Недавно, перебирая личные архивы, Святослав Васильевич нашел пожелтевший от времени листок с машинописным текстом. Это — авторский оригинал стихотворения «Аплодуйте акторам» Роберта Третьякова. Почти полвека тому назад поэт посвятил его другу, молодому актеру... Самая первая реплика, которую Максимчук произнес в эпизодической роли, была: «Отворяйте двери»! Похоже, она стала пророческой, и актер подобрал к ним «ключ»: стал режиссером и главным действующим лицом своей жизни и творчества. Святослав Васильевич знает секрет молодости. Каждое утро «заряжает» себя хорошими строками, которые читает или достает из памяти. Его энергии можно позавидовать...
Самое яркое воспоминание из школьных лет — появление Святослава Максимчука в нашей львовской школе №11 вместе с молодым тогда поэтом Романом Лубкивским и прозаиком Дмитрием Герасимчуком. Гости, приходившие на литературные «огоньки» сыграли определенную роль в выборе наших жизненных ориентиров (двое стали журналистами, а первый красавец Иван Гаврилюк под непосредственной опекой Святослава Максимчука — киноактером и режиссером).
По-видимому, в судьбе не бывает случайных совпадений во времени и пространстве. И то обстоятельство, что Святослав родился 9 марта, как и Тарас Григорьевич Шевченко, стало знаковым для Максимчука. Эта дата иногда держала в напряжении и даже... выручала.
— По окончании школы я поступил на факультет журналистики Киевского университета им. Т. Шевченко, но во время экзаменов заболел, — вспоминает Святослав МАКСИМЧУК. — Если бы поступил тогда, то учился бы параллельно с Робертом Третьяковым, Василием Симоненко, Борисом Олийныком. Не знаю, каким бы я журналистом стал, но за свои взгляды сидел бы — это наверняка. Позже судьба свела меня с Третьяковым, когда работал педагогом на кафедре сценической речи Харьковского театрального института. На третьем курсе мы проходили жанр поэмы, и я взял поэзию шестидесятников — Ивана Драча, Лины Костенко, Николая Винграновского. Встретились с автором. Познакомились, поговорили, пошли на кофе, и потом он уже постоянно приглашал меня в Союз писателей на вечера. С тех пор писательская среда стала для меня родной. А когда я приехал во Львов, Михаил Косив дал почитать запрещенные произведения Франко, в частности «Що таке поступ?»...
Очень непростая ситуация сложилась в 1965 году после арестов Михаила и Богдана Горыней, Михаила Осадчего, Михаила Косива. Вспоминаю, вертелся около нас очень пронырливый парень. Пел в пяти хорах, а слуха абсолютно не было. На мое 30-летие признался: «Меня тянет за вами, как собаку за телегой». Впоследствии, он выбросился из окна. Не помогли ли ему? Вспоминаю еще один эпизод. У нас с Ярославом Кендзером был общий куратор из КГБ. После премьеры «Ричарда III» пригласил Ярослава и начал расспрашивать, как играл Максимчук? Тот говорит, что роль — эпизодическая, не о чем говорить. «Э-э-э, не говорите, а как он в зал бросил реплику: «Вы — сволочи, вы — негодяи! Придет месть на ваши головы!» Как он это говорил!..», — не успокаивался куратор. Таким образом, шекспировский герой, которого вели на казнь, тоже «провинился» перед системой...
Уже покойный режиссер Владимир Опанасенко, тогда еще молодой, признался: «Я хотел тебе дать роль бывшего политзаключенного, но директор запретил». А может быть, это и к лучшему? Я предпочитаю не говорить о каких-то творческих или личных неурядицах.
С 1966 года я начал сотрудничать с бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей Украины. Выступая, читал не только произведения современников, но и Франко, Шевченко. Именно тогда почувствовал: когда встречаешься с людьми с глазу на глаз, невольно становишься внутренне более искренним. Я предлагал публике то, что проросло сквозь мое духовное, мировоззренческое естество. Читатель нередко «прозревает», когда знакомится с творчеством писателя при помощи актера. Вот все вроде бы знают Сковороду, и когда читаю его «вживую», у людей глаза круглые от удивления: Боже, какое это все современное!
Меня часто спрашивают, как я запоминаю произведения, просят совет. Все свои масштабные программы — «Похороны» Ивана Франко, «Галилей» Евгения Плужника, «Бал в опере» Юлиана Тувима, «Мой Дагестан» Расула Гамзатова и другие я больше всего прорабатывал во время гастролей театра. После репетиций уединялся и начинал вчитываться... Я много читал. В книжных магазинах покупал все новинки, и когда чувствовал, что сердце вдруг начинало учащенно биться, читал еще и еще раз. Потом на несколько дней откладывал, снова читал. Я должен обжечься о пламя, которое заложено в том или ином произведении. Так было, в частности, с сатирой Владимира Самойленко. Это очень и очень дорогая грань моего творчества. Досадно, что даже интеллигенция не знает о такой удивительно современной личности.
Наш род называют Перцовским, потому что когда-то прадед построил дом в урочище Перцовская гора на Ровенщине. И я тоже имею прозвище Перец. Мой отец учился в церковно-приходской школе всего две недели. Началась Первая мировая война, мой дед пошел на фронт, и парню нужно было цепом хлеб молотить. Но он читал все, что попадало в руки, а самое интересное, особенно юмор, сразу помещал в свою память. Сельские женщины-солдатки приносили ему письма с фронта, просили прочитать и написать ответ от их имени.
Одну из юморесок Степана Руданского, которую впервые услышал от отца, до сих пор исполняю так, как запомнил в детстве. Когда возникает потребность «вынуть» из памяти уместные к определенной ситуации произведения, они мгновенно всплывают из глубин на поверхность, как реактивный самолет — в небеса. И этим сакральным действом я уже не руковожу.
