О программах фестиваля, его проблемах и фестивальном движении в сегодняшних реалиях, — беседа с неизменным генеральным директором «Молодости» Андреем Халпахчи.
— Андрей, мы на пороге открытия 42-го фестиваля «Молодость», из этих сорока двух лет ты выходишь на сцену уже больше двадцати для того, чтобы объявить об открытии этого форума.
— Двадцать три года.
— Именно за эти годы фестиваль стал международным. Он входит во все международные календари и пользуется уважением у кинообщественности. За это время очень многое изменилось в политическом устройстве, кинопроизводстве, когда оно было на самых ужасающих этапах, но фестиваль выстоял. К чему пришел сегодня фестиваль на основе опыта двадцати трех лет?
— На постсоветском пространстве существует некий стереотип: любой фестиваль должен быть «не хуже Канн». Невозможно сделать никакие Канны, пока не будут снимать в стране 300 полнометражных фильмов, как снимают во Франции. Там существует индустрия, громадный рынок, где покупаются фильмы напрямую. В той же России сегодня немножко легче, потому что не секрет, что для российских дистрибьюторов мы являемся колонией. Свежий пример, мы хотели показать французский фильм «Ренуар». Замечательная работа о последних годах жизни Ренуара, о его сыне, а это великий режиссер впоследствии — Жан Ренуар. Одна француженка, посмотрев этот фильм, сказала мне: «Горжусь тем, что я француженка». Эта лента куплена Россией, но показ ее в Украине не планируется: дескать, мы не «доросли» до такого кино. А когда мы запросили этот фильм у российской компании, они сказали: пять тысяч долларов. Но это совершенно нереальная цена. Мы по-прежнему ограничены репертуаром, показывая только или российские «Елки», или американские «Матрицы». Но есть и другая составляющая. Есть производство. Вот в производстве мы сделали сегодня реальный шаг вперед. И на базе законодательства, и на базе финансирования, и, в конце концов, в появлении новых имен. Вот это как раз и есть ниша нашего фестиваля, который ориентирован на молодое кино. За всю историю «Молодости» можно рассказать об очень многих отечественных и зарубежных режиссерах, состоявшихся как большие художники, чей дебют прошел именно на «Молодости». Но что изменилось за это время? Раньше нас упрекали, что мы берем мало в конкурс украинских картин? Но если фильм совершенно выпадал из уровня международной программы, то это была бы медвежья услуга начинающему кинематографисту. Сегодня ситуация изменилась. У нас очень расширилась украинская составляющая. Появился национальный конкурс короткого метра, что очень важно, появилась программа премьер украинского кино. Они разные по своим художественным достоинствам, но вполне достойны того, чтобы быть показанными на фестивале. Появилась также программа отечественной классики. Потому что на молодежном фестивале важно показать, что многое существовало до них. В нынешнем году мы отметим юбилей Виктора Ивченко. У него было несколько замечательных картин. Например, «Гадюка» имела широкий успех, хотя критики ее встретили враждебно, потому что в картине нелицеприятно показали тот же НЭП и период, когда люди теряли надежду. Или замечательная картина, которая прошла незаметной в свое время, — «Падает иней». Семьдесят пять лет исполнилось Ларисе Кадочниковой, почему-то в театре Леси Украинки посчитали ненужным отметить этот юбилей, да и Министерство культуры не обратило внимания. Думаю, что мы этот пробел восполним.
— Какие ленты войдут в ретроспективу Богдана Ступки?
— Богдан Сильвестрович — великий актер, который четыре года был президентом фестиваля «Молодость». Это будут фильмы и украинские, и российские, и польские. Есть возможность оценить, начиная от первой его большой роли в фильме «Белая птица с черной отметиной» до последней работы в украинском кино — «Дикий Ангел», российской картины «Дом», и понять, какую великую актерскую школу мы имели и имеем.
— Какова составляющая поддержки государства в проведении «Молодости» сегодня?
— Государство через Государственное агентство по вопросам кинематографии финансирует фестиваль в размере 1,5 млн гривен — это, по крайней мере, 20 % бюджета, что не так мало. Есть решение Киеврады, которое, к сожалению, и сегодня еще на подписи, о такой же составляющей — 1,5 млн гривен. Мы очень рассчитываем, что местные власти не подведут фестиваль. Ведь даже спонсоры, которые подключаются, безусловно, интересуются, насколько участвует государство, и фестиваль не может быть зарегистрирован в FIAPF, если он частный и не имеет государственной поддержки. Это очень важно. Другое дело, что по-прежнему есть определенная волокита в получении этих денег. Остальная же составляющая — это спонсорские, партнерские деньги.
— Я знаю, что команда фестиваля очень небольшая, а фестиваль мощный: много гостей, много участников, много прессы. Большинство из них нужно привезти, поселить, накормить, не говоря уже о том, что они все должны поместиться в каких-то залах и посмотреть кино. Сегодня в мире очень развито волонтерство, и я, и ты видели, как на «соседних» фестивалях, в том же Ханты-Мансийске или в Вологды, совершенно потрясающие ребята-волонтеры, которые с удовольствием и энтузиазмом работают очень профессионально, из года в год. Как обстоят дела с волонтерством на «Молодости»?
— Сейчас и молодежи надо зарабатывать деньги. Тем не менее, у нас очень большой штат волонтеров, некоторые из них стали сотрудниками «Молодости», по крайней мере, на этот месячный период работы самого фестиваля, потому что профессионально выросли. Эту практику нужно поддерживать, правда. Хотя, есть, конечно, определенные сложности даже с теми, кто работает, скажем, три месяца или месяц. Они вызревают, находят себе какую-то другую работу, постоянную.
— Команду вы не в состоянии содержать в течение года?
— Конечно нет. Но какая-то часть остается, человека три или четыре работают на протяжении всего года или, по крайней мере, 9 месяцев, 6 месяцев — по-разному. Сложно, потому что, к сожалению, фестиваль не так много зарабатывает. Еще один международный опыт — обычно 10% приносит в бюджет продажа билетов. У нас это все-таки меньше. Потому что мы стараемся и билеты сделать подешевле, и отдельная проблема — сокращается зритель, к сожалению. Портится его вкус, он привыкает к ширпотребу и накормить устрицами человека, который всю жизнь ел биг-маки, очень сложно. Это тоже отдельная работа фестиваля — воспитание зрителя. В этом году нам не удастся, но мы инициируем программу по возвращению украинского зрителя в кинотеатры на интересное кино. В этом плане вдохновляет пример Польши. Там действуют киноклубы, есть программы на телевидении в прайм-тайм о кино, издаются книги, журналы — причем как популярные, так и серьезные. В итоге, по словам Александра Роднянского, фильм Андрея Звягинцева «Елена», собирает бокс-офис в Польше больше, чем в России. И делает он вывод: «это говорит о том, какого зрителя мы потеряли». К сожалению, тоже самое можно сказать и об Украине.
— Так как это интервью выходит накануне открытия фестиваля, можешь ли ты назвать какие-то «фишки», имена, беседы с которыми мы сможем подарить потом нашим читателям?
— Я надеюсь, что подарим. Но хотел все-таки остановиться на нашем главном направлении — новые имена. Поверьте, зрителей ждут очень интересные открытия.