Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ave, Europa! Ave, Украина...

24 декабря, 1996 - 20:23

Амфитеатр украинского интеллекта, украинской мысли, украинского духа до сих пор не построен. Той самодостаточной в своей историчности, округлости, в своей архитектурно-композиционной завершенности арены (или правильнее арен) для общенациональных дискуссий и форума (форумов) для элитарной мысли у нас на сегодня нет. Место, которое должно было быть отведено этому амфитеатру, оккупировано в результате политического и культурного рейдерства мультимедийной бутафорией тарахтящих ток-шоу, где на общенациональном уровне разыгрывается монотонный бессмысленный третьесортный фарс. Эти шоу претендуют на свободу слова, мысли и достоверность. Но там, где преимущественно нет смыслов как таковых и нет ценностей как таковых, а есть лишь корпоративные интересы и заинтересованность в пиаре, нет ни свободы, ни достоверности, а мысль зачастую хилая и хромая.

Метафору амфитеатра как символа смысловой целостности и наполненности мне подсказала книга писательницы, культуролога, профессора Римского университета «Ла Сапьенца» Оксаны Пахлевской «Ave, Europa!». Это сборник статей, докладов, публицистических эссе, написанных в период с 1989 по 2008 год (в частности, и для газеты «День»). В этой книге осмыслено звучит тот голос конкретной личности, который имеет право четко, громко звучать в самом центре украинского интеллектуального амфитеатра и который в то же время не поймут в шуме популярных ток-шоу. Но так как нет такого амфитеатра, а под софитами павильонов телешоу душно и все места уже заняты, то просто нет пространства, где ему настолько громко звучать, чтобы слышно было далеко-далеко. И это логичная констатация непривлекательных реалий сегодняшнего дня, а не очередное якобы типично украинское кордоцентричное скорбение по утраченному и не обретенному. И снова виднеется беззвучность информационного маргинеса для самых смелых и осмысленных взглядов и мыслей украинских интеллектуалов?.. Ответы на такие вопросы, понятно, дает лишь время...

«Вступая в XXІ век, Украина фактически вынуждена решать проблемы, которые Европа решала для себя еще в ХІХ веке... Система постоянного прессинга и табуирования повлекла за собой отстранение общества от собственной культуры, «усталость» общества от постоянной напряженности, окружающей эти проблемы; как результат — «эскапизм», попытка освобождения от давления этих проблем путем адаптации к любым местным или импортированным «облегченным» моделям», — эти строки из доклада, прочитанного Оксаной Пахлевской на Первом конгрессе Международной ассоциации украинистов в Киеве в уже якобы далеком и совершенно ином по своей геополитической реальности 1990 году, сохранили свою актуальность и поныне. Автор определила триггерные, болевые точки в общественной материи колонизированного народа: эскапизм, сверхчувствительность и открытость к инородному маскульту, «усталость» от собственной истории, от самих себя, от многочисленных табу. Из усталости от табу, которые вдруг отменяются, могут родиться самые непривлекательные модели цинизма и вседозволенности; эта усталость развивает циничный ум и моду на стеб. Эра такого циничного ума и стебного мышления приходит после эры скованного идеологемами ума. И как долго она будет продолжаться и закончится ли в досягаемом будущем — и что же должно прийти на смену? Это лишь один из многих других, не менее контроверсийных вопросов, которые задаешь себе, прочитав книгу «Ave, Europa!».

В систематизированном, хронологическом изложении публицистика автора является историей интеллектуальных, профессиональных и просто человеческих поисков ответа на вопрос: куда и к чему должно стремиться украинское национальное сообщество вообще и каждый из нас, в частности. «Ave, Europa!» — это убедительная попытка перевести плакатный лозунг «Давайте интегрироваться в Европу!» в многомерную и полиплоскостную аргументацию. Аргументацию, понятную не только для рафинированных интеллектуалов; аргументацию, понятную чисто по-человечески. Европа как пространство, где наивысшей ценностью является человеческая жизнь, где у человека как такового есть не только обязанности, но и права, в отличие от неосоветского пространства пролонгированной во времени девальвации этой наивысшей ценности — вот та дихотомия, в которой Украина не должна застрять: «...страны Восточной Европы, имеющие культурное самоуважение, выбирают исключительно Европу. Страны, которые такого самоуважения не имеют, фатально притягивает к себе Россия: там без лишних усилий можно раствориться и НЕ БЫТЬ».

