Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Альтернативная» осень

Фестиваль «Золотая Хортица», основанный театром-лабораторией «Ві», обрел новое дыхание
9 ноября, 2017 - 11:53
ФРАГМЕНТ ИЗ СПЕКТАКЛЯ «МЫ, МАЙДАН» ПО ПЬЕСЕ Н. СИМЧИЧ (ТЕАТР «КОЛЕСО») / ФОТО БОГДАНА ПОШИВАЙЛО

Фестиваль альтернативного театра «Золотая Хортица», основанный Муниципальным театром-лабораторией «Ві», обрел новое дыхание. Кроме самого хозяина, все остальные участники — независимые. Альтернативность проявилась и в презентации разных направлений художественного поиска театрами, разными по географии городов, жанрам и стилистике спектаклей.

Открыли форум хозяева театр «Ві» зрелищным и метафоричным уличным спектаклем «Цветной сон. Птица», который по-своему «оживлял» сильный ветер. Независимые театры воплощали преимущественно модерную и новейшую европейскую драму. Так, новомосковский молодежный театр «Муравейник» предложил гротескную и почти буффонадную форму для драмы абсурда — «Пикника» Ф.Аррабаля о войне. Другой парадоксальный игровой взгляд на социум глазами беспризорных детей, которые играют сценки о своих утраченных родителях, очевидно, из-за войны. Речь идет о спектакле «Не Детские Игры» по пьесе современного сербского автора Б.Срблянович «Мамапапасынсобака» театра «Сонях» из Ривного. А спектакль одесского театра-студии Кирилла Суханова «Подельщики» по Ф.Дюрренматту показался чрезвычайно актуальным. Ученый, который изобрел способ бесследного уничтожения человека, теряет любимую и сына и становится винтиком «машины смерти» тотальной коррупции.

Проблематика самоубийства предстает в моноспектакле черниговского TeatrumMundi «Почему люди не...» по пьесе С.Астраханцева из Казахстана. Постановка интересна сложной психологической партитурой игры и сочетанием сценического и экранного пространств. Пост-документальная «Теория большого фильтра» в «Театре Современного Диалога» из Полтавы исследовала пределы толерантности нашего общества, которые оказались довольношаткими. Еще одно новое направление — постдраматеское — воплотил польский театр «Кутерьма» в треш-драме «Конь, ездивший верхом» по польской пьесе «Все у нас в порядке» Д.Масловской. Жизнь женщин трех поколений становится матрицей Польши, в постановке превращенной визуально в мусорник ЕС, где потеря национальной идентичности становится трагической. Несмотря на войну с Россией, на фестивале была представлена и российская драма, правда, классическая — в постановках двух театров из Харькова. Так, творческое объединение «Дій Театр» попыталось осовременить экспрессивной игрой советскую пьесу «Утиная охота» О.Вампилова в версии «Летел и таял», однако механическое перенесение реалий прошлого в современность оказалось проблемным. Эстетически красивая в визуально— пластической форме постановка Харьковского театра для взрослых «Любовница» («Дама с собачкой») А.Чехова показалась публике поверхностной.

Интересной психологической драмой в изысканной форме был спектакль «Товар в наличии» по французской пьесе «Свет в августе» Д.Бональ в новом запорожском «ПРО Театре». Образ женщин, которые вынашивают нежелательных детей для чужих семей, которые борются с призывом сердца и крови, а, по сути, продают тех, кто может дать им самое ценное в жизни — свою любовь, показался знаковым. Завершился фестиваль также спектаклем хозяев — «Сатирикон» по произведениям А.Аверченко. Используя экран с немым кино и анимацией, живым и теневым театром, творцы спектакля иронизируют над маленькими драмами, а призмой становятся будущие катастрофы века.

Кроме собственно спектаклей, форум был насыщен параллельной программой: мастер- классы от участников и экспертов фестиваля, сценические чтения пьес, показ фильмов, творческие встречи, экскурсии, а сквозным действием были дискуссии. Организаторы феста устроили возможность активного общения и обмена мнениями, а для этого пригласили экспертов: режиссера, декана ХГАК Игоря Бориса из Харькова и драматурга Неду Неждану из Киева. Важной частью также стали сценические чтения актуальных пьес в исполнении театров «Ві» и «Кутерьма» с режиссером Андреем Романовым. В программу вошли фрагменты пьес из антологии «Майдан. До и после» — «Лабиринт» А.Витра, «Мы, Майдан» Н.Симчич, «Майдан Инферно» Неды Нежданой.

В этом году фестиваль организовывала молодая команда: режиссеры Андрей Романов и Александр Прокопий, актриса, а с недавних пор директор Ольга Лещева и вся малочисленная, но очень активная группа театра. Теперь альтернативный театральный фестиваль на Хортице — это сразу несколько альтернатив — природа, история, спектакли, мастер-классы и интересное общение.

Надежда МИРОШНИЧЕНКО, Хортица — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