Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Андрей ЧЕБЫКИН: «Мы сумели сохранить классическое художественное образование»

6 октября, 1999 - 00:00

Через порог Академии изобразительных искусств и архитектуры Андрей Владимирович Чебыкин, ныне профессор и академик, ходит с одиннадцати лет (раньше здесь была художественная школа). Мальчик жил в общежитии (отец — школьный учитель истории и географии, привез его из Басина Винницкой области, где проживала семья) и получал от родителей 15 рублей в месяц. Завтраком и обедом учеников кормили, об ужине Андрей должен был позаботиться сам. Первые два месяца он лежал на кровати в комнате, где ютились семеро ребят, и плакал. Плакал еще и потому, что в Киеве он, отличник, сразу нахватал «трояков». Но к концу первого года обучения у него уже были практически одни пятерки.

Когда Андрею Чебыкину выдавали паспорт, ему, не спросив, записали национальность — русский (отец — русский, мать — украинка). Казус заключался в том, что его родной брат по паспорту — украинец, так они с братом оказались представителями разных национальностей. Брат писал стихи, поступил на филологический факультет Винницкого пединститута. И од нажды дал пощечину своему декану, грязно пристававшему к одной из студенток. На этом его обучение в институте закончилось. Сегодня он, украинец, живет под Благовещенском в России, работает инженером и руководит Народным театром. А русский Андрей Чебыкин закончил Киевский художественный институт, где остался преподавать, затем стал профессором, проректором по научной работе, ректором. И президентом Украинской академии искусств.

— Андрей Владимирович, как-то американские художники рассказывали мне, что у них рисованию уже практически не учат и подчеркивали, что украинские художники все — замечательные рисовальщики...

— Наша Академия и вообще украинская художественная школа действительно ценна миру тем, что мы сумели сберечь эти традиции. Наверное, поэтому у нас учится так много иностранных студентов, в том числе и из стран Западной Европы. Они стремятся получить классическое художественное образование. А на Западе многие художники уже просто не способны нарисовать человека похожим. Многие наши зарубежные коллеги утверждают, что традиционное искусство принадлежит прошлому, а современный художник в первую очередь работает с компьютером. К примеру, я посетил Тулузскую академию художеств во Франции, которая существовала еще во времена Людовика XIV. Но она уже пятнадцать лет носит иное название: Школа искусств. Считается, что даже само название «академия» устарело. Студенты там работают таким образом: снимают фотографии, вводят через сканер в компьютер и потом уже, используя различные программы, экспериментируют с этой фотографией, имитируя живопись или графику. Конечно, такая работа тоже требует определенных навыков и хорошего вкуса, но умение рисовать уже оказывается ненужным. Это очень обедняет художника.

— Насколько мне известно, и ваши студенты работают на компьютерах. Не боитесь прийти к тому же результату?

— Все зависит от того, какие задачи мы перед собой ставим. У нас студенты ежедневно по два часа рисуют. Изучают пластическую анатомию, начертательную геометрию, форму, перспективу... Так что нам это не грозит.

— Я слышала, у вас открылись новые интересные мастерские, выпускающие специалистов, которых не готовили прежде в Украине...

— Новое время требует новых специалистов. В нашей стране на очень низком уровне находится промышленный дизайн — это и упаковка товаров, и разработка знаков, символов, эмблем. Ведь не секрет, что покупателя всегда привлекает то, что сделано со вкусом, ярко и оригинально. Поэтому мы открыли отделение графического дизайна, который является составной частью дизайна промышленного, и хотим способствовать созданию в Киеве Института прикладного искусства и дизайна. На графическом факультете мы открыли отделение арт-менеджмента. Эти специалисты будут работать в прессе, возглавят художественные галереи, и, что самое важное, они смогут составить собой тот институт художественных агентов (ныне отсутствующий в стране и давно существующий на Западе), в котором остро нуждаются наши художники. Агент помогает художнику продаваться, является связующим звеном между ним и обществом.

