«Молодость» в этом году помолодеет — в том смысле, что на фестивале появится конкурсная Программа детского кино. И хотя создатели фильмов для детей не обязательно должны быть молодыми, жюри будет состоять именно из юных зрителей. Предполагается, что и залы во время демонстрации детских картин будут заполняться преимущественно школьниками среднего возраста. Об изюминках «Молодости-2013» рассказывает «Дню» генеральный директор форума Андрей ХАЛПАХЧИ:
— Мы должны воспитывать своего зрителя, если хотим, чтобы в Украине развивался кинематограф, чтобы в нашем прокате появлялись не только развлекательные фильмы, но и серьезное кино. Потому что кино — это не только культура, но и бизнес, и киноиндустрия только тогда будет процветать в Украине, когда зритель проголосует за украинские фильмы своим кошельком. У нас отечественные фильмы будут представлены как в отдельной программе, так и в конкурсе, включая полнометражные дебюты. Кроме этого, для иностранных дистрибьюторов и СМИ будут организованы закрытые показы тех украинских фильмов, которые не попадут в нашу программу из-за того, что продюсеры предлагают их в конкурс других международных кинофестивалей, где принцип премьерности обязателен.
— Почему идея детской конкурсной программы возникла именно сейчас?
— Идея эта родилась давно, и только на нынешнем фестивале мы сможем реализовать ее в полной мере. Самая большая проблема нашего кино связана не с кинопроизводством и деньгами, а с отсутствием нового зрителя! Той небольшой части зрителя, которого нам удалось воспитать и сохранить (а он в основном и заполняет залы «Молодости») недостаточно для того, чтобы существовал полноценный кинопрокат. Не бизнесмены, не чиновники и не директора кинотеатров виноваты в том, что у нас сегодня такой ограниченный репертуар. Он, к сожалению, зависит от спроса. Сегодня в Украине почти нет культурного зрителя, тогда как система воспитания публики давно существует в Европе. Безусловно, лучшим примером в этом плане является Франция, где процесс формирования зрительских вкусов никогда не перерывался. Можно также привести пример Польши, которая нам более близка во всех отношениях. Там киноискусство преподают в школах, существует так называемая фильмотека «народова», которая на DVD распространяет фильмы польской и мировой классики. Очень мощно работают телеканалы, которые показывают специальные кинопрограммы, в конце концов, существуют киноклубы. Недавно прошел фестиваль в Гдыне, где Польский институт, который является аналогом нашего Госкино, выдавал свои награды. И они предназначались не режиссерам, не сценаристам, а людям, которые занимаются пропагандированием кинематографа. Награждались лучший киноклуб, лучший артхаусный кинотеатр, лучшая программа о кино на телевидении, лучшая книга по истории польского или мирового кино и т. п. Благодаря такой культурной политике воспитания зрителя, которая существует не один год, фильм Андрея Звягинцева «Елена», который мы в свое время показывали и на «Молодости», собрал в Польше большую кассу, чем в России. Это при том, что количество зрителей в России несравнимо больше, чем в Польше.
— Это хороший аргумент в пользу того, что Украине стоит стать частью Европы, чем снова попасть в стальные объятия северного соседа. Стоит, вероятно, напомнить, что конкурс детских программ давно существует на престижных кинофестивалях...
— Конечно, например, на Берлинском кинофестивале, где работает так называемый «Киндерфест», на котором конкурс оценивают как профессионалы, так и сами подростки, которые выбирают лучший фильм. Так что мы ничего нового не выдумывали, а переняли их опыт. В прошлом году мы уже пытались включить в программу детское кино, это были отдельные сеансы, главным образом ориентированные на аудиторию из интернатов, — то есть на тех детей, которые не имеют возможности ходить в кино. В этом году мы решили сориентироваться на детей творческих школ и лицеев, которые являются будущими потенциальными зрителями. Безусловно, доступ на сеансы будет открыт для всех, но жюри из семи детей будет сформировано из школьников гуманитарных учебных заведений. Предполагается, что дневные сеансы программы, рассчитанной на подростков 10-14 лет, для детей будут бесплатными.
— В этой программе будет и украинский фильм?
