Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Анико Рехвиашвили: «Новый балет – это «свежий аромат сирени»

Художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Украины — о мнимой свободе в детстве, реформах в коллективе, новой плеяде артистов, отношению к классическому и современному танцу, самопиару и многом другом
10 июля, 2015 - 15:10
Анико Рехвиашвили
Анико Рехвиашвили

Национальный академический театр оперы и балета имени Тараса Шевченко  закрывает 147-й театральный сезон. Прошедший год был непростым для коллектива. Как, впрочем, и для всех нас, граждан Украины. Но спектакли шли с аншлагом, а на премьеры и вовсе, как в старые добрые времена, уже у метро спрашивали лишний билетик. В том числе, и на балетные.  Автор двух последних постановок — «Дамы с камелиями» и «Дафниса и Хлои» —  Анико Рехвиашвили, художественный руководитель балета, приглашенная на эту должность два года назад. Спектакли получили неоднозначную оценку — среди критиков. Публика принимает их восторженно.

Накануне закрытия сезона мы встретились с Анико Юрьевной, чтобы подвести итоги минувшего года.

О ДЕТСКИХ ФАНТАЗИЯХ И РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Анико,  когда слово «балет» появилось в вашей жизни? Помните?

— Даже очень хорошо помню!  Я живу на улице Лысенко, рядом с оперным театром  (наша семья заселилась туда, наверное, году в 38-м). Моя бабушка  была   врачом, но дружила со знаменитой балериной и педагогом  Натальей Викторовной Верикундовой.  Их связывало послевоенное детство. Наталья Викторовна  часто приходила к нам в гости, бабушка курила,  они  подолгу беседовали.  А я прыгала вокруг них, кружилась — мне казалось, красиво танцую. И однажды Наталья  предложила бабушке отдать меня на танцы к своей приятельнице Эстер Модылевской.  Мне было тогда лет пять. Так балет вошел в мою жизнь.

Не могу сказать, что я пришла в восторг от занятий (Смеется.) Дома я  придумывала свой мир, и мне  казалась, что  абсолютно свободна в нем. Кстати, в детстве у меня была маниакальная мечта — как высшее достижение мнимой свободы : я хотела петь! Понимала, в балете ты зависим от всех — от исполнителей, дирижера, педагога (все-таки синтетический вид искусства), а когда поешь — существуешь только ты и твой Голос! И вот он-то точно свободен, вырывается и летит куда-то.

Но меня отдали в балет.  Занятия проходили в знаменитом Доме ученых на Владимирской, где начинал Серж Лифарь, откуда вышли многие другие известные танцовщики. Прикрепили к станку, и я начала мучиться.  Балет — тяжкий труд, наверное, вы догадываетесь.  Я знала, что необходимо покориться, надавить себе на горло, тогда будут результаты, но что-то мне в этом не нравилось. (Смеется.) Я не была особой послушницей в детстве — фантазии и реальность расходились.

СОЛИСТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ ЯН ВАНЯ И АНАСТАСИЯ ШЕВЧЕНКО В БАЛЕТЕ «ДАФНИС И ХЛОЯ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

— Но вы все-таки связали свою жизнь с  балетом! Был какой-то иной вариант?

— Я любила балет патологически  —  он меня волновал, потрясал! В театре и по телевизору. (Смеется.) Мне казалось, что   понимаю танец. Что мое увлечение естественно: как у кого-то живопись, математика или стихи...

Самой  потанцевать удалось?

— В основном, на занятиях в Доме ученых. Затем, как у всех приличных людей (Cмеется.), случился и в моей жизни  Дворец  пионеров. Позднее  попала в студию Вирского. И еще немного потанцевала в студии при консерватории. Но не особенно, нет. Честно говоря, папа был против моего увлечения.

Почему? Хотя, кажется, догадываюсь: гордый кавказец считал балет не очень правильным занятием для хорошей девочки?

— (Смеется.) Почти. Папа говорил: «Аникошка, я не представляю тебя, стоящей пятнадцатой по счету в 32-й линии... Фамилия должна звучать! А балет — это корпус, группа людей, которые обязаны подчиняться определенной задаче».  Потому, наверное, во многом благодаря папе, когда я поступила в институт   и познакомилась с Николаем Трегубовым (золотое имя в области балетмейстерства!), выбрала эту профессию.

