Мы можем смело говорить, что именно на киевской сцене впервые засияла новая яркая балетная звезда — Анастасия Волочкова. Пять лет назад победа на Международном конкурсе «Серж Лифарь де ля данс» стала удачным стартом в ее творческой биографии. Ныне балерина выступает в Мариинском и Большом театрах. Несмотря на стремительную популярность, армию поклонников, у Насти не испортился характер. Она все также приветлива, улыбчива, контактна.
— Вас можно поздравить — вы стали солисткой Большого театра, дебютировав в обновленной версии «Лебединого озера» (постановка Ю. Григоровича). Теперь станете москвичкой или будете совмещать выступления в Мариинке и Большом театрах?
— В марте состоялась премьера восстановленного балета Юрия Григоровича «Лебединое озеро». Мне очень приятно, что нашу работу тепло приняла критика и это стало событием не только для Большого театра, но и для всех меломанов. Прекрасно, что в главный театр России возвращается хореография выдающегося мастера нашего времени Юрия Григоровича. Ведь именно его балеты прославили советскую балетную школу. А «Лебединое озеро» вновь становится визитной карточкой Большого театра. На премьере моими партнерами были Николай Цискаридзе и Андрей Уваров, во втором составе занят Владимир Непорожний. Репетиции проходили в творческой обстановке. Мы работали на подъеме, забывая о времени. Я считаю это самым счастливым этапом в своей жизни. Мне предложен контракт с Большим театром.
На фестивале «Серж Лифарь де ля данс» я исполнила монолог Мехмене-бану из «Легенды о любви», поставленный Григоровичем, и «Русский танец» из «Лебединого озера» в хореографии Владимира Васильева. А также номер-модерн «Грешный ангел», созданный специально для меня Дан Тай-Суном. Мне хотелось показать киевлянам разнообразный репертуар. Я не могу жаловаться на отсутствие работы, кроме Мариинки и Бальшого театра, занимаюсь собственными антрепризами. Недавно состоялись мои сольные концерты в Швейцарии, Франции и Англии, в которые я включила десять номеров классического репертуара.
— Как вы относитесь к тому, что многие театральные критики считают, что сейчас нет молодых хореографов, способных ставить не одноактные балеты, а крупные масштабные полотна?
— С этим можно поспорить. Приведу один пример. Мне посчастливилось работать с Борисом Яковлевичем Эйфманом, который поставил на меня балет «Русский Гамлет». Премьера состоялась в прошлом году. Я играла роль Екатерины Великой. На мой взгляд, сегодня он единственный, кто может ставить большие драматические спектакли в России. Его работы восхищают драматизмом, патриотизмом, преданностью истории. Он как хореограф признан во всем мире. Я не могу согласиться с некоторыми критиками, которые считают, что Григорович это балетмейстер 1970-х, то есть вчерашнего дня. Его спектакли удивительно живучи и они неподвластны времени. А Борис Эйфман — это другой стиль, другое направление, это балет ХХI века. Мне кажется, что сейчас молодые хореографы накапливают опыт, много экспериментируют и в скором будущем зрители познакомятся с интересными современными драматическими спектаклями.
— Сейчас уже нет антагонизма и соперничества между Большим и Мариинским театрами?
— Эти театры разной величины. Их невозможно сравнивать и сопоставлять. Я могу только восхищаться труппами Большого театра и Мариинки. Мне посчастливилось танцевать в обоих театрах. Сейчас я хочу в Москве показать все то лучшее, чему научил меня Санкт-Петербург — мой родной город. И, вместе с тем, впитать то новое, чем славится московская балетная школа. Что же касается соперничества, то в любом творческом коллективе оно присутствует. Главное, чтобы во главе угла было желание проявить себя, заинтересовать публику, не опускаясь до внутритеатральных интриг и склок.
— У вас разнообразный репертуар: вы танцуете и классику, и модерн. Интересно, что вам как актрисе ближе?