Вообще, даже молодые поколения украинцев, не говоря уже о старших, не очень-то и научены четко понимать то, что прекрасно понимают европейцы: постсоветский регион — это пространство, где человеческая жизнь объективно имеет на порядок низшую ценность по сравнению с Западом. В свое время понимать этот факт меня научили именно иностранцы — европейцы и американцы. Если в это вдуматься серьезно, то становится просто страшно. Многие из тех, кто над этим хоть раз задумывался, начинают мечтать о «ПАСПОРТЕ ПОБЕГА». Именно так, из всех больших букв автор «Ave, Europa!» дефинирует вожделенные грин-карты, ворк-пермиты (work permit) и остальные пропуска в благополучный и спокойной мир. «...Граница между Европой и НЕЕвропой — это, кроме прочих параметров, также граница между миром, где человек имеет право на достоинство, и миром, где у человека столько раз отбирали достоинство, что оно в конце концов стало казаться ненужным», — вот такая хирургическая точность в проведении демаркационной линии между двумя отличающимися геополитическими реальностями.

«...Европа — рядом, но она — недосягаема. В момент, когда, кажется, стало до Европы рукой подать, политические завихрения снова относят нас на противоположный, «восточный» берег», — этот тезис может быть лаконичным разъяснением названия книги «Ave, Europa!». Латинское «AVE!» означает как приветствие при встрече, так и прощание при расставании. «Я не знаю, какое из этих двух «AVE!» скажет Украина в ближайшие годы», — пишет автор в предисловии к изданию. Почему развитие и становление Украины как самодостаточной национальной реальности так сильно и прямо зависит от ее реинтеграции в Европу? «...Украина, действительно верная европейской природе своей культуры, никогда не будет ни «Малороссией», ни «Великой Украиной», наподобие «Великой России» или «Великой Сербии». Она получит, наконец, исторический шанс быть «Малой Европой». Поэтому сегодня вопрос европоцентричных ориентаций Украины — это украинское «быть или не быть». Возможно, предпоследнее. Возможно, последнее», — эти слова достойны реакции молчания больше, чем контрответов-словопотоков. Несмотря на всю свою категоричность и радикальность, они стимулируют живую внутреннюю мысль, живые рассуждения над судьбой своей и своей нации. Это то стимулирование, на которое, за отдельными исключениями, не способны сегодня ни украинские коммерциализированные медиа, ни политики, ни школьные учебники по истории, ни постмодерная литература стеба и эпатажа, ни кинематограф, развитие которого заморожено. Диктат рейтингов, денег, цинизма учит тому, что в жизни во всем можно обойтись практичным, а еще лучше циничным умом, но не критическим: «Вчера заблокированные отсутствием свободы, сегодня — отсутствием средств, — все равно мы заблокированные» (это было написано автором еще в 1994 году). Книга Оксаны Пахлевской активизирует именно механизмы критического, творческого и рационального мышления.

Еще стоит обратить внимание на одно уникальное свойство текста «Ave, Europa!». Это текст, существующий не как автономная от жизни автора вербальная реальность, не как словесный перформанс на 600 с лишним страниц. Другими словами, это не тот случай, когда есть автор, есть его жизнь, его будни, в которых он живет и мыслит так, как удобно, так, как нужно, чтобы приспособиться к этому изменчивому миру, чтобы иметь комфорт материальный и комфорт психологический человека, идущего в ногу со временем. Потом автор издает текст, написанный так, чтобы понравиться публике, чтобы хорошо звучал, много цитировался и хорошо продавался. «Ave, Europa!» — это пример противоположного подхода: автор пишет так, как живет, о том, чем живет, и так, как реально мыслит. Здесь написаны прожитые вещи. Здесь нет внешнего писания для публики во имя успеха, а есть внутренние размышления для себя во имя комфорта. В коррумпированной стране мы научились думать категориями откатов: говори то-то и то-то, официально делай так-то и так-то, но про себя думай, как бы сделать на этом откат или хотя бы маленький откатик. Ложь плетет свою паутину повсюду. Писать так, как думаешь, и жить так, как пишешь, без откатов — это непостмодерно, несовременно, непрактично и некомфортно сегодня в Украине. Но это очень честно.