ОБ «УМНОМ» БАЛЕТЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТАНЦОВЩИКАХ

Вы стали  худруком балета  уже с именем в профессиональных кругах — основатель коллектива «АНИКО Балет», лауреат Международного конкурса имени Сержа Лифаря, автор многих  постановок. Если в академический коллектив на одну из руководящих позиций    приглашают  человека со стороны, наверняка ждут от него кардинального изменения политики театра, неких реформ?  Это так?

— В определенном смысле, конечно.

Однако,  если вспомнить историю балета, реформ за время его существования было немало. Возник этот вид искусства во Франции в XVI веке как придворный танец.  Прошло сто лет — появились комедия-балет, опера — балет. Еще через столетие, благодаря тем же реформам Жан-Жоржа Новерра, классический танец  утверждается как  самодостаточный  вид искусства. Когда балет стал популярным в Российской империи, также регулярно   трансформировался под влиянием моды, исторических событий. В одном интервью вы сами отмечали, что в  30-е годы прошлого века  превалировал атлетический балет, в 90-е — настало время шоу-балета. Кажется, балетмейстеры использовали уже все приемы, чтобы танец жил. С какими амбициями пришли в театр вы?

— Если говорить о чисто творческом аспекте, здесь два направления. Первое — вдохнуть жизнь в те классические спектакли, которые, к сожалению, утратили свой нерв. Потому что к ним принято  относиться , как к мертвой конструкции, как к застывшему материалу. Но ведь и Мариус Петипа, и Лев Иванов, и Александр Горский были сумасшедше одаренные люди, и я понимаю их сегодня. Как и  Вивальди, например, когда слушаю его музыку: чувствую, где он плачет, и почему... Это похоже на школу:  помните, в кабинетах висело множество портретов — Чехова, Достоевского, Толстого? Ничего не говорящие нам поначалу   лица давно ушедших людей. А когда начинаешь читать их произведения, осознаешь — они живые! Страдают, любят, предают!  Так вот и «Спящую красавицу», мне кажется, необходимо сделать прелестной, трогательной Авророй, чтобы зрители осознали, что она и сегодня озаряет мир красотой и добром. Это очень важно. А не просто считать,  сколько раз  техничная балерина  прыгнула  pasdechat, сколько —  pasdeciseaux. Это скучно, и любопытно только профессионалам. Проще говоря, перевести танец из спортивной плоскости (хотя, безусловно, сложные технические элементы  необходимо сохранять и использовать)  в область духовную, эстетическую. Тем более, что этот  путь нам уже указали  Кеннет Макмиллан, Борис Эйфман, Юрий  Григорович.

Балет —  не просто зрелище, парад красоты, услаждающий глаз. Сегодня — это рассказ об эмоциях, о человеке. Мне хочется, чтобы все новые спектакли волновали зрителя, поскольку речь в них идет о таких же людях, как мы с вами.  Балет должен «поумнеть», стать более интеллектуальным, не давать ответы, но ставить (!)  важные вопросы бытия, чтобы публика в зале сопереживала героям на сцене. Улыбалась, но текли слезы... Вот к такому образу танца  мне хотелось бы прийти. Потому что иные театры сегодня начинают отказываться от балетных спектаклей, они становятся непонятными, слишком специальными, возможно, для зрителей. И меня тоже отталкивает излишняя декоративность в балете.  

Вы начали заниматься балетом еще при Советском Союзе, когда гремели имена танцовщиков «Мариинки», Большого театра.  Совершенно разные школы. Отличался ли от них (отличается ли сейчас?) стиль  украинского классического  танца?

— Подсказку, в чем разница этих (без преувеличения) великих школ, я  нашла в книге «Классический танец», которую написала дочка Менделеева, жена Блока  —  Любовь Блок.  Она сравнивает  итальянскую и французскую балетные школы. По-моему (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл верный), Италия — виртуозность, Франция — манера и стиль. Так вот, русский балет соединил в себе оба эти стиля. Большой театр — безусловно, яркая и смелая подача темы, ее виртуозное прочтение. «Мариинка»  спокойнее дышит в спину, на ее  спектаклях хочется задуматься. Это, скорее, аромат, настроение в танце.  А поскольку в Киевском театре оперы и балета многие постановки делали  мастера из Ленинграда-Петербурга, естественно, наши спектакли по манере более напоминают питерскую школу. Украинский балет соединил в себе основы альма-матер («Мариинки») и учел уроки Большого театра, великолепие которого признано во всем мире. 

