Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ареал дьявола

1 сентября, 2005 - 20:45

Несколько месяцев назад я уже писал о циркуляции слухов вокруг бюджетного проекта издания классики. Сейчас эти слухи сгустились до почти материального состояния. Идея издать сто книг украинцев-классиков принадлежит гуманитарному вице- премьеру Николаю Томенко. Какие классики достойны «окнижения», будут решать пять членов редколлегии — пока известны трое: философ-культуролог Мирослав Попович, философ-литератор Оксана Забужко и профессор Киево- Могилянской Академии Вера Агеева.

Бюджет проекта, говорят, — двадцать миллионов гривен: половина — из бюджета, половина — спонсорская, от UMC. Ориентировочные тиражи каждого тома — от 20 до 35 тысяч экземпляров. Песня!

Далее — детали, ареал дьявола.

Деталь первая: кому она нужна, эта классика? Т.е. какова целевая аудитория проекта? Если тиражи будут отгружать библиотекам, будем иметь примитивный сервис к школьным и частично вузовским программам. Но это не решает ни одной из двух главных проблем проекта: динамизации книжного рынка и актуализации самой классики.

Что касается импульсов для книжного бизнеса (если украинское государство действительно хочет иметь бюджетообразующий книжный бизнес вместо нынешней спонсорской книжной самодеятельности) — иллюстрация из не очень далекой мировой книжной истории. В 1992 году такое себе среднее английское издательство «Wordsworth Editions» решило «прощупать» рынок на предмет актуальности классики: выпустили четыре книги в мягкой обложке без предисловий и комментариев (что было грубым нарушением британской традиции). Голый безгонорарный классический текст при действительно массовом тираже позволял поставить психологически привлекательную цену — 1 фунт стерлингов (однотипные книги тогда стоили от 3 до 6 фунтов). Первый же выпуск — Эмили Бронте — «разлетелся» в 600000 экземплярах.

Ясное дело, золотой курицей сразу заинтересовался издательский гигант «Penguin». Развив и углубив идею: вместе с «однофунтовиками» начала выходить серия «Penguin 60» — уже совсем тоненькие книжечки форматом в две трети открытки и стоимостью 60 пенсов. Здесь печатались короткие произведения или отрывки из объемных — Киплинг, Конан-Дойл, Оруэлл, Марк Аврелий, Фройд и даже Чехов. За первые полтора месяца проданы четыре с половиной миллиона экземпляров.

Вся эта спецоперация имела точно просчитанную целевую аудиторию: родители школьников купили своим чадам «полный комплект классики» по цене нескольких избранных томов; студенты избавились от тяжкого выбора — купить одну книгу или несколько кружек пива; широкий круг социально активных людей «клюнул» на креатив резкого отталкивания от традиций. Ну а магические цифры продаж стали для классики подиумом. Так бизнес помог решить культурологическую проблему: классика опять вошла в моду.

Кстати, путь ценовой минимизации — не единственно возможный. Вспомните не менее успешный советский проект: 200-томная Библиотека всемирной литературы. Каждый том в суперобложке стоил выше средней цены. Наш модерный украинский проект реанимации классики, похоже, берет себе за образец именно БВЛ. Так почему бы не внедрить и подзабытую подписку (с ощутимыми преференциями полноформатным подписчикам)? Тем более что такой успешный опыт имеет сегодня харьковский книжный «Клуб семейного досуга». При больших тиражах можно вложиться в умеренную цену даже с роскошными суперобложками (вроде тех, которыми в начале 90-х оформляло свои собрания произведений харьковское «Фоліо»).

«Проект Томенко» ориентирован на рыночные продажи — и это его главный плюс. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме точного определения потенциального покупателя. Что-то уже, говорят, исследовал в этом направлении социолог Сергей Макеев — супер! Еще бы ознакомиться с этими результатами… Но в любом случае без концептуального креатива не обойтись.

Во-первых, чьи фамилии мы увидим на обложках? Если верх возьмет принцип политкорректности и нам предложат провальный список школьной программы — тогда конец. Никакой академический инструментарий не способен сегодня реабилитировать тексты, которые уже давно из разряда литературных перешли в категорию социологических. Можно конечно и дальше истязать старшеклассников волами, которые до сих пор ревут, но заставить их это добровольно покупать — никогда. Книжные аналитики мира сходятся в одном: главный мотив современного покупателя книг — удовольствие. Поэтому давайте оставим Панаса Мирного Шкляру — он предлагает единственно возможный путь реинкарнации этого произведения (без шуток): через апгрейд.

Во-вторых, запланированы основательные предисловия/комментарии — они, как обычно, будут определять место автора в культуре или, отбросив музейную риторику, попробуют убедительно доказать актуальность именно этого классического текста? Неминуемость, как говорится, принятия решения? А если кокое-то произведение дается только на мемориальную экспозицию — и не тянуть его к массовому читателю? Готовы ли к такому революционному шагу «наши самые известные литературоведы», которым планируют заказывать предисловия? А может, предложить подумать над этим молодым и наглым?

Чтобы новая классическая серия завоевала рынок, нужна по меньшей мере вера издателей. Рыночная вера невозможна без финансового риска. Поэтому, если деньги исполнителям классической серии будут выдаваться со 100-процентным возмещением всех расходов — будем иметь продукт, нечувствительный к современному спросу. Будем иметь только шум спущенных в унитаз бюджетных и спонсорских денег.

Слышу жалостливый аргумент: это дискриминация малых издательств, у которых нет оборотных средств для покрытия половины себестоимости книги. А пекиджинг зачем? Т.е. соглашение о совместной деятельности между финансово слабым, но интеллектуально достаточным издателем и издателем-конвейером? Между прочим, «Фоліо» долго и успешно эксплуатировало эту форму сотрудничества с московским «АСТ».

Государственный интерес состоит не в том, чтобы подбросить отечественному производителю временный заработок. А в понимании неприятного, но факта: в современном обществе потребления достигать культурнических целей можно только с помощью манипулирования потребительскими ценностями. Иначе говоря, провоцирование спроса на украинскую книгу (включая классику) — дело не для штатных плакальщиков-патриотов, а для трезвых аналитиков рынка.

Константин РОДЫК, главный редактор журнала «Книжник-review», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