жанра в Украине.
В своем творчестве композитор основывался на глубоко народные музыкально-театральные традиции и шел новаторским путем. Он имел собственный творческий почерк, неповторимое виденье музыкальной драматургии, свою мелодичную манеру высказывания, которая базировалась на многокрасочных интонациях украинской народной песни. В этом заключена самобытность маэстро.
Мой отец имел уникальную музыкальную память, очень пригодившуюся коллективу в годы Второй мировой войны, во время эвакуации театра. Корабль, на котором был весь состав коллектива, чуть не затонул во время шторма в Каспийском море, а ящики с нотами, не выдержав крепления, утонули в бурных волнах. Под угрозой оказался не только репертуар театра, но и его существование. Однако отец отразил эту угрозу. Прибыв в столицу Казахстана Алма-Ата, где очутился театр, по памяти сумел восстановить весь классический нотный материал оперетт!
Расцвет таланта Алексея Рябова припал на то время (1939—1955 гг.), когда он возглавил как главный дирижер Киевский театр оперетты. Именно с появлением на сцене этого театра произведений А.П. Рябова состоялось окончательное формирование жанра современной украинской оперетты. Его композиторские шедевры стали неисчерпаемым источником для смелых поисков и художественных открытий всего творческого коллектива. А Киевский театр оперетты был в авангарде развития и становлении этого жанра. Каждый новый спектакль был праздником для киевлян...
Отец имел много искренних друзей, среди которых были выдающиеся музыканты, писатели, поэты, композиторы, артисты. Своими верными побратимами, кроме поэта Максима Рыльского, он считал Натана Рахлина, Михаила Стельмаха, Платона Майбороду, Андрея Штогаренко, Остапа Вишню, Андрея Малышко и др. «Человек со щедрым, золотым сердцем!» — с теплотой говорили о нем товарищи...
Мне жаль, что сегодня об искрометных опереттах Алексея Рябова забывают. Сейчас на столичной сцене можно увидеть только «Сорочинскую ярмарку», которую поставили к 200-летию Николая Гоголя и 110-летию со дня рождения автора оперетты, композитора Алексея Рябова. Впрочем, я уверен, что сегодня нашей стране нужен подъем национального духа, в частности и в искусстве.
Напомню, Алексей Пантелеймонович был настоящим отцом театра, благодаря его произведениям как раз и родилась современная украинская оперетта! Думаю, что к юбилею маэстро стоило бы назвать одну из улиц Киева его именем, например, улицу Димитрова. Это стало бы достойным шагом чествования памяти выдающегося мастера Украины.
P.S. Кстати, осенью Киевская оперетта будет праздновать свое 80-летие, и коллектив театра готовит ряд мероприятий к этой дате, а также планируется празднование 115-летнего юбилею Алексея Рябова.