— Я недавно смотрела балет «Дама с камелиями» и обратила внимание, что на  сцене  много совсем молодых актеров...

— Это как раз второе направление тех реформ, которые мне хочется провести в театре. И основополагающее! Все, о чем я говорила,  — о  духе современности в классических спектаклях — невозможно без обновления труппы. Я много работаю с молодыми танцовщиками, это поколение мне кажется необыкновенно интересным. Конечно, никто из них не откажется от привлекательного приглашения, все мы люди и хотим хорошо жить — это нормально. Но нынешнюю  балетную молодежь отличает не придуманный романтизм. Я рада, что в театр пришло такое поколение — это как ренессанс, обновление. Кто танцевал Даму, когда вы были на спектакле? Не обратили внимание?

Обратила. Потому что балерина   покорила меня  некой декадансной манерой поведения  в танце, страстью и болью, которые почти физически ощущались,  глядя на нее. Анастасия Шевченко.

— Эта девочка — моя надежда и гордость. Она говорит, что,  когда танцует Даму, все время плачет. Не может совладать со своими эмоциями, хотя не понимает, почему так. Представляете, насколько глубокое проникновение в образ, в характер героини, сопереживание ее истории! С Настей  происходит во время танца нечто удивительное, и  это  важно. Еще до прихода в театр, я увидела Шевченко в «Баядерке»  — в ее глазах была какая-то чертовщинка. Тогда Настя еще не вела в качестве солистки ни один спектакль. Но она знала о своей героине больше, чем остальные. И так верила в эту сказку, что можно сойти с ума! Заразительно невероятно!  Именно такие балерины — будущее украинского балета, я убеждена в этом.

Какие новые имена еще могут громко прозвучать в ближайшем будущем?

— Юля Москаленко, Никита Сухоруков, Олеся Шайтанова.  Ярослав Ткачук — потрясающие. Надеюсь, что-то стоящее сделает Саша Скулкин.  Прекрасная   молодая плеяда.  То поколение, с которым можно говорить обо всем: об импрессионизме и «Петре  I» Алексея Толстого, которым я зачитывалась в детстве, а ребята  решили прочитать,  чтобы лучше понять меня. О характерах Дафниса и Хлои, о книге Фокина «Против течения»... Балет долго был глупым. А я придерживаюсь мнения, что на сцену  необходимо выходить  соответственно подготовленным. Ведь из зала на тебя смотрят образованные интеллигентные зрители.  И  эти  дети работают над тем, чтобы наполниться  эмоциями и знаниями, потом перекрутить их в себе,  а результат выдать публике.  Это дорогого стоит.

Конечно,  в театре много прекрасных танцовщиков,   старших по возрасту. Дениса Недака, например, приглашают сегодня  в Венскую оперу и  АВТ (American Ballet Theatre). Денис  попал на вершину Олимпа, и это очень приятно. Ян Ваня   работает в труппе уже давно, ученик замечательного мастера, народного артиста Николая Прядченко. Ян — лицо нашего театра в Италии, Канаде, Греции. Это уже признанные танцовщики. Серьезные, красивые.  Но чтобы в 24-летнем мальчишке Никите Сухорукове был столь невероятный коктейль (почти «Молотова»!), который замешан на таланте, ремесле, уме, интеллекте, чувстве!...  Никита настолько жарко живет в танце, что когда он выходит на сцену, понимаешь заранее — сейчас ты увидишь чудо!  Мне даже кажется, что это новое слово в мужском танце.  Как в драматическом театре в свое время,  когда  Юрий Яковлев сыграл в «Идиоте»? Что это было? Кто может объяснить?..

Я очень люблю работать с молодежью.  Дистанцию держу, но обожаю их. Радует, что ребята умные, и  понимают: в этом обожании в любой момент возможно уничтожение.

Вы настолько жесткий педагог?

— В общем, да. Правда, кричать — пищать   себе не позволяю. Пройденный этап.  Когда-то, по молодости, могла выйти из себя. Сегодня понимаю, что момент недоверия для актеров гораздо сложнее и больнее.

Вы так эмоционально говорили о Никите Сухорукове —  это не исключение из правил? Ведь балет изначально живет на приоритете женских образов?