На живописном факультете у нас открыта мастерская кино-, телесценографии, где готовятся кадры художников кино и телевидения (в бывшем Советском Союзе эти специалисты готовились для Украины во ВГИКе, в Москве), а также мастерская монументальной живописи и храмовой культуры. Украина сейчас переживает время восстановления и реставрации церквей: множество дилетантов, непрофессионалов зарабатывают на этом деньги. Наши выпускники, изучившие историю церкви, храмовой культуры, церковные стили и каноны, знающие секреты настоящей древнерусской темперной живописи на левкасе смогут грамотно выполнить роспись, мозаику, витраж, написать икону, оформить иконостас. Хочу подчеркнуть, что речь идет не о реставрации старых фресок, а о росписи, скажем, новых храмов, то есть совершенно самостоятельной авторской работе.

— Андрей Владимирович, вы преподавали еще во времена СССР. Отличаются ли ваши сегодняшние студенты от тех?

— Да. Они стали значительно раскованнее и предприимчивее. Они значительно свободнее в своем творчестве, то есть над ними не давлеет необходимость выбирать «социально значимые», идеологически заангажированные темы для своих работ, как это было прежде. С другой стороны, и это прискорбно, патриотизма у них значительно поубавилось, а я убежден, что чувство патриотизма — это одна из неотъемлемых черт истинного интеллигента. Сегодня ведущую роль играет воспитание молодого человека в семье, потому что школа несколько утратила концепции воспитания. Конечно, в художественном вузе мы как бы косвенно воспитываем в молодых людях любовь к своей Родине, потому что здесь глубоко изучается история ее искусства, традиции, обряды и верования и т. д. А в технических вузах с этим просто беда. А ведь если воспитательный процесс утрачен, то мы теряем в какой-то степени человека. «Свято место пусто не бывает». Нет такого влияния — будет другое. Кстати, Министерство образования сейчас начинает разрабатывать воспитательные программы.

— А вы не боитесь, что если мы начнем «нажимать» на идеологию, то она в свою очередь снова «нажмет» на нас уже известными методами?

— Государство, как известно, без идеологии не существует. А в истинно демократическом обществе, которое мы пытаемся строить, существуют законы и подзаконные акты и работает механизм, обеспечивающий их соблюдение, что гарантирует и соблюдение демократических прав и свобод человека. А что касается патриотизма: посмотрите, как в любой западной стране, я уж не говорю об американцах, люди гордятся своей Родиной, своим языком... Кстати, язык — это отражение ментальности народа, в нем концентрируются все национальные особенности: в его ритме, в его стилистике. Изучение языка — один из способов понять ментальность народа. Поэтому я не понимаю людей живущих в Украине и не желающих выучить украинский язык. Нельзя построить свое национальное государство, мысля на языке соседнего государства. И это, кстати, в основном проблема городов. Вы поедьте в любое село, в любую область и услышите, что люди там говорят по-украински.

— Это суржик...

— Нет. Суржик — в пригородных зонах. Наша трагедия в том, что люди, приезжая из села в город, боялись говорить по-украински и пытались сразу же заговорить по-русски. Вот вам и суржик. Украинцы стеснялись в своей республике говорить по-украински. Украинский ассоциировался с провинциализмом. А сейчас, слава Богу, мы уже слышим на улицах, в транспорте, в магазинах красивую украинскую речь. Я с удовольствием иллюстрирую украинскую литературу.

— Какую, например?

— Сейчас я делаю иллюстрации к поэтическому сборнику очень своеобразного волынского поэта Василия Простопчука.

— Как вы относитесь к мысли, что «гений и злодейство» несовместимы?

— К сожалению, история примеры приводила разные, но мне лично хочется верить, что высокий гений все-таки неспособен на подлость.

— А «злодеев» вы в своей жизни встречали?