В книге Оксаны Пахлевской много внимания уделено вопросу отношений Украины и России. Позиция автора четкая и безальтернативная: «...РОССИИ НУЖНА СЛАБАЯ УКРАИНА, А ЕВРОПЕ НУЖНА УКРАИНА СИЛЬНАЯ». Вот еще одна мысль: «ПРОИГРЫВАЯ УКРАИНУ, РОССИЯ ПРОИГРЫВАЕТ ТАКЖЕ САМУ СЕБЯ». С большими трудностями, с непрерывными кризисами — Украина рано или поздно найдет свою европейскую дорогу. Россия же рискует обрасти алеатами авторитарного и/или уголовного профиля, размывая все больше... европейскую часть своей идентичности». Автор расставляет смысловые акценты при помощи больших букв. Видение России как «энергократической неоимперии», «бензоколонки Европы», для которой Украина может быть лишь «шлангом», является априори контроверсийным и в какой-то степени провокационным для непривыкшего к украиноцентричному геополитическому мышлению общества. «Запад защищает собственные интересы. Россия защищает собственные интересы. Только Украина почему-то всегда защищает интересы НЕ СВОИ».

Это осмысленная и мотивированная ценностями антироссийскость, которая несравненно конструктивнее лакейской, анахронической пророссийскости многих наших политиков. В своей позиции автор исходит из того исторического факта, что тесное сосуществование с Россией в рамках одной империи, а потом в рамках СССР, всегда ставило под сомнение саму возможность бытия украинского народа как самостоятельного и полноценного национального организма.

Нужно отметить и то, что автор «Ave, Europa!» вовсе не идеализирует Европу: «Европа умирает. Рождается финансовая Европа, но Европа этическая, родившаяся на катарсисе Второй мировой, умирает. Потому что сегодня ее объединяет скорее страх перед прошлым, а не тревога за будущее... Эта Европа умирала в Боснии. Эта Европа умирает в Тибете. В Чечне. В Курдистане. В Чили. Европа умирает в неевропейских странах. Умирает везде, где она закрыла глаза на преступление против человечества, предав сердце своей истории». В книге нет идеализма как такового, есть лишь вера в идеалы и ценности, которые получат реальные шансы на утверждение именно в интегрированной в Европу, но не в «воссоединенной с восточными славянами-братьями» Украине. Потому что эти ценности сугубо европейские по своему генезису и геокультурному коду.

Вообще, на страницах издания артикулировано немало данностей и очевидностей современной украинской реальности, которые для квалифицированного, интеллектуального меньшинства, эмигрировавшего на маргинес информационного пространства, понятны и очевидны, а для абсолютного большинства либо незаметны и непонятны, либо просто являются неинтересными и слишком туманно-абстрактными. В книге Оксаны Пахлевской эти данности нашей жизни, «незаметные» для убаюканного импортированным китчем и потребительским стилем жизни общества, аргументировано, фактографически описаны и вписаны в созданную незаурядным интеллектом Стратегию национального развития Украины — Стратегию синхронизации процессов интеграции в Европу и национального самоутверждения. Украина в силу своего колониального прошлого не имеет опыта создания собственных стратегий развития. Майдан, который, по выражению автора, «принадлежит только себе», а не политикам, был манифестацией желания такую стратегию все же иметь. И вот «Ave, Europa!» — это 635 страниц, где выражена четкая, последовательная и осмысленная позиция относительно того, какой может быть эта Стратегия.

В книге звучит голос, который не срывается на крик, с одной стороны, и не обладает слезоточивым эффектом, характерным для заунывного оплакивания «украинской обездоленности», с другой. Этот голос звучит иногда категорично и безапелляционно. А иначе и нельзя, потому что нужно, чтобы его услышали ВСЕ, чтобы его услышали на самых высоких рядах амфитеатра национального интеллекта и национальной мысли, который, к тому же, еще нужно построить. От этого напрямую будет зависеть то, будут ли у украинской молодежи в будущем только ОБЯЗАННОСТИ или и ПРАВА, и ОБЯЗАННОСТИ, по выражению Оксаны Пахлевской. Я лично хочу иметь и то, и другое и жить в развитой стране, а не в плебеизированной, закрытой, загерметизированной, непонятной для внешнего мира провинции в тени неоимперии, поэтому «Ave, Europa!» для меня преисполнена жизнеутверждающего смысла.

Жанна БЕЗПЬЯТЧУК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