Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Автор дал разрешение на постановку, когда узнал, кто будет играть»

В начале сентября киевляне и гости нашей столицы увидят две аншлаговые постановки Вадима Сикорского
22 августа, 2012 - 11:32
ВАДИМ СИКОРСКИЙ
ИНТЕРЕСНЫЙ АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ ДЕМОНСТРИРУЮТ БОГДАН КОЗАК (АБЕЛЬ ЗНОРКО) И ОЛЕГ СТЕФАН (ЭРИК ЛАРСЕН) В «ЗАГАДОЧНЫХ ВАРИАЦИЯХ» / Фото Тараса ВАЛЬКО

Гастроли Театра им. М. Заньковецкой состоятся на Камерной сцене Театра им. И. Франко при поддержке Почетного консульства Франции во Львове. 4 и 5 сентября львовяне покажут спектакль «Арт» по пьесе Ясмины Реза, а 6 и 7 сентября «Загадочные вариации» Эрика-Эммануэля Шмитта — это самые резонансные режиссерские работы Вадима Сикорского.

Спектакли на протяжении многих лет украшают афишу Львовского театра им. М. Заньковецкой, а также получили почетные призы на престижных международных фестивалях. Вадима Ивановича можно назвать «пионером», ведь именно он первым открыл для украинской публики современную французскую драматургию очень популярного автора — Э.-Э. Шмитта. Кстати, «Загадочные вариации» Шмитт написал специально для театрального бенефиса кинозвезды Алена Делона в Париже, а в Москве, в Театре им. Вахтангова, роль Абеля Знорко — интеллектуала, философа, эстета, писателя, Нобелевского лауреата играл любимец публики Василий Лановой. В Украине, в 1999-ом, первым поставил «...Вариации» львовянин В. Сикорский, а главную роль блестяще сыграл мастер психологического перевоплощения Богдан Козак, его достойным партнером выступил актер Львовского театра им. Леся Курбаса Олег Стефан (Эрик Ларсен).

«Мои герои говорят много, но они очень редко говорят правду. В ином случае не было бы игры на публику. Как только они бы начинали говорить истину, жизнь стала бы отрицать ее. В другом случае я бы не смог показать, найти игру одного перед другим, чтобы открыть всю правду. Люди по-разному реагируют на пути решения этой истории любви. Но именно такой была моя цель», — написал на своем сайте Э.-Э. Шмитт о «Загадочных вариациях».

Возможно, театралы помнят, как в 2003 г. заньковчане выступали в нашей столице. Тогда они презентовали несколько камерных спектаклей, в частности показали и свои «... Вариации», которые ошеломили не только публику, но и критиков. После триумфа львовян, к творчеству Шмитта стали обращаться режиссеры из разных театров нашей страны.

Восемь лет назад в афише заньковчан появился спектакль «Арт». Пьесу написала одна из популярных современных драматургов Запада Ясмина Реза. Она бывшая актриса, музыкант, автор нескольких драматических произведений, но самый большой успех ей принесла пьеса «»Art» («Искусство»), которую ставят во многих странах Европы и Америки. Сикорский сделал ставку на молодежь, и его спектакль дал старт для неизвестных актеров, которые сегодня уже стали профессионалами: Юрий Хвостенко (Иван), Назарий Московец (Серж) и Богдан Ревкевич (Марк).

О том, чем заинтересовали пьесы Ясмины Реза и Эрика-Эммануэля Шмитта и в чем секрет долголетия спектаклей «Арт» и «Загадочные вариации» рассказал «Дню» режиссер Львовского театра им. М. Заньковецкой Вадим СИКОРСКИЙ:

— Драматургия Реза и Шмитта меня привлекла своим высоким качеством. И «Арт», и «Загадочные вариации» с одной стороны — разные, а с другой — очень близкие. Авторов объединяет желание понять людей, они исследуют психологию поступков, чем живет каждая личность, какие имеет комплексы, как с ними справляется, как строятся отношения, каковы мотивы тех или иных поступков... Обе пьесы достойны, чтобы заинтересовать зрителя, и в них есть поле для творческого эксперимента для актеров, художников, и мне, как режиссеру, было интересно найти «ключик», чтобы не только передать общую фабулу, но и дать возможность публике разобраться в сложных сюжетных деталях и даже получить наслаждение от некоторых фраз.