— Конечно, балет строится на романтическом периоде, где образ женщины ирреален. Например, «Баядерка» — всепрощающая, любящая, эфемерная. Для балета такая героиня — идеальна. Но мне очень нравятся сегодняшние мужчины! Они — харизматичные, дерзкие, смелые и (повторюсь) не глупые. Не «колготошники», не «носильщики», а полноправные партнеры с  яркими характерами. Тот же Никита Сухоруков танцует в «Даме с камелиями» так, что  зрители рыдают, глядя, как он любит Даму, как страдает, теряя ее.

О МАЙДАНЕ, ПОЛИТИЗИРОВАННОМ ТЕАТРЕ И «ВЕЛИКОМ ГЭТСБИ»

Кстати, о зрителях. Всегда считалось, что опера и балет для элиты.  Для избранных, подготовленных людей. Кто сегодня ходит в  театр?

— Конечно, основная часть зрителей — те, кто ходил в наш театр во все времена. Интеллигентная думающая публика. Но  сейчас в зале много молодежи. Детей-гаджетов. (Смеется.) Это поколение моих артистов, они учатся в других вузах, много общаются в социальных сетях, обмениваются самой различной информацией, и поход в театр для них — не заранее запланированное мероприятие, а часто спонтанное. Кто-то написал в «Фейсбуке», что классный спектакль, нужно посмотреть, они списались, и пришли. Молодая смелая, иногда — жесткая, порой —  сентиментальная, как ни странно, публика.

Интересно, а народные депутаты захаживают в театр хоть изредка?

— (Задумывается.)  Нет. Я, во всяком случае, не замечала. Часто приходят   актеры, режиссеры из драматических театров, музыканты. У депутатов, очевидно, не хватает времени. (Улыбается.)

Я видела в зале на «Даме с камелиями» ребят в военной форме. Это ведь  не случайность? Вы пригласили?

— Бывает, и я приглашаю, но, в принципе, это инициатива руководства театра: на любой спектакль открыты двери воинам АТО. Бесплатно, конечно. Я часто выхожу в зал поздороваться с ними. Мне так хочется сказать какие-то теплые слова ребятам, обнять их, поцеловать... Выходит, порой, очень неумело. Ну и что — зато искренне.

А недавно мы выступали в госпитале перед бойцами АТО. Мы не афишировали это мероприятие, и потому  было  особенно приятно получить комплимент, что на наш концерт пришло даже  больше людей, чем к «франковцам» и актерам Театра имени Леси Украинки. Меня потрясло начало концерта: ребята входили в зал и останавливались под стеночкой. Будто хотели сказать: ну, посмотрим, конечно, но чему радоваться-то?.. А наши артисты смогли растопить этот  ледок — они та-а-ак нам аплодировали! Мы были счастливы!

А как вы относитесь к балетному или оперному спектаклю на тему Майдана? Я слышала такие предложения.

— Очень плохо отношусь. Вспомню аналогичный случай. После событий 11 сентября в Америке один актер поставил номер и выдвинул его на конкурс, написав: «Посвящается 11 сентября». Почему не человеческому горю, не трагедии, которая могла произойти и 9-го и 13-го сентября, января, мая?..  Мы же говорим о человеческой  боли вообще. И даже у Шекспира король Лир — обобщенный образ. Через ситуацию. Но он не документален.

У меня, кстати, были  серьезные душевные  метания во времена Майдана — я несколько раз хотела приостановить репетиции «Дамы с камелиями». Какой балет, когда погибают люди?!  Не понимала, зачем он нужен. Еще и «доброжелатели» старались. Мол, в стране АТО, а они ставят спектакль про проститутку... (А разве же наша постановка  об этом?)  Потом поняла — жизнь продолжается. И полезным своей стране можно быть, делая свою работу честно, искренне, профессионально.

Вы  служите  в театре уже третий год, поставили  балеты «Дафнис и Хлоя», «Дама с камелиями», хореографические сцены в опере «Запорожец за Дунаем». Вас любят ученики. Прекрасно принимает спектакли публика (сама свидетель). И в то же время я   слышала скептические оценки вашей работы, мол, разве это балет — мелкое подобие?  Откуда ноги растут?

— Более того,  у меня были постановки в Национальном театре оперы и балета еще задолго  до приглашения   на должность главного балетмейстера.  В будущем году исполнится 15 лет   «Венскому  вальсу». Это счастье! Мировым шлягером считается балет, когда его дают более ста раз. «Венский вальс» — такой спектакль. «Даниэла» Михаила  Чембержи.  Я также ставила хореографические сцены в «Наталке-Полтавке», «Ярославе Мудром», «Моисее», «Норме».