— Нет, таких художников я не встречал. Ну, «дутых» видел. Недостатки их видел, или даже больше, чем недостатки. Но эти художники только слыли хорошими. Во всяком случае гениями они не были. Я вообще боюсь этого слова. Хотя для меня безусловно: Якутович — гений, Яблонская — гений, и Лидер — Гений. Зоя Лерман от природы очень одаренный человек. Сильваши, Животков, Бойко — очень талантливые молодые люди... Я всегда вспоминаю Стефана Турчака — вот кто действительно был гением в музыке. А как он вел себя с людьми — просто, никогда не подчеркивая свое превосходство, но и не роняя свое достоинство. Если человек много работает и он действительно талантлив, увлечен своим делом и творчески состоятелен, он не испытывает зависти, ревности к коллегам и умеет радоваться успехам других. А тот, кто чувствует себя неуверенно, тот не скажет комплимент своему коллеге, ну, в лучшем случае, промолчит. Умение радоваться тому, что у другого получилось — это удел талантливых людей. Они всегда доброжелательны. И самое главное, что природа, Бог дает такому человеку вдвойне — творчество другого его не мучит, а стимулирует, вдохновляет.

— А что вас больше стимулирует — творчество других людей или наблюдения из реальной жизни?

— Пикассо говорил, что художник — это коллекционер, он «собирает» картины других художников и делает свой парафраз. Я никогда не делаю то, что уже видел, но это может дать толчок. Это один из вариантов. Другой: слушаю музыку — рождается образ. А бывает, как сегодня: был в сауне, увидел кафель разбитый — такие линии- паутинки, трещины и трещинки, разводы — по сути готовая композиция. У меня сразу родилась идея целого цикла работ в этом ключе. Дальше смотрю: штукатурка размыта, потекла где-то, где-то облезла, потрескалась — и это тоже образ. Хотя там по сути еще ничего нет. Сейчас почему-то все больше появляются воспоминания детства. Я помню, как петух летел, а бабушка выходила из двери, и он влетел ей в лицо: это лицо и кровь на лбу... Или на улице, в транспорте вдруг увидишь какое-то лицо, пропорции странные... Смотришь, как фигуры компонуются, как они группируются. К сожалению. сейчас я в связи с загрузкой работаю меньше. Рукой меньше...

Я не хочу работать ниже своих возможностей. Мне в 33 года «заслуженного» присвоили, так у меня после этого стресс был. Я полтора года картину не мог на выставку выставить, боялся, чтобы планку не опустить — произошла полная переоценка своего творчества.

— А преподавательская деятельность как-то отражается на вашем творчестве?

— Да, вот я как раз хотел об этом сказать: преподавательская деятельность время, конечно, отнимает, но идет процесс взаимообогащения между мной и моими коллегами, и студентами, то есть насколько они у меня берут, настолько и я у них. Не в том смысле, что мы «передираем» друг у друга, а просто творчество молодых создает ту ауру творческого настроения, которая и меня стимулирует что-то делать. И часто бывает, что у меня есть идея, а мой студент где-то крутится около нее, но не может поймать. И я ему эту идею, между прочим, дарю, а он и не знает этого. Просто деликатно подсказываю вариант, и тем самым расстаюсь с тем, что мне пришло в голову. А бывает, у меня на фоне того, что делает студент, родится какое-то свое решение, но на моем уровне: богаче, тоньше, профессиональнее. То есть вот такое взаимообогащение происходит. И поэтому я вижу свою жизнь как органичный и цельный процесс. Единственное, что мешает — это административные, ненужные творчеству вещи. Выбивание денег, выбивание документов. Если тебе пообещали или положено — это ведь вовсе не значит, что ты получишь. Надо выбегать. Если ты, как говорится, «не сидел на вопросе», значит, сам виноват. Ты его не решил. Вот эта суета опустошает...

Алла ФЕОФАНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