«Загадочные вариации» — образец высокой европейской литературы, а сложность в том, что надо было найти актеров, которые смогут передать тонкий психологизм произведения и быть органичными на сцене. Козак — один из лучших актеров не только нашего театра, но и Украины, и в пару Богдану Николаевичу я искал соратника в этой сценической работе, чтобы дополнял дуэт, так у нас появился Олег Стефан из Театра им. Леся Курбаса. Вышел очень интересный актерский ансамбль, который я очень люблю. Каждый раз они играют фантастически и своей магией очаровывают зрителей. По-видимому, поэтому спектакль так надолго прописался в репертуаре.

Премьера «Арта» состоялась в 2004 году. Я поставил ее на молодежь. В труппу пришли ученики Богдана Козака — Юрий Хвостенко (в настоящее время один из премьеров театра), Назарий Московец (самый певучий из заньковчан) и Богдан Ревкевич (кроме актерского, имеет и режиссерское образование). Ребята очень мощно стартовали и почувствовали вкус сцены. Потом Хвостенко ярко играл главные роли в «Амадее», «Трех товарищах», «Небылицах об Иване» и др. Влюбленность в театр у Назария, Богдана и Юрия до сих пор осталась. Сегодня у них есть опыт и с каждым представлением они становятся все более профессиональными и уже не юноши, а молодые мужчины. Жизненный опыт добавляет глубину их игре. «Арт» — это история о трех друзьях. Пятнадцать лет общения не были омрачены спорами и непониманием, пока один из друзей не купил белую картину с белыми полосами. Этот «арт-шедевр» поссорил ребят, ведь Марк (Богдан Ревкевич) — сторонник классической живописи, а Серж (Назарий Московец) — любитель современного искусства, а нейтральный к живописи Иван (Юрий Хвостенко) пытается помирить товарищей. Разговор, который начался с вопросов искусства, довольно быстро переходит в сферу человеческих взаимоотношений и в психоаналитический сеанс...

— Спектакли «Загадочные вариации» и «Арт» имеют не только долгую жизнь во львовской афише, но и свою историю рождения. Где вы их показывали и как их воспринимали зрители за рубежом?

— Французский центр культуры опекал наш проект («Загадочные вариации» частично спонсировали дипломаты Посольства Франции). Его руководитель обратился к Шмитту с просьбой дать разрешение на постановку в Украине. Автор захотел знать, кто будет играть. Мы отправили актерское досье на Козака и Стефана: фотографии, перечень их работ на сцене, а вскоре пришло разрешение от месье Эрика-Эммануэля. Автор только попросил, чтобы в спектакле обязательно звучала музыка известного английского композитора Эдуарда Элгара «14 вариаций на оригинальную тему «Загадка» — произведение, о котором идет речь в пьесе. И чтобы оно звучало в симфоническом или фортепианном исполнении. Оказалось, что писатель философ по образованию и к тому же блестящий пианист. Думаю, может, поэтому его драматические произведения так интересно преломляются сквозь призму философских концепций и музыки. Знаете, время идет, а спектакль волнует зрителей. Наши «...Вариации» посмотрели все послы Франции, которые работали в Украине на протяжении этих 13-ти лет. Мы показывали «Арт» и «Загадочные вариации» на разных театральных форумах и всегда получали только одобрительные отзывы. Выступали актеры в Молдове, Польше, Румынии и других странах. Я даже не надеялся, что постановки будут иметь такой долгий путь. Кстати, во Львове у «Загадочных вариаций» есть свой фан-клуб.

— Приедете ли в Киев на гастроли?

— Необходимо приехать за несколько дней до начала гастролей, ведь надо адаптировать спектакли к другой площадке. У нас зрители сидят по периметру зала, а актеры выступают в центре, и в этом состоит эксперимент. Ведь что такое камерная сцена? Это определенный эксперимент с пространством. Актеры и зрители находятся в определенном противопоставлении, а не традиционно, как происходит на большой сцене. Такая постановка имеет определенную трудность для актеров, но усиливает восприятие зрителя. С публикой происходит другой контакт — интимность восприятия действа... Сегодня мы будем выступать на новой Камерной сцене Театра имени И. Франко, а там стационарная сцена и надо и подумать, как решить проблему с пространством. Надеюсь, что это нам удастся сделать и в Киеве.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