Откуда недоброжелатели? (Длинная пауза.) Не знаю. Может быть, оттого, что в околотеатральных кругах (особенно среди журналистов, пишущих на темы балета)   меня мало знают — я не занимаюсь самопиаром, не хожу на всевозможные приемы (все это  осталось в прошлом, в 90-х годах, когда каждый вечер был расписан — сегодня мы  идем на день рождения Пономарева, к примеру, завтра к Владу Ряшину на какое-то мероприятие, и так далее). Я работаю, и радуюсь, когда вижу результат. А желтая пресса... Даже не обижаюсь. Они должны подрасти. Не в том смысле, чтобы полюбить, что я делаю, боже упаси! А полюбить Театр.

Вы любите такой театр, как «Великий Гэтсби»?

— Удивитесь, но я не смотрела спектакль.

Как?!  Ведь эта постановка наделала столько шума! Ее обсуждали много и подробно  — и в театральных кругах, и  в масс-медиа.

— Объясню. Я сознательно  не пошла на «Великого Гэтсби», поскольку,  если бы захотела высказать свою точку зрения, и она (вдруг!)  оказалась критичной, мои слова были бы истолкованы неверно. Могу сказать лишь:  подобный продукт однозначно имеет право на существование, и у него, несомненно, будет много поклонников. С другой стороны: это не академический балет, который   строится на уникальной  пальцевой технике (танцовщики  восемь лет учатся стоять на пальцах!). В мире подобная   техника постепенно утрачивается. А если в украинском балете есть возможность пользоваться ею, зачем же лишаться этого? Нужно стремиться к высшим образцам классического танца, и привносить новое в балет также средствами классики. Для сравнения: представьте, что в филармонии сегодня вдруг отказались бы играть Бетховена, заменив его на Эллу Фицджеральд, к примеру. Это прекрасная музыка, я сама ее очень люблю, но при чем здесь филармония?! А вот  гений  Бетховена в тандеме  с  непревзойденным  Джоном Гальяно, — прекрасный микст. В данном случае,  одна эстетика дополняет другую.

О МУЗЫКЕ И БАЛЕТЕ. БАЛЕТЕ И МУЗЫКЕ

— Подведем итоги.  Итак, вы положительно относитесь к грамотному сочетанию классического и современного танца. А к бессюжетному балету, подчиняющемуся лишь музыке?

— Прекрасно отношусь! Я ведь начинала свою карьеру на первой кафедре современной хореографии в СНГ. Занималась вначале классическими танцами, затем создала первый в Украине коллектив современной хореографии «АНИКО Балет».  «Болеро» — это замечательно. И никакой испанской темы. Равель ведь написал его после посещения какого-то завода. Эта музыка, по сути, связана с накоплением энергии и любви человека к человеку. Когда одна клеточка цепляется за другую — цепная реакция. Взрыв звезд! —  И жизнь начинается сначала. Совершенно потрясающа «Шопениана»! Когда я не работала в репертуарном театре, как раз и ставила бессюжетные, чисто эмоциональные балеты. В академическом коллективе не имею права так действовать: либо театр «имени себя», либо играешь по законам команды.

Есть  термин — образно-эмоциональная музыка, образно-эмоциональная хореография. Например, «Драгоценности» Джорджа  Баланчина. Танец: и вот тебе — рубины, бриллианты, изумруды! Роскошь! Это мечта любого балетмейстера. Счастье, когда человек может позволить себе как профессионалу слиться с музыкой. Это самое чудесное прикосновение к искусству.

В начале нашего разговора вы обронили  фразу насчет тихого аромата питерского танца. А каков аромат у нового украинского балета?

— (Не задумываясь.) Аромат сирени. Еще когда я ставила  «Венский вальс», у нас не оказалось нот. Как мы их добывали, отдельная история. В итоге, мой выбор пал на карояновскую версию Labella — она как галопирующая мазурка. Я понимала, как писал композитор, что чувствовал. И когда цветет сирень на даче, эта музыка тотчас звучит во мне. Несомненно, новый украинский балет — это аромат свежей сирени. Еще и цвет красивый! (Смеется.)

 

Ирина ГОРДЕЙЧУК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