По традиции, новый — 89-й театральный сезон мы начинаем нашей визитной карточкой — спектаклем «В плену страстей» по пьесе Леси Украинки «Каменный властелин». На этот раз в роли Дон Жуана на сцену впервые выйдет молодой артист Евгений Авдеенко. Главный нравственный, творческий, эстетический критерий нашего театра также остается неизменным. Слова Николая Васильевича Гоголя о том, что театр — это «кафедра, с которой можно многое сказать миру», стали нашим девизом, эпиграфом ко всему, что мы делаем.
Мне представляется, что сегодня, в наше непростое время, театр должен, прежде всего, консолидировать людей, эмоционально заражать их добром, миром. Знаете, у нас есть спектакль, идущий в репертуаре более сорока лет — «Насмешливое мое счастье» по письмам Чехова. В одном из микроэпизодов Чехов озвучивает свое завещание и говорит, обращаясь к сестре: «Помогай бедным. Береги мать. Живите мирно. Антон Чехов». Удивительно, как чутко воспринимает это сегодняшний зритель. Спектакль идет десятилетиями, а в последние два раза, этим летом, Вячеслав Езепов, исполняющий роль Чехова, сказал: «Живите мирно», — и зал взорвался аплодисментами.
Последние два года наш театр часто обращался к классике. Мы поставили Реньяра, Мольера, Тургенева (его «Нахлебник» впервые был реализован на украинской сцене), в полный голос звучит с нашей сцены слово Тараса Григорьевича Шевченко в спектакле «Везде один...». Сегодня он вызывает очень острый, горячий отклик зрителя. Последней премьерой прошлого сезона стал спектакль «Джульетта и Ромео», и мы горды, что с нашей сцены зазвучало и шекспировское слово...
В этом сезоне мы начнем работу сразу над несколькими спектаклями. Первая премьера — пьеса греческого драматурга Димитриса Псафаса «Требуется лжец». Это комедия о депутатской деятельности. Об ответственности депутата, его честности. Думаю, что сегодня эта проблема достаточно актуальна. Молодой режиссер Дмитрий Морозов репетирует пьесу одного из самых востребованных современных драматургов Надежды Птушкиной «Ненормальная».
Мы начали работать над одной из лучших, самых загадочных и талантливых пьес известного российского драматурга Алексея Арбузова «В этом милом старом доме». В спектакле будут заняты корифеи нашего театра — Валерия Заклунная, Юрий Мажуга. Артисты среднего поколения — Татьяна Назарова, Дмитрий Савченко, Анна Артеменко и молодежь. Мы надеемся, что этот спектакль также войдет в русло гоголевской формулы, о которой я сказал выше.
И конечно же, в грядущем сезоне мы вновь обратимся к классике. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова, и мы не оставляем надежду начать работу над его «Маскарадом». А режиссер Ирина Барковская начинает работу над лучшей пьесой Генрика Ибсена «Нора».
Наш театр носит имя Леси Украинки благодаря спектаклю «Каменный властелин», поставленному Константином Павловичем Хохловым в 1938 году. Практически, он открыл сценическую дорогу этой пьесе. Также нам представляется важным обратиться к еще одному великому произведению украинской драматургии — «Украденное счастье» Ивана Франко. Пьеса шекспировского масштаба. Очевидно, играть ее будем на украинском языке и для постановки планируем скооперироваться с франковцами. Опыт такой совместной работы у нас уже был: в спектакле «Везде один...» от имени Шевченко играет один из лучших артистов Театра им. И. Франко Петр Панчук. Получится скооперироваться вновь — замечательно, не получится — будем ставить своими силами.
Творческие задачи, стоящие перед нашим коллективом в этом сезоне, достаточно серьезные. Надо работать лучше, эффективнее, качественнее. Это требует совершенно иной подготовки артиста к каждой репетиции, к каждому спектаклю, постоянного обновления актерской техники. Ведь театр не стоит на месте, как и сама жизнь. Вот этой — внутренней работе мы уделим особое внимание. Уровень профессионализма — очень серьезная вещь. Театр должен четко ощущать дух времени. То, что сегодня мы стоим на пороге подписания ратификации Соглашения с ЕС, движемся в Европу, также ставит перед всеми нами достаточно серьезные профессиональные задачи. Идти в Европу и работать расхлябанно нельзя. Поэтому, мне кажется, подписание должно активизировать каждого работника театра — артиста, сотрудника творчески-производственных цехов. Европа живет по закону up or out. Ты либо движешься вверх по профессиональной лестнице, либо остаешься не у дел. Очевидно, наши люди этот закон еще не до конца усвоили, и стоит делать особый акцент на качество работы, интенсивность труда каждого работника театра.
Кроме того, мы, безусловно, учитываем сложность времени, в котором живем. Поэтому мера благотворительности, существовавшая в театре и ранее, будет продолжена в новом сезоне. Мы сыграем спектакль в благотворительный фонд военного госпиталя в Киеве и фирмы «Петр Великий». Думаем над тем, как помочь жителям юго-востока. И может быть, наши маленькие спектакли отправятся туда с гастролями. Например, премьера прошлого сезона — спектакль о Клавдии Шульженко.
Несмотря на все существующие сложности, театр планирует отправиться на гастроли в Болгарию с камерным спектаклем «Эдит Пиаф: жизнь в розовом свете». По инициативе министра культуры Евгения Нищука в ноябре спектакль «Везде один...» увидят зрители Львова и Харькова. Нам кажется, это очень важные гастроли. Очень хотелось бы, чтобы слово Шевченко благодаря нашему спектаклю зазвучало по всей Украине.
В заключение хочу сказать: главный вопрос в любом деле — в стране, в театре, в спектакле — это вопрос команды. Нет команды — не будет дела. В театре это особенно важно, потому что спектакль — это ансамбль. Ансамбль людей, которые соединяются вместе, которые могут и хотят что-то сделать. Мне кажется, в нашем театре эта команда, этот фундамент есть. В самых разных службах и цехах. Во всех поколениях.