— Я себя считаю классической балериной и нет для меня большего счастья, чем танцевать большие полноценные спектакли. Моими любимыми балетами являются «Лебединое озеро», «Баядерка», «Жизель», «Дон Кихот». В современных номерах мне нравиться импровизировать. Ведь там обогащается пластика и есть возможность показать себя как разноплановую балерину. Мне и в творчестве, и в жизни нравится познавать все новое. Я считаю, что балерина должна не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться, пробуя себя в разных жанрах. У классических балерин есть преимущество: им легче освоить современный танец. А вот тем, кто занимается исключительно модерном, полностью себя раскрыть в классическом репертуаре невозможно — у них отсутствует техника. В один из последних приездов в Киев я показывала номер, посвященный памяти принцессы Дианы (хореография Алекса Урсуляка). Этот танец мне очень дорог. Он и сейчас в моем репертуаре. Совсем недавно китайский хореограф Дан Тай-Сун поставил для меня композицию «Грешный ангел». Это история души, которая ищет себя, испытывает мытарства среди людей. Ее забрасывают камнями, в финале Ангела забирает Бог на небеса.
— Многие танцовщицы пробуют свои силы как актрисы. Вы не планируете сняться в кино или сыграть в спектакле драматическую роль?
— Сейчас пишется на меня сценарий Павлом Санаевым. Фильм должен снять московский режиссер Евгений Лангин. Я буду играть роль балерины, свою современницу. Очень надеюсь, что наша история заинтересует зрителя.
— Настя, можно ли сказать, что победа в 1996 году на Международном конкурсе балета им. Сержа Лифаря стала трамплином в вашей будущей профессии?
— Конечно, победа мне помогла. Именно в Киеве я познакомилась с замечательным хореографом Алексом Урсуляком. Мы с ним подготовили несколько номеров. Кроме композиции в память принцессы Дианы, он поставил для меня веселый танец «Шутку» и «Танец с шарфом» на поп-музыку. Именно на конкурсе я встретилась с Аскольдом Анатольевичем Макаровым (который, к сожалению, в конце декабря умер). Само участие в конкурсе придало мне силы и своим выступлением я заинтересовала Юрия Григоровича, который возглавлял жюри. Из его рук я получила золотую медаль. Судьба распорядилась так, что в Австрии, после гала-концерта, он предложил мне поработать в Большом театре. Я верю в судьбу и счастливый случай. Киев для меня один из самых любимых городов: здесь у меня живут родственники. Во мне три четверти украинской крови — мои бабушки и дедушки были украинцы, мама родилась на Львовщине, а отец — в Запорожье. Я всегда с большим удовольствием приезжаю в Киев и очень хотела бы принимать участие не только в концертах, но и спектаклях Национальной оперы Украины. Опыт у меня есть — я танцевала в балете «Дон Кихот» и «Баядерка» с киевскими артистами. В Донецке неоднократно принимала участие в программах, которые организовывал Вадим Писарев.
— Быть балериной — это постоянный тренинг, диета, режим. Бывают моменты, когда хочется себе устроить праздник и, например, съесть в свое удовольствие пирожных и целый день отдыхать?
— Балет требует самопожертвования и самоотдачи. Мое утро начинается с ежедневных репетиций. Только тренингом можно добиться филигранной техники. Но в то же время живу нормальной жизнью и нахожу время для встреч с друзьями, чтения книг, слушаю музыку, знакомлюсь с новыми фильмами, стараюсь не пропускать интересные театральные премьеры. У меня нет друзей в балетном мире. В Санкт-Петербурге у меня товарищеские отношения только с одним моим партнером — солистом Мариинского театра Евгением Иванченко. Как правило, мои друзья совершенно не связаны с балетом и они намного старше меня: режиссеры, актеры, музыканты, врачи, инженеры, спортсмены. Я вовсе не заложница своей профессии. Наоборот, очень счастливый человек, так как занимаюсь любимым делом — балетом.