— Да, это картина Виктора Андриенко «Иван Сила». В целом в программу войдут десять фильмов, два из которых покажут вне конкурса. Наш подход противоположен тем подходам, к сожалению, существующим на нашем телевидении, которое не доверяет зрителю. Формируя свои программы, наше ТВ ориентируется на вкусы, которые находятся на ступеньку ниже ожиданий зрителя. Как-то одной актрисе сказали, что стоит, наконец, в новом сериале попробовать сыграть по-другому, чем в предыдущих десяти сериалах. За нее сразу же вступился режиссер, заверив, что зритель по-другому не поймет. Вот они и кормят публику всякой «жвачкой», а мы потом удивляемся, почему в большинстве наших кинотеатров такой скудный репертуар. Наша же программа, как минимум, будет на ступеньку выше того культурного уровня, который культивируется в настоящее время в Украине. Мы хотим подтянуть аудиторию, чтобы она задумалась. Я не верю в то, что у нас нет зрителя. Приведу пример из практики показов «Молодости», которые мы организуем на протяжении года. Как-то я стал свидетелем разговора, который состоялся между юношей и девушкой перед сеансом. Парень, жуя поп-корн, без энтузиазма спросил у своей подруги, на что она его привела, что это за фильм такой? На это девушка ему ответила: «Молчи, дурак, это «Молодость» показывает, поэтому должно быть хорошее кино»! С чем юноша после сеанса и согласился. Нужно доверять зрителю. Когда мы учимся читать, то не сразу беремся за серьезную литературу, подходим к ней, начав с «Букваря», сказок и постепенно усложняя задачу. Поэтому мы решили, что детская программа очень важна как для нашего фестиваля, так и для нашего зрителя, который вместе с кинематографистами будет формировать будущее нашего кинематографа.
— Сегодня отношения Украины с Россией усложнились из-за попытки нашей страны повернуться лицом к Европе. Этот конфликт как-то отражается на Вашем сотрудничестве с российскими кинематографистами? Ведь много лет подряд «Молодость» формирует программу российских фильмов.
— Наши отношения с Россией в культурном пространстве, особенно в кинематографе, достаточно крепкие. У нас очень хорошие отношения со всеми российскими кинофестивалями, мы даже не везде успеваем побывать, куда нас приглашают. Я был на «Кинотавре», где мы в основном и формировали российскую программу. У нас хорошие отношения не только с режиссерами и продюсерами, но и с российским Министерством культуры, которое предлагает свою поддержку, и мы этому очень рады. Это, конечно, не исключает споров по поводу программы. Известно, что сегодня в практике российского кинопроизводства есть достаточно большая политическая составляющая, что, собственно, и понятно — каждое государство должно заниматься пропагандой своей страны. Мы же должны заботиться об интересах своей страны, поэтому антиукраинских фильмов в нашей программе не будет! В наших планах было показать в Конкурсе полного метра российский фильм «Интимные места», однако он уже вышел в прокат. У нас будет много россиян — прессы и колег-кинематографистов. Единственное, что немного огорчает, так это отсутствие интереса к «Молодости» со стороны Посольства РФ в Украине. Когда-то у нас были прекрасные отношения с Черномырдиным (Виктор Степанович не раз приходил на наш фестиваль). Нынешний Посол РФ в Украине Михаил Зурабов, к сожалению, игнорирует наши приглашения, тогда как представители посольств других государств охотно приходят на кинопоказы «Молодости», чтобы представить программы и фильмы своих стран.
Хочу подчеркнуть, что в этом году «Молодость» подарит зрителям настоящие «сливки» фестивального сезона. Будут показаны ленты-победители и лауреаты МКФ в Карловых Варах, Локарно, Каннах, Роттердаме, Трайбеке и Берлине (в программе «Фестиваль фестивалей»). Сейчас мы выводим тяжелую фестивальную «артиллерию» (показы пройдут с 20 по 27 октября в кинотеатрах «Киев» и «Жовтень»).
Фильмом-открытием 43-й «Молодости» станет лента «Валенса. Человек надежды» Анджея Вайды (претендент на «Оскар» от Польши в категории «Лучший фильм на иностранном языке»). А 26 октября наш форум закроет новая лента известного израильского режиссера Аре Фольмана. «Конгресс» — экранизация романа «Футурологический конгресс» Станислава Лема. Главную роль исполнила американская актриса Робин Райт. По сюжету, ей предлагают продать собственную киноидентичность и получить за это вечную молодость для своих кинодвойников. Актриса соглашается, и контракт действует 20 лет. По истечении срока Райт возвращается в будущий мир кино. Напомню, Аре Фольман — израильский режиссер и сценарист. Известный анимационным фильмом «Вальс с Баширом». Лента стала первой в истории мультипликационной работой, которую номинировали на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». «Вальс с Баширом» получил «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Лента номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского МКФ.