«Жизнь ужасна и бессодержательна. И только тот, кто любит вопреки всему, может верить в то, что в ужасе бессодержательности кроется хоть какой-нибудь смысл», - Фридрих Дюрренматт.
Что может оправдать наше пребывание в этом мире вместе с нашими грехами или маленькими погрешностями? Любовь. Да, только любовь оправдывает наше существование на Земле. Фантасмагорически-жизненную историю о том, как любовь берет власть над человеческой судьбой и становится движущей силой в ней, с филигранной точностью изображает режиссер Тарас Жирко на сцене театра "Сузір’я".
Перед зрителем предстает вполне реалистичная история, словно о каждом из нас, ведь ни один человек не может похвастаться абсолютной чистотой своей души и отсутствием скелетов в шкафах. Но каждый из нас любил так же, как и каждый герой/героиня спектакля "Авария", о котором пойдет речь далее. Почему он кажется фантасмагорическим? Потому что обстоятельства, при которых разворачивается событие, не являются рядовыми или бытовыми.
Главный герой - Альфредо Трапс – попадает в, казалось бы, незначительную аварию и вынужден остаться на ночлег у пожилой женщины, которую ему любезно посоветовал автомеханик, который окажется главным ключником этого рассказа. Ведь он является его начинателем, первооткрывателем, но и последнее слово, запирающее ворота этой истории, тоже будет за ним.
Прислушавшись к совету автомеханика, Трапс оказывается в гостях у загадочной пожилой дамы, которая решает воспользоваться появлением такого гостя и привлечь его к игре, в которую она со своими не менее загадочными приятельницами систематически играет. Таким образом герой оказывается на воображаемой (или нет) скамье подсудимых в окружении бывших судей, прокурора и адвоката, норовящих утолить свои профессионально-служебные инстинкты и "осудить" Альфредо за преступление, которое он не совершал (или ему так казалось на тот момент).
Роль главного героя и, соответственно, подсудимого исполняет Евгений Нищук. Его Трапс – на первый взгляд, типичный бабник, герой-любовник, стремящийся устроить себе комфортное, беззаботное существование, не придавая серьезного значения чувствам. Но на самом деле в погоне за высокой должностью, успешностью, финансовой независимостью скрывается нехватка внимания к его личности и страх быть незамеченным. Об этом свидетельствует хотя бы неоднократное хвастовство своим крутым автомобилем красного цвета. Красного – чтобы ловить на себе как можно больше взглядов, в идеале – завистливых. Нищук раскрывает своего героя, как ребенка, которого в детстве недолюбила мать, чье внимание он пытается теперь найти в каждой своей любовнице (даже собственного адвоката кокетливо называет "мамой"). Азартный, часто беззаботный и безответственный, местами корыстный и безнравственный, глубоко в душе он просто хочет любить и быть любимым. Но "На все есть своя цена",- говорит ему судья, еще будучи неприметной бабушкой, и эти ее слова чрезвычайно правдивы. За каждую свою любовь или даже попытку овладеть ею придется платить. Каждому человеку по-своему, но, к сожалению, бесплатный сыр только в мышеловке. В которую как раз и попадает Альфредо, не понимая, на что он дал свое согласие, начав игру.
Итак, герой оказывается в центре так называемой "игры" в окружении трех, на первый взгляд пожилых, женщин, которые впоследствии докажут, что они, как и любовь, пребывают вне времени и не могут иметь возраста. Каждая из них является абсолютно достоверным образом из нашего общества, но и определенной личностью в отдельности.
Судья (Елена Узлюк) - неприступная, хитрая, часто несправедливая, будто не имеет собственного мнения, выносит приговоры, опираясь только на предоставленные ей обстоятельства, доказательства и слова свидетелей. Согласитесь, как часто в жизни мы встречаем подобных персонажей, еще и часто страдаем от них.
Прокурор (Татьяна Олексенко-Жирко) - холодная, волевая, жестокая, работает по принципу "Лишь бы был человек, а преступление за ним точно найдется". Помогая осуждать других, она как будто отвлекает собственное внимание от своих шероховатостей судьбы и тем самым восполняет внутреннюю пустоту. Как много людей вокруг нас, которые так же самоутверждаются за счет других.