— Украина должна быть благодарна Святославу Максимчуку за то, что он заставил ее слушать Ивана Франко. Именно того, которого она не знала и не могла знать, исходя из школьных программ и учебников, постоянно навязывающих стереотип и пытающихся упростить Ивана Франко как явление в украинской литературе, — говорит Роман ГОРАК, директор Литературно-мемориального музея Ивана Франко, писатель. — Сложно сказать, как бы сложилась судьба Святослава, если бы он не попал во Львов в очень специфический период. Во время хрущевской оттепели наш город побуждал к активным действиям, и это глубоко чувствовал Максимчук. Его первые роли в Театре им. М. Заньковецкой сразу засвидетельствовали специфичность характера творчества: он стремился делать в своей роли... еще один театр. Если бы были тогда режиссеры, умевшие ставить моноспектакли. К величайшему сожалению, их и теперь редко встретишь. Поэтому Святослав Максимчук решил эту проблему сам: начал делать свои моноспектакли. Первой попыткой было чтение в союзе писателей «Похороны» Франко. Фактура этой поэмы давала возможность развить целый спектакль, ведь там говорят пять действующих лиц (разного характера и темперамента), которые имеют разные взгляды на одно и то же дело. Максимчук получил прекрасную возможность показать себя одновременно в пяти ракурсах. Я присутствовал при этом и видел, как... редели ряды, потому что были напуганы, услышав слова:
так много,
І чом для них каліцтво
не страшне?»
А некоторые считали, что это какая-то провокаторская вещь и, может быть, у Франко ее и не было. Впоследствии, Максимчук начал триумфально выступать во Львове. Он очень быстро нашел очень благодарную аудиторию — студенческую. Он знает почти всю поэзию Ивана Франко. Ему очень легко построить свою программу, чувствуя специфику, энергетику аудитории. Святослав Максимчук приучил Львов к произведениям гражданской тематики, которые писались для площадей. Там слово должно было зависать, звучать в воздухе, взывать к сердцу и к уму каждого. Он умеет владеть широкой аудиторией, его слово гремит. Актер читает все три знаменитые поэмы Ивана Франко — «Похороны», «Иван Вишенский» и «Моисей». Эти произведения вершинные в творчестве Франко и, в целом, в литературе. Он артист-интеллектуал.
Жаль, что его программу «Моя Франкиана» Театр им. М. Заньковецкой не часто включает в репертуар камерной сцены. Зато сценической площадкой, где Максимчука всегда с радостью встречают, является наша музейная Франковская гостиная. Здесь собирается интеллектуальное общество. Мне трудно даже представить, что будет, когда Максимчук, не дай Бог, перестанет читать Ивана Франко. Это будет катастрофа, потому что скольких я не слушал, — нет того гражданского, вечевого звучание слова, как у него.
— В начале 60-х годов в наш театр влилась большая группа выпускников заньковецкой театральной студии, Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. Тогда же приехали из Запорожья Федор Стригун, Таисия Литвиненко и выпускник Харьковского театрального института Святослав Максимчук, — вспоминает актер Театра им. М. Заньковецкой Богдан Козак. — Это было очень интересно на то время, ведь Львовский театр имеет богатые традиции. Именно Святослав познакомил нас, молодое и среднее поколение актеров, с Софией Владимировной Федорцевой, которая приехала из Харькова во Львов после выхода на пенсию. Это была выдающаяся личность, народная артистка Украины, работавшая с Лесем Курбасом. Собственно, ее дом стал литературным и актерским салоном. Раз в неделю мы собирались у Софии Владимировны. Она блестяще читала украинскую поэзию и прозу. Даже имела вечер в Доме актера, ее выступление организовывал Святослав. Она и его побуждала к чтению... В начале 70-х (начались аресты Хельсинкского союза и цензурные просмотры актерских программ) Святослав попал в немилость, и это отразилось на его актерской судьбе. Но он упрямо продолжал готовить большие программы: «Мария» Шевченко, «Галилей» Плужника.
В начале 90-х годов он стал инициатором, режиссером, продюсером «Заньковчанских вечеров», на которых выступали президенты Украины, известные украинские писатели — Лина Костенко, Иван Драч, Дмитрий Павлычко, Валерий Шевчук. Благодаря этим вечерам львовяне имеют возможность общаться с лучшими представителями литературной и политической элиты.
Сейчас воспитанники Максимчука работают у нас в театре. Он о них заботится, как отец о детях: приглашает в свои программы, отправляет на конкурсы, записывает с ними передачи на Львовском телевидении. Святослав — уникальная личность. Я очень хотел бы, чтобы он написал свои воспоминания, ведь так много видел, со столькими прекрасными людьми встречался. У него блестящая память на детали, характеры, атмосферу, в которой происходили события. Он воспроизводит все это, когда рассказывает. Такая книга будет еще одной страницей его творчества, я думаю, очень интересной.
СПРАВКА «Дня»
Святослав Васильевич Максимчук родился в селе Ремель на Ровенщине. Закончил актерский факультет Харьковского государственного театрального института (курс Д. Антоновича). Работал в Харьковском облдрамтеатре, затем Харьковском театре им. Т. Шевченко. Параллельно работал преподавателем сценической речи Харьковского театрального института. С 1964 г. и до сих пор — актер Львовского театра им. М. Заньковецкой. Автор и ведущий «Заньковчанских вечеров». Неоднократный лауреат и дипломант конкурсов чтецов. Народный артист Украины записал свыше двадцати аудиоальбомов «Украинская классика от Святослава Максимчука».