Адвокат (Анжелика Гирич) – осторожная, постепенная, рассудительная, она действительно заботится о подсудимом, предостерегая его быть осмотрительным на резких поворотах. Иногда это кажется даже гиперопекой и непрофессиональной привязанностью к клиенту. На нашем пути тоже встречаются такие "светлые ангелы", которые стараются нас защитить, ухаживать, научить, предостеречь от зла, но мы часто воспринимаем это как навязчивость и пренебрегаем ими, как это делает Трапс.
Но кроме того, что эти героини отражают разные стороны общества, каждая из них имеет свою историю, и, узнав их, сразу начинаешь все понимать. Каждая из них была несчастлива или неполноценно счастлива в своей любви.
Судья, имея отношения с деспотом и испытав большие неприятности от него, выстроила себе "железную" броню, которая должна бы ее защищать не только от несчастливой любви, а от любых внешних раздражителей. Именно это дало ей смелость хладнокровно выносить приговоры, даже не будучи уверенной в них.
Прокурор, получив нож в спину от любимого мужчины, бросившего ее и ушедшего к младшей, проглотила свою боль и стала обижена на весь мир. Теперь в каждом она видит виновного в своем несчастье и с удовольствием подводит подсудимых к жестоким приговорам, особенно мужчин.
Адвокат, имея отношения с женатым мужчиной, никогда не могла себе позволить выражать свои чувства в полной мере, потому что не было такой возможности. Она должна была прятать свои чувства от общества, сдерживать свои желания и ждать, когда для нее найдут время. Теперь она в болезненных поисках того, кому она может быть нужна, кто нуждается в ее защите и опеке и на кого она может выпустить свои чувства сполна.
Попав на скамью подсудимых в такой суд и оказавшись среди этих женщин, Трапс вынужден был отвечать за каждого мужчину, виновного перед ними. В процессе суда главный герой уже не уверен в фантомности своего преступления и в своей "чистоте", которую он так пытался доказать сначала. Ему уже не столь важен приговор суда, как его собственный приговор для самого себя. И уже независимо от решения суда, наказание для себя должен избрать он сам.
Вот так, во время движения по шоссе на большой скорости, с уверенностью в своем водительском мастерстве, неосторожность на резком повороте может привести к последней аварии – ключевому моменту. Особенно, если этих опасных поворотов, а с ними и правонарушений, было очень много. Обязательно наступит момент, когда придется платить все штрафы. Смягчить ответственность за это может только любовь. Именно любовь главного героя привела его к скамье подсудимых, именно она сопровождала его на пути к наказанию и она же и стала его спасительным кругом.
Существует такое поверье: в момент, когда человеку наступает время "отдыхать" от всего мирского и его душа находится на распутье к своему дальнейшему месту пребывания, Апостол Петр, охраняющий ворота в Рай, на современном языке - проводит анализ и подводит итог жизни человека, на основе чего и принимается решение о месте его дальнейшего пребывания. В спектакле олицетворением Апостола Петра является автомеханик, упомянутый в начале этого текста. Ведь на самом деле это он приводит Альфредо Трапса в гости к бывшей судье, и в финале именно он освобождает подсудимого, отдавая ему ключи, которыми Трапс отпирает кандалы, которыми был скован, и тем самым дарит ему свободу и возвращает его к жизни после пережитой клинической смерти. Этот многозначительный образ на сцене олицетворяет Лесь Заднипровский. Он наделяет своего героя внутренним теплом, мудростью, умеренной суровостью и тонким чувством справедливости. Благодаря чему он становится особым обрамлением данной истории.
Спектакль "Авария" Тараса Жирко оставляет после себя большое пространство для размышлений и рождения новых мыслей, за что следует поблагодарить режиссера. Но самое главное – он доказывает, что только любовь спасет этот неидеальный, часто несправедливый мир.
Фото предоставлено театром «Сузір‘я»